×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/stoit-li-jdat-prodvijeniya-v-dele-pridnestrovskogo-uregulirovaniya/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Стоит ли ждать продвижения в деле приднестровского урегулирования

В связи с приближением даты — 21 июня, когда в Москве должен состояться очередной раунд неформальных консультаций по молдавско-приднестровской проблеме в формате «5+2», участники переговорного процесса все чаще стали встречаться между собой, в основном на двустороннем уровне, а в СМИ появилось большое количество самых разнообразных публикаций на тему урегулирования. Что позволяет, во-первых, судить как о позициях на данный момент сторон конфликта — Молдовы и Приднестровья, так и посредников и наблюдателей на переговорах – России, Украины, ОБСЕ, США и ЕС, а, во-вторых, сделать некоторые предположения относительно возможных результатов упомянутой московской встречи.

Тон, пожалуй, задала Москва, где в МИД РФ принимали политических представителей Молдовы и Приднестровья, возглавляющих свои делегации в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию – Е.Карпова и В.Ястребчака. В начале июня состоялись переговоры министров иностранных дел России и Украины С.Лаврова и К.Грищенко, на которых важным вопросом повестки дня была молдавско-приднестровская проблема. 5 июня Лавров в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что необходимо добиваться отказа Кишинева и Тирасполя от их «крайних» позиций, когда Молдова видит решение проблемы только в рамках унитарного государства, а Приднестровье – на базе признания независимости региона международным сообществом. Напомнив о Меморандуме «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства», предложенном Молдове и Приднестровью Россией еще в 2003 году, который Кишинев под давлением Запада подписать отказался, российский министр фактически высказался за федерализацию Молдавии как основу для урегулирования конфликта и для снятия напряженности в этой части Европы.

В ответ вице-премьер РМ Е.Карпов, занимающийся в правительстве вопросами так называемой реинтеграции, выступая на радио «Свободная Европа», тут же отреагировал – «Молдова никогда не обсуждала (что не обсуждала, здесь он явно кривит душой – прим. автора) и не намерена обсуждать вопрос федерализации страны».

А следом в интервью той же радиостанции отметился и глава румынского МИД Т.Баконски, который заявил, что План Козака по приднестровскому урегулированию не был функционален, так как не гарантировал целостности и суверенитета Молдовы.

Он подчеркнул, что Молдове не нужен проект по федерализации страны, а необходимо разрешение приднестровского конфликта на основе поддержки участников переговорного формата «5+2» ее территориальной целостности и суверенитета. Можно подумать, что Бухарест отказался от своих планов покончить с этим суверенитетом раз и навсегда, и чем раньше, тем лучше.

Молдавская сторона в последнее время то заявляет о необходимости возобновить обсуждение вопроса о статусе Приднестровья, то говорит, что сначала нужно создать условия для постановки такого вопроса, подразумевая под этим реализацию хорошо известных предложений от 2005 года о демилитаризации, демократизации и смене политического режима в Приднестровском регионе. То вновь возвращается к тому, что надо все-таки собраться в официальном порядке в рамках механизма «5+2», а там обсуждение вроде бы пойдет самим собой. Поскольку, как полагают политические и дипломатические представители Молдовы, обсуждать, в принципе, нечего, так как есть Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья), принятый парламентом Молдовы 22 июля 2005 г., в котором все прописано.

И хотя большинство экспертов по молдавско-приднестровской тематике считают этот закон в нынешней ситуации препятствием на пути урегулирования, Кишинев продолжает настаивать на нем, подчеркивая, что, мол, других письменных проектов статуса Приднестровья не существует. На недавней встрече в Москве в МИД РФ Е.Карпов уверял своих собеседников в том, что практически точки зрения всех участников переговоров относительно территориальной целостности Молдовы совпадают, разве что у Тирасполя на этот счет иная позиция. Но если приднестровская сторона на предстоящих консультациях по-прежнему будет упрямствовать, то, по его мнению, следует оказать на нее соответствующее давление. А министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Ю.Лянкэ ранее прямо предложил применить экономические рычаги против несговорчивого Приднестровья.

По имеющейся информации, Карпов даже предложил Москве прекратить Приднестровью поставки российского газа, мол, Тирасполь после этого сразу поймет, что нужно подчиниться большинству.

Настаивание Кишинева на обсуждении статуса приднестровского региона только на базе закона от 22 июля 2005 года свидетельствует об ужесточении его позиции, так как раньше Молдова была готова рассматривать и иные проекты документов о статусе Приднестровья, предложенных другими участниками переговоров.

