×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/umer-korol-da-zdravstvuet-korol/
Новости
26 января
25 января
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
15 января
14 января
13 января

Видимо, руководствуясь этим изречением и не желая упускать власть из своих рук, лидеры ведущих правых партий, одержав убедительную победу на июньских всеобщих местных выборах, в том числе в Кишиневе, решили вновь объединиться и создать новую старую правящую коалицию под известным уже названием «Альянс за европейскую интеграцию» под номером 3.

До выборов правые не решались пойти на такой шаг в силу сложившейся тогда политической обстановки. Партия социалистов (ПСРМ) во главе с бывшим первым вице-премьером и коммунистом Игорем Додоном добилась солидного успеха на парламентских выборах, получив 25 депутатских мандатов и самую большую фракцию в законодательном органе страны. Ее показатели на тех же выборах в Гагаузии (57,1%), в Бельцах (42,5%) и даже в Кишиневе (22,2%) впечатляли. Рост авторитета партии подкрепила победа её кандидата на выборах башкана Гагаузии Ирины Влах, которая, как оказалось, всё же во главу угла, прежде всего, ставит интересы родного края.

Накануне выборов Додон и лидер «Нашей партии» (НП) Ренато Усатый, как писали тогда СМИ, достигли договоренности о сотрудничестве в ходе местных выборов, что могло помочь обеим партиям получить дополнительное число голосов, при условии не выставления конкурирующих кандидатов. Так что эксперты справедливо предполагали, что у социалистов были все шансы победить и на предстоящих выборах органов местной власти и самоуправления.

Р.Усатый, достаточно успешный предприниматель, имеющий бизнес в России и Молдове (завод в Нижнем Новгороде, «Универсалбанк» в Кишиневе и др.) на молдавском политическом поле как новый игрок появился неожиданно для всех только в 2014 году. Однако его резкая критика прозападного курса страны, обещание посадить всех коррупционеров за решетку и провести референдум по вопросу интеграции (Европейский союз или Таможенный союз) импонировали большей части жителей страны. Авторитет молодого политика быстро вырос. За неделю до выборов политологи высказывали уверенность в том, что «Наша партия» обязательно преодолеет избирательный ценз и наберет от 12 до 18% голосов избирателей.

А за три дня до выборов, как все помнят, партию снимают с выборов за предполагаемое «незаконное использование внешнего финансирования». Накануне Р.Усатый предупреждал, что лидер Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) Влад Филат и лидер Демократической партии (ДПМ) Мариан Лупу обязательно попытаются «убрать» его партию, так как они почувствовали угрозу их дальнейшему пребыванию у власти. И хотя из Парламентской ассамблеи Совета Европы прозвучала критика этих действий молдавских властей, но, как говорится, «поезд уже ушел».

Особо отметим, что для Молдовы характерна такая странность – сколько бы левые партии не договаривались о координации действий, из этого практически ничего не получалось, каждая партия «тащила одеяло на себя». Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) вообще мыслила такое сотрудничество только как безоговорочную подчиненность лидеров других партий руководству ПКРМ.

В силу этого обстоятельства и на июньских местных выборах никакого серьезного сотрудничества между ПСРМ и НП не получилось. Мало того, в последнее время Р.Усатый стал обвинять И.Додона в том, что партия социалистов ряде городов, сельских населенных пунктах и районов поддержала кандидатуры правых партий. Он привел конкретные примеры, когда в семи районах советники от ПСРМ отдали свои голоса за представителей ЛДПМ и ДПМ. «Мы так не договаривались.., — пишет Усатый. Судя по тому, что главный социалист в своем ответе коллеге в социальных сетях не стал опровергать его обвинения, скорее всего, так оно и было. Он ограничился заявлением о том, что партия по-прежнему выступает против коалиции с олигархами и евроунионистами, а Усатый, по его мнению, слишком эмоционально воспринимает происходящие события.

