В Гагаузии завершились выборы главы автономии — башкана. С результатом 51,11% голосов избирателей уже в первом туре победу одержала пророссийски настроенный кандидат Ирина Влах. 30 марта 2015 года Апелляционная палата муниципия Комрат признала выборы состоявшимися и утвердила её мандат руководителя автономии.
Это событие следует считать важным и положительным в плане расширения возможностей для развития российско-гагаузских отношений. России это дает основание напомнить кишиневским властям, что далеко не все в стране жаждут Ассоциации с Евросоюзом.
Перспективы развития отношений Комрата с рвущимся в Европу Кишиневом, блокированным со всех сторон Тирасполем и покровительствующей Москвой могут быть самыми неожиданными. Какие сигналы посылают партнеры Гагаузии новому башкану в эксклюзивном материале старшего научного сотрудника отдела Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса Геннадия Коненко.
Комрат-Кишинев
Отношения Гагаузии и Молдовы будут весьма сложными. Если Кишинев будет по-прежнему глух к повседневным нуждам Комрата, недовольство населения будет расти. А Гагаузия не требует ничего, кроме выполнения в полном объеме положений Закона об особом правовом статусе Гагаузии и Уложения Гагаузии, что делало бы территориальное образование подлинно автономным.
Когда гагаузы переживают серьезные трудности, их взоры обращаются к России. Наложенное в 2013 году Россией эмбарго на поставки винной продукции из Молдовы было смягчено возобновлением поставок сначала из Приднестровья, а затем и из Гагаузии. И на июль 2014 года автономия поставила в Россию продукции виноделия на сумму 48 млн. леев (около 3,5 млн. долл. США).
В последнее время той же Ирине Влах удалось добиться некоторых послаблений в отношении трудовых мигрантов-гагаузов со стороны ФМС.
Сложности могут возникнуть и на базе разных подходов к проблеме дальнейшего пути развития Молдовы. Официальный Кишинев, как известно, избрал путь евроинтеграции и уже ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС. Его в этом твердо и бескопромиссно поддерживает Запад, в том числе соседняя Румыния, а теперь ещё и Украина. В этой связи, если новый глава администрации Гагаузии Ирина Влах, желая «отблагодарить» Москву за моральное содействие в ходе предвыборной кампании и сразу же, опираясь при этом оппозиционную партию социалистов, выдвинувшую её кандидатом в башканы, начнет требовать от властей отказаться от движения на Запад, очередной конфликт с Кишиневом неизбежен. И неизвестно, чем он закончится. Во всяком случае, это грозит, прежде всего, приостановкой реализации проектов Евросоюза в регионе, возможно, и полным отказом от них. Сможет ли Россия компенсировать потери Гагаузии, не ясно. И вряд ли в наших соответствующих экономических и др. ведомствах были проведены необходимые расчеты. Пример Приднестровья это хорошо подтверждает – сначала ввязаться в бой «с шашками наголо», а затем посмотрим, куда вывезет. Где те модернизированные при помощи России заводы, получившие широкий доступ на российский рынок, как было обещано? Наоборот, экспорт ПМР в РФ падает, больше продукции Тирасполь стал продавать в европейские страны. А российские олигархи, скупив в свое время за бесценок ряд ведущих и бюджетообразующих предприятий, теперь бегут из Приднестровья, как крысы с тонущего корабля.
А у Кишинева есть известные рычаги воздействия на «мятежный» регион.
Во-первых, он может вернуться к попыткам 2013 года, когда был принят ряд законов и подзаконных актов, урезавших полномочия автономии и изменявших республиканское законодательство, регулирующее правовой статус АТО Гагаузия. Аналогичный шаг власть предприняла и в 2014 году.
Комрат был вынужден обратиться к правящему альянсу с настоятельной рекомендацией воздержаться от принятия в парламенте законопроекта по сужению полномочий Гагаузии.
Подчеркивалось, что разработанный в спешном порядке членами комиссии от парламента РМ без согласования и учета мнения депутатов Народного собрания Гагаузии проект закона РМ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» в целом носит деструктивный характер, не способствующий стабилизации взаимоотношений центра и автономии…, противоречащий выводам и рекомендациям Венецианской комиссии и экспертов ОБСЕ, которые члены комиссии договорились взять за основу в своей работе».
И, конечно, Центр вполне может использовать то обстоятельство, что пока он финансирует Гагаузию (Комрат добился разрешения на использование только части налогов для нужд края, что позволяет обеспечивать лишь 45% поступлений в его бюджет), и нынешнее финансирование может быть урезано.