В итоге: ПСРМ получила 159 мандатов в муниципальных и районных советах и 52 её представителя стали примарами (мэрами), НП – соответственно 135 и 43. Конечно, надо учесть тот факт, что социалисты еще не имели такой разветвленной сети своих периферийных организаций, как ЛДПМ и ДПМ, и ей не удалось восполнить этот пробел до выборов. Тем более удивителен в этом плане пример оперативности, если взять результаты голосования на местах, которую проявила партия Усатого. Не говоря уже о том, что сам он достаточно легко получил место градоначальника в своих «почти родных» Бельцах (учился здесь в университете), втором по величине и значимости городе Молдовы. Правда, надо заметить, в бельских муниципальной и городской организациях коммунистов, впрочем, как и во многих других по всей стране, давно уже царят «разброд и шатания», что, безусловно, сыграло на руку «Нашей партии».

И все же цифры, полученные на местных выборах ведущими правыми партиями, значительно превышают таковые ПСРМ и НП. Демократы провели в муниципальные и районные советы 258 своих представителей, либеральные демократы – 259. Мэрами городов и других городских населенных пунктов были избраны 286 демократов и им симпатизирующих, у либеральных демократов будет 285 мэров. У либералов число мэров меньше – всего 52 и 92 муниципальных и районных советников.

Но давно известно, что у Либеральной партии (ЛП) относительно слабые позиции на периферии, и её оплотом всегда был Кишинев. Где мэром после прошедших выборов остался зампредседателя ЛП Дорин Киртоакэ (бессменным лидером партии уже много лет является Михай Гимпу, ярый сторонник воссоединения с Румынией). Мэром Киртоакэ становится в третий раз, несмотря на то, партия социалистов отчаянно боролась за это очень важное и престижное место в табеле о рангах Молдовы. Противником второго либерала (после Гимпу) была бывший премьер-министр, председатель фракции ПСРМ в парламенте Зинаида Гречаная, которой в стране симпатизируют многие. Однако объединившиеся правые сделали все возможное, чтобы помешать ей занять место главы молдавской столицы – Кишинева. В ход шли и клевета, и просто небылицы, и подкуп избирателей и так далее и тому подобное. В обоих турах голосования Гречаная так и не сумела превзойти Киртоакэ, который, набрав во втором туре 53,54% голосов, и победил. Попытки социалистов добиться пересчета голосов успехом не увенчались – Высшая судебная палата не дала на это согласия.

Как только стали известны предварительные результаты голосования, лидер Либерально-демократической партии В.Филат обратился 29 июня с призывом к коллегам из прозападных партий, прежде всего, из Либеральной партии, сосредоточиться на создании проевропейского большинства на центральном и местном уровне. Решение о том, чтобы сделать публичное заявление на этот счет, как сообщил Филат, было принято на совместном заседании с представителями Демократической партии.

Председатель ЛДПМ считает, что переговоры по созданию альянса на местном и центральном уровне нужно начать незамедлительно, парламентское большинство и правительство должны быть сформированы не позднее конца июля. В противном случае страна, по его мнению, останется без финансирования на 2015 год.

«Согласно Конституции последний срок это начало сентября. Но необходимо добиться соглашения с МВФ, с Всемирным банком, получить финансовую поддержку от ЕС для покрытия бюджетного дефицита. Необходимо получить этот «сигнал», чтобы инвесторы приехали к нам. В противном случае мы столкнёмся с финансовой катастрофой. Социальные выплаты будут сделаны, но денег для развития не будет», — сказал бывший премьер.

Подала свой голос и Партия коммунистов, председатель которой В.Воронин выступил за создание в парламенте широкой коалиции с участием всех парламентских фракций. По его словам, ПКРМ направила письмо лидерам фракций с предложением начать открытый диалог о формировании правительства. Но кто из правых деятелей сегодня готов на переговоры с разваливающейся партией, когда и в лучшие времена с ней мало считались, особенно в период правления АЕИ-1, АЕИ-2, хотя у коммунистов тогда было в парламенте почти половина голосов.

А после парламентских и недавно прошедших местных выборов ПКРМ находится в полной растерянности. Впервые с 1998 по количеству депутатов в парламенте коммунисты уступили первенство (21 мандат), пропустив вперед Партию социалистов (25 мандатов) и Либерально-демократическую партию (23 мандата).

На местных выборах коммунисты смогли получить в муниципальных и районных советах только 135 мест (на прошлых выборах в 2011 году их было 434), примарами от ПКРМ стали 77 человек (в 2011 году их было 203). Разве что на «подтанцовках», как это было с утверждением К.Габурича на пост премьер-министра Молдовы в феврале 2015 года, когда коммунисты поддержали его кандидатуру. Хотя, надо сказать, у них был собственный кровный интерес – не утверждение главы правительства грозило досрочными выборами в законодательное собрание Молдовы, на которых ПКРМ могла потерпеть ещё большее фиаско.

К тому же лидер Либеральной партии М.Гимпу, всегда выступавший против контактов с Компартией, заявил о согласии на переговоры с ЛДПМ и ДПМ лишь при условии, что эти партии не будут параллельно вести переговоры и с другими партиями, имея в виду, прежде всего, ПКРМ.

Конечно же, в поддержку инициативы о создании новой правой коалиции (а может, озвученной подсказке?) тут же выступил посол США в Молдова Джеймс Д. Петтит, который 30 июня на встрече с лидером Либерально-демократической партии Молдовы В.Филатом поздравил проевропейские силы Молдовы с уверенной победой на всеобщих местных выборах и подтвердил позицию США в содействии продвижению демократических ценностей и продолжению европейского курса Молдовы.

Следом глава представительства ЕС в РМ Пиркка Тапиола заявил о необходимости создания стабильной коалиции большинства, которая сможет работать над выполнением соглашения об ассоциации ЕС-РМ. Он подчеркнул, что Евросоюз предоставил Молдове инструменты для осуществления эффективных реформ и теперь хочет видеть результаты.

Подталкиваемые западниками Филат, Лупу и Гимпу активизировали свои действия. Уже 2 июля лидер ЛП заявил, что партия должна вернуться в правящую коалицию, чтобы (ну, конечно) спасти европейский курс. Он уже не говорил ни о каких условиях, видимо, помня, что дважды демократы и либерал-демократы обходились и без него, когда функционировали Коалиция проевропейского правления (30.05.2013 – 30.11.2014) и Альянс за европейскую Молдову (23.01.2015 – 21.07.2015).

А 13 июля было объявлено о начале работы специально созданной для разработки документов альянса и правительственной программы группы.

Глава ЛДПМ В.Филат сообщил также, что на переговорах обсуждается также вопрос будущей процедуры избрания президента страны, и новая коалиция намерена осенью провести референдум по изменению конституционного порядка избрания президента. По мнению участников альянса, надо, чтобы президент мог избираться в три этапа — 61 голосом, если не удается, 57 голосами, и затем 51 голосом», — сказал он.

Конституционный суд в ответ на обращение 46 депутатов, членов парламентских фракций ЛДПМ, ДПМ и ЛП уже 24 июля вынес положительное заключение на инициативу о пересмотре 78-й статьи Конституции о выборах президента. Проект закона об изменении Основного закона страны может быть принят не позднее 6 месяцев с момента представления инициативы голосами 61 депутата.

«Этот референдум – выход для так называемого альянса», — заявил директор Ассоциации за демократию через участие, политолог Игорь Боцан. Предложение избирать президента в парламенте с трех возможных попыток (61, 57 и 51 голосом), а не тремя пятых депутатов (61 голос), будет означать полную узурпацию власти альянсом, потому что они будут делить не только министерства, должность председателя парламента, премьер-министра, но и президента страны. А мы знаем, что граждане на 90% хотят избирать президента прямым голосованием, не делегируя это право коалиции.