Хотелось бы отметить, что центральные власти в Кишиневе, в конце концов, признали победу Ирины Влах, хотя поначалу были предприняты попытки через суд оспорить результаты выборов. Сделано это было в косвенной форме – проигравший кандидат власти в борьбе за пост башкана, бывший много лет мэром гагаузской столицы Комрата, ныне депутат парламента от Демократической партии Молдовы Николай Дудогло выступил на днях с обращением, где он заявил о своем признании победы своей соперницы на башканских выборах, которой он «не будет мешать в её деятельности на благо Гагаузии». Правда, Н.Дудогло не смог удержаться, и, вопреки всем официальным подсчетам, продолжал говорить о том, что, мол, итоги выборов все-таки «неверные». Можно предположить, что Дудогло сделал это признание не по своей воле. Известный скандалист, он в течение месяцев подавал иски в судебные инстанции после своих поражений на выборах бащкана в декабре 2010 г. и в декабре 2006 г.. В предвыборной кампании этого года команда Дудогло как только не критиковала его основного политического противника, что порою это выглядело откровенной попыткой бездоказательно замарать человека. И сам Дудогло инициировал судебные разбирательства по поводу результатов прошедших выборов, и не в его правилах признавать свои электоральные и не только поражения.
Поэтому из Кишинева последовало указание прекратить тяжбу и выступить с соответствующим заявлением. Непризнание центральными властями победы на выборах главы Гагаузской автономии Ирины Влах могло привести к спонтанным выступлениям населения против действующего «Альянса за европейскую Молдову», созданного Либерал-демократической и Демократической партиями страны, последствия чего могли быть непредсказуемыми.
В этой ситуации, как кажется, власти приняли единственно правильное рациональное решение: «не дразнить гусей» — признать нового башкана и попытаться наладить с ним и Гагаузией новые отношения, а там, возможно, и Москва оценит этот жест, и пойдет на какие-либо уступки, что касается, например, цен на газ или возвращения на российский рынок молдавской винодельческой и сельскохозяйственной продукции.
Что касается влияния ситуации в Гагаузии на внутриполитическое пространство Молдовы (в преддверии выборов в местные советы), то достаточно сравнить, каково население автономии и площадь, которую она занимает с аналогичными показателями всей Молдовы, чтобы сделать определенные выводы (Гагаузия занимает площадь чуть более 1,8 тыс. кв. км, население превышает 161 тысячу человек, в Молдове проживает более 3,55 млн. человек на площади около 34 тыс. кв). Влияние Гагаузии в Молдове держится исключительно на её автономном статусе и ярко выраженной позиции по отношению к России. Но на местах, где в принципе, устоялись свои администрации и партийные предпочтения, вряд ли Гагаузия может повлиять на результаты выборов, тем более, пока неизвестно, когда они состоятся.
Могут ли пророссийские силы победить в Бельцах и других районах РМ? В этом регионе население отдавало предпочтение коммунистам, здесь по-прежнему сильны позиции ПКРМ. Сегодня Партия коммунистов пошла на сотрудничество с правыми партиями, и, несмотря на уверения В.Воронина в своей лояльности России, в это мало, кто верит. За Бельцы предстоит упорная борьба, но не однозначно, что к власти придут представители, например, Партии социалистов.
Комрат-Тирасполь
Взаимодействие между Приднестровьем и Гагаузией существовало всегда. Иногда оно принимало весьма активные формы, когда, например, в 1990 году Тирасполь направил в Комрат отряды своих ополченцев и заставил кишиневских националистов отказаться от наведения силовым путем конституционного порядка в Гагаузии, намеревавшейся, как и Приднестровье, отделиться от Молдовы. Не исключено, что, возможно, молдавские власти и не пошли бы на предоставление Гагаузии статуса автономии, если бы не опасались «дурного» влияния Приднестровья.
Кстати, за ту давнюю помощь башкан Гагауз Ери Михаил Формузал в августе 2012 года специально прибыл в Тирасполь и в присутствии президента ПМР Евгения Шевчука вручил приднестровским участникам этого похода в защиту Гагаузии памятные медали.