Наконец, 22 июля ночью Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная партии согласовали документ о создании парламентского большинства и даже распределили министерские портфели, а 23 Соглашение о создании Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ-3) было подписано.

Лидер ЛДПМ В.Филат сказал, что была достигнута договоренность относительно всех пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров. «Это хорошее политическое соглашение, сбалансированное, которое должно обеспечить стабильное большинство для Молдовы и которое должно привести к утверждению правительства в самое ближайшее время», — заявил он.

Председатель Либеральной партии М.Гимпу заявил, что «АЕИ, который, казалось, уже умер, пришел в себя и стал АЕИ-3. Это хороший сигнал и для граждан, и для внешних партнеров, и для нас, которые должны довести до логического конца то, что обязались вместе сделать в 2009 году».

Глава Демократической партии М.Лупу заявил, что можно констатировать завершение переговоров. «…Нас ждет назначение правительства. …Могу дать гарантии, что правительство будет назначено в короткое время, как мы запланировали изначально», — сказал Лупу.

А вот, что говорят политические эксперы. Переговоры между ЛДПМ, ДПМ и ЛП по формированию правящего альянса показали, что мы имеем дело с политическим рейдерством, заявил аналитик Фонда Джеймстауна Владимир Сокор (румын по происхождению) на «Radio Moldova».

«Меня удивляет, что делегация ЕС в Кишиневе не вмешалась. Республика Молдова остается страной политического разгула. ДПМ и ЛП вели переговоры, защищая свои интересы, а другой партнер, ЛДПМ, был вынужден делать уступки в условиях шантажа…», — отметил Сокор.

Он квалифицировал АЕИ-3 «необходимым злом» и сказал, что единственным правильным решением будет назначение лидера ЛДПМ в качестве премьер-министра…».

Директор программ кишиневского Института общественной политики Оазу Нантой относительно создания альянса и правительства сказал, что «… в Молдове есть проблема, значительно более тяжелая, нежели создание правительства».

«На мой взгляд, это то, что называется захваченным государством. В самостоятельном государстве должен быть независимый суд, Генпрокуратура, которая является независимой, Национальный банк, который подчиняется только парламенту, но сегодня независимым он является на бумаге, и должен быть Центр по борьбе с коррупцией, который борется с коррупцией, невзирая ни на что. У нас пока всего этого нет. В обществе достаточно распространено мнение о том, что все перечисленные структуры в той или иной степени контролирует г-н Плахотнюк. В такой ситуации это называется захваченным государством», — говорит политолог.

По его мнению, просто создание нового правительства без принципиального изменения взаимоотношений в структурах власти никаких стратегических проблем для общества не решает.

По словам политического аналитика, бывшего представителя Молдовы в Организации Объединенных Наций и Совете Европы Алексея Тулбуре, процесс переговоров по формированию правящего альянса — это согласование собственных интересов.

«Эти люди, которые дискредитировали себя гибельными результатами (прежнего правления), в принципе, договорились о том, какие позиции займут, обсудили, как защитить свои интересы, и на переговорах национальные интересы не преобладали. Главная проблема не в том, что у нас нет правительства, а какое правительство будем иметь?»,- сказал он.

Тулбуре отметил также, что «на Филата оказывается очень большое давление, его заставляют уступить определенные позиции в будущей власти».

Лидер Партии коммунистов В.Воронин так прокомментировал переговоры между ЛДПМ, ДПМ и ЛП и создание АЕИ-3. «Они по собственной воле, или под влиянием изнутри и извне, движутся к тому, чтобы повторить то, что уже было. Такая коалиция была, и все знают, чем закончились эта коалиция…. Мы не выберемся из нынешней катастрофической пропасти».

В новый старый альянс вошли 52 депутата парламента — 20 от ЛДПМ, 19 от ДПМ и 13 от ЛП. Этого достаточно для утверждения правительства и принятия органических законов, когда требуется 51 голос.

Пока они несколько «подправили» структуру правительства, внеся изменения в его прежнее деление между партиями коалиции. К либерал-демократам ныне отошли министерство финансов, министерство внутренних дел, министерство иностранных дел и европейской интеграции, министерство сельского хозяйства, министерство труда, социальной защиты и семьи (в прежних коалициях оно было у ДПМ), министерство молодежи и спорта (до сих пор доставалось либералам и либерал-реформаторам).

Демократы будут ведать министерством здравоохранения, министерством юстиции (оба находились в ведении ЛДПМ), министерством строительства и регионального развитии, министерством экономики, министерством культуры и министерством информационных технологий и связи.

Больше других, как считают местные аналитики, выиграли либералы. Они получили министерство окружающей среды, министерство обороны, министерство просвещения (было у ЛДПМ), министерство транспорта. Кроме того, ЛП достались должности вице-спикера и вице-премьера, а также место руководителя Службы информации и безопасности. То есть, два силовых ведомства, два «хлебных» министерства: окружающей среды и транспорта; министерство просвещения. В условиях молдавской действительности переход образовательной сферы от правоцентристской ЛДПМ к крайне правым унионистам из ЛП чреват серьезными последствиями. Националистически настроенные либералы, которые делали все для сокращения сферы применения русского языка в Молдове, попытаются, по возможности, выдавить его из системы образования окончательно.

Что касается ЛДПМ и ДПМ здесь тоже есть нюансы. Демократы «столкнули» либеральным демократам министерство труда, социальной защиты и семьи. Если раньше ЛДПМ несла ответственность за невыполнение бюджета (министерство финансов, налоговая служба и таможня по–прежнему находятся в их ведении), то теперь она будет нести ответственность и за перебои с выплатой зарплат и пенсий и т.д.

Но Демпартия «взамен» получила министерство юстиции, и, таким образом, вся судебно-правовая система теперь сосредоточена в её руках. Конечно, это не отвечает нормам европейской практики, но кого это волнует на Западе. Для западников главное – сохранить у власти нынешний альянс, который много сделал, чтобы отдалить Молдову от России. Если вспомнить политику руководства первого АЕИ по отношению к Москве, то, кроме как антироссийской, её не назовешь. Состав нынешнего АЕИ почти тот же, если не считать убывшего за ненадобностью бывшего мэра молдавской столицы С.Урекяна, возглавлявшего тогда альянс партий «Наша Молдова», который его же «союзники» развалили и растащили. Поэтому ожидать улучшения российско-молдавских отношений вряд ли приходится.

Распределение ключевых постов АЕИ-3 оставил прежним. Должность премьер-министра сохранилась за ЛДПМ, спикера – за ДПМ, кандидат в президенты будет определен на основе консенсуса. Персонально на пост главы правительства либерал-демократы выдвинули В.Филата, однако партнеры по коалиции это предложение категорически отвергли. Тогда ЛДЛМ предложила назначить премьером Майю Санду, до недавнего времени руководившую министерством просвещения, которая по образованию, экономист. Она окончила факультет менеджмента Молдавской экономической академии, семь лет работала экономистом в отделении Всемирного банка в Кишиневе, затем в Главном управлении макроэкономической политики и программ развития Министерства экономики. В 2010 году окончила Гарвардский институт государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. В 2010-2012 годы была советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне.

М.Санду согласилась возглавить правительство при условии отставки президента Национального банка и генерального прокурора, так как считает их виновными в том, что из трех банков Молдовы бесследно исчез 1 млрд. евро. Однако это требование не устраивает руководство ДПМ, курирующее Генпрокуратуру и Национальный банк. Против неё выступили и либералы. Поэтому трудно поверить, что новый альянс собирается «деполитизировать» и «эффектно реформировать» государственные учреждения.

Консультации между президентом Николаем Тимофти и лидерами ЛДПМ, ЛП и ДП по назначению кандидата на должность премьера, намеченные на 25 июля, пришлось отложить. А альянсовцы собираются обсуждать очередную кандидатуру.