Далее отношения АТО Гагауз Ери и ПМР поддерживались по мере необходимости. Да, и статусы у этих территориальных образований были разного уровня. Хотя по всем канонам, Приднестровье остается частью Молдовы, но, по сути, это непризнанное государство со своими органами власти, нацеленное на получение независимости и признание международного сообщества. Переговоры по определению статуса Приднестровья иногда, как казалось, были близки к завершению. Но в итоге, их опять ждала неудача. Последний раз это было в ноябре 2003 года, когда президент РМ В.Воронин под надуманными предлогами отказался подписывать Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства, парафированный Молдовой (на каждой странице проекта документа есть и личная подпись В.Воронина), Приднестровьем и Россией.
После этого переговоры стали формальностью. Кишинев забыл о федерации, Тирасполь посчитал, что теперь речь может идти только о независимом от Молдовы существовании и развитии. Когда на консультациях обсуждались отдельные положения, касающиеся будущего статуса Приднестровья, Комрат неоднократно высказывал пожелание в той или иной форме присоединиться к обсуждению, считая, что у Гагаузии в будущей Молдове статус должен быть не меньше, чем у Приднестровья. Участники переговорного процесса сочли, что подключение Гагаузии нерационально и только затянет это процесс, который и так шел ни шатко, ни валко.
Сейчас у Гагаузии и Приднестровья позиции в отношении Ассоциации с ЕС в отношении Евроазиатского экономического союза сходны. И они могут оказывать друг другу моральную поддержку. К независимости гагаузы пока не стремятся. Об этом может идти речь в случае утраты Молдовой своего государственного суверенитета. Вопросы внешней политики не входят в компетенцию администрации автономии. Она может лишь участвовать в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии.
И ситуация для Тирасполя и Комрата, складывающаяся в связи с Соглашением об Ассоциации, не равнозначна. Приднестровью, существующему благодаря доходам, в основном, от экспорта своей продукции в зарубежные страны, в случае его отказа в какой-то форме соблюдать положения упомянутого соглашения, может грозить экономическая и финансовая катастрофа. Тогда как Гагаузию такая участь не ожидает.
Комрат-Москва
В определенной степени ближайшее будущее российско-гагаузских отношений было, как бы, намечено во время пребывания Ирины Влах в Москве, куда она совершила визит уже после стартовавшей в автономии предвыборной кампании. В Москве у ещё не избранного башкана была весьма насыщенная программа. Ирину Влах принимал спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который обещал содействовать приходу в Гагаузию российских инвестиций, принимала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая выразила готовность привлечь к сотрудничеству с автономией все российские регионы.
Ирина Влах присутствовала на подписании в Москве Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Гагаузией и Московской областью, которое, «позволит стимулировать развитие бизнеса путем открытия новых рынков сбыта для гагаузской продукции». Она также побывала с визитом в Казани, где была достигнута договоренность о том, что первым международным соглашением о сотрудничестве (в том числе экономическом), которое Ирина Влах подпишет в качестве башкана, станет соглашение именно с Татарстаном.
В ходе её визита в Москву российские чиновники давали понять, что в случае победы Влах Россия может отменить эмбарго для гагаузской плодоовощной продукции, предоставить автономии целый ряд других преференций и активизировать инвестиционное сотрудничество с регионом.
Что касается «винного эмбарго», то поначалу оно коснулось и Гагаузии. И было снято после обращения главы региона Михаила Формузала к Роспотребнадзору с просьбой о возобновлении поставок гагаузской винодельческой продукции. Российское ведомство, вновь рассмотрев вопрос касательно Гагаузии, пришло к выводу, что к винной продукции автономии у нас претензий нет, и разрешило ввоз её шести гагаузским предприятиям, тем более, что в Комрате готовы создать совместную лабораторию по проверке качества поставляемого в Россию вина.
Кроме того, впереди в Молдове были парламентские выборы, и надо было помочь Партии социалистов РМ, лидер которой Игорь Додон, также обращался в Роспотребнадзор с такой же просьбой.
Так что винодельческая отрасль могла бы стать одной из сфер сотрудничества. Как и садоводство, и овощеводство, а также как совместное строительство новых перерабатывающих консервных предприятий, в том числе по производству детского питания, глубокой заморозке и сушке фруктов и овощей. Здесь любой российский регион мог бы найти партнера по сотрудничеству, и регион, в любом бы случае, имел бы ранние овощи и фрукты, не говоря о поздних.
Гагаузия сумела сохранить крупнотоварное производство в сельском хозяйстве. Развивается крупный животноводческий комплекс «Доксанком», где средний дневной удой каждой коровы примерно 30 литров молока.
Видимо, на переговорах при обсуждении конкретных вопросов можно найти и другие сферы для взаимовыгодного сотрудничества.
Исходить надо из того, что Гагаузия – сельскохозяйственный край.