А пока западные финансовые структуры продолжают спонсировать своих подопечных в Кишиневе. Европейский союз объявил, что предоставит Молдове новую финансовую помощь и техническую поддержку для развития и модернизации страны после подписания Кишиневом соглашения с Международным валютным фондом.

Всемирный банк в рамках проекта «Конкурентоспособное сельское хозяйство» выделил Молдове 12 млн. долл. США для компенсации аграриям, поставлявшим свою продукцию на российский рынок, который ныне, как известно, для Молдовы закрыт.

Румыния нашла возможность предоставить Молдове помощь в размере 70,3 млн. долларов на реализацию проектов технической помощи.

В рамках программы «Восточного партнерства» Европейский союз предоставит Молдове 4,2 млн. евро на развитие кыльтуры, а также 1,2 млн. евро на улучшение надзора за банковским сектором страны.

Вероятно, этого недостаточно даже для такой небольшой страны как Молдова. Ряд экспертов утверждают, что страна в нескольких шагах от экономического коллапса. Темпы экономического роста замедляются под давлением как внешних, так и внутренних факторов. Среди них – сокращение денежных переводов, снижение экспорта, обесценивание национальной валюты по отношению к доллару и евро, уязвимость банковского сектора, напряженная ситуация в регионе, а также коррупция в большинстве сфер деятельности.

Международный валютный фонд прогнозирует повышение внешнего долга Молдовы в 2015 году до 100,4% от ВВП страны против 78,2% в 2014 году. Согласно Закону о национальном публичном бюджете на 2016 год, уровень задолженности Молдовы составит 31,9% от ВВП в 2015 году, до критической отметки еще не дошло, но она не за горами.

К концу 2014 года внешний долг Молдовы превышал 1 млрд. 306 млн. долл. США.

Как долго продержится новая коалиция, сказать трудно.

ПредседательПКРМ В.Воронин предрекает досрочные парламентские выборы именно из-за тяжелой ситуации, в которой оказалась страна. Он утверждает, что они пройдут уже весной 2016 года. Плюс, по мнению политика, досрочные выборы могут быть спровоцированы также выборами президента. В.Воронин убежден, что новая правящая коалиция не просуществует долго, и раскритиковал намерение партий власти изменить процедуру избрания главы государства путем проведения конституционного референдума.

Новое правительство, которое должно утвердить АЕИ-3, продержится до осени, особенно если премьером будет Майя Санду, заявил председатель ПСРМ И.Додон. Но уже известно, что её кандидатуру альянс отверг. По логике выходит, что будущее правительство может уйти в отставку ещё раньше.

Фактически в нынешних условиях это ничего не меняет. На смену этому альянсу придет другой, возможно, под другой вывеской. Молдавские правители окончательно взяли курс на интеграцию с ЕС, в чем их всячески поддерживают и США. И попытки России затормозить этот процесс пока результатов не дают. И хотя некоторые аналитики продолжают утверждать, что, по крайней мере, половина населения за присоединение Молдовы к Таможенному союзу, голосует оно за правых.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

9 ноября 2015

Исчезновение в неизвестном направлении 1 млрд. долл. США (треть бюджета страны) из трех банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — взбудоражили общество. Чтобы как-то замять дело экс-премьер Юрий Лянкэ сразу же подписал секретное распоряжение о выделении из …

21 сентября 2015

6 сентября, в воскресенье, в ответ на призыв организации Гражданская платформа «Достоинство и правда» (ДП) на центральной площади молдавской столицы — площади Великого национального собрания прошел митинг, который удивил всех своей массовостью – в нем приняли участие примерно 100 тысяч …

3 июня 2015

Анализ основных макроэкономических показателей за 2014 г., которые приводит Национальное бюро статистики Республики Молдова (без Приднестровья), ясно показывают, что положение в экономике страны за последний год значительно ухудшилось. Так, валовой внутренний продукт снизился с 8040,8 млн.долл. США до 7964,4. Долгосрочные …


Ваш браузер устарел! Обновите его.