Внешнеполитическое ведомство России 14 июня в своем специальном заявлении, сделанном «в связи с появившимися в последние дни спекуляциями по поводу линии Москвы в приднестровском урегулировании», подтвердило неизменность российской позиции, которая «последовательно исходит из признания суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при уважении закрепленного в ее конституции принципа нейтралитета».

МИД РФ подтвердил также, что Россия выступает за долгосрочное взаимоприемлемое политическое урегулирование, обеспечивающее гарантированный особый статус Приднестровья в составе Молдовы. В этой связи стоит напомнить, что ранее Кишинев не отрицал необходимость предоставления Приднестровью гарантий политического, экономического, военного характера, в том числе со стороны международных посредников, которые бы обеспечивали соблюдение достигнутых договоренностей по окончательному решению проблемы.

Однако сегодня молдавская сторона уже не предусматривает внешних гарантий, так как Молдова, заявляют ее представители, сама обеспечит гарантии на основе своей Конституции. И речь, по их словам, может идти не о каком-то отдельном статусе для Приднестровья, а о статусе административно-территориального образования, уже прописанном в законе о правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), где необходимо будет только отразить особенности, присущие Приднестровскому региону.

Опять налицо более жесткий подход к вопросу о статусе Приднестровья, означающий фактически отказ Кишинева от всех уже наработанных в 1994-1997 гг. договоренностей, в том числе Совместного заявления президента Молдовы М.Снегура и лидера Приднестровья И.Смирнова, определявшего общие принципы и цели переговорного процесса по выработке государственно-правового статуса Приднестровья; Протокола, закреплявшего за Приднестровьем право иметь свою конституцию, законодательство, символику государственно-территориального образования (герб, флаг, гимн), право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях; Московского меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, ставшего юридической базой для последующих переговоров.

Наверное, нынешние власти не пошли бы на такой пересмотр своего подхода к приднестровскому урегулированию, если бы не постоянные «заклинания» их западных покровителей, не устающих говорить о своей поддержке Кишинева в данном вопросе, преследуя, естественно, не столько цель найти справедливое решение проблемы, сколько добиться осуществления своих геополитических планов и, прежде всего, ликвидации в регионе российского военного присутствия, так мешающего Соединенным Штатам и другим странам НАТО в продвижении их политики по окончательному вытеснению России, в данном случае из Причерноморья.

Особенно активизировался на этом направлении Вашингтон. То в Кишинев приезжает вице-президент США Д.Байден, то в самый разгар предвыборной кампании в Молдове сюда нагрянул известный своей «любовью» к России американский сенатор-республиканец Дж.Маккейн. И, естественно, первое, о чем он стал говорить, находясь в молдавской столице, так это о выводе российских войск из Приднестровья, что, конечно же, будет способствовать процессу приднестровского урегулирования.

Ну, а далее, как по шпаргалке, Маккейн говорил о том, что США поддерживают демократические преобразования в Молдове, курс правительства на демократические и экономические реформы, европейскую интеграцию и урегулирование приднестровского конфликта и т.п.

Чтобы оправдать свою активность на молдавско-приднестровском направлении, «адвокаты» Вашингтона стали говорить о слабости Евросоюза, о том, что Германию, например, якобы не волнует, как будет эволюционировать приднестровский конфликт, ей более важно создать атмосферу сотрудничества между Москвой и Берлином и Евросоюзом, в целом (аналитик американского аналитического агентства «Стратфор» М.Пэпик).

«США, в контексте ближайшей встречи в формате «5+2» в Москве, должны более активно включиться в переговоры по разрешению приднестровского конфликта», заявил исследователь фонда Джеймстауна В.Сокор (американец румынского происхождения) на слушаниях, организованных Хельсинским комитетом в американском Сенате. Он подверг критике Германию за ее инициативу включить Россию в европейский механизм безопасности. Он подозревает, что Берлин согласен реанимировать российский план по федерализации РМ, который бы «предоставил Тирасполю свое слово во внешней политике Кишинева».

По словам европейского эксперта А.Рара, директора Центра им. Бейца при Германском совете внешней политики, визиты американских чиновников в Молдову свидетельствуют об интересе США к региону. Он считает, что в Молдове задумались о проблеме безопасности… и рассчитывают решить ее с помощью США, которые не хотят укрепления влияния России на постсоветском пространстве. «США уже взяли Молдову под крыло», — полагает Рар.

Естественно, что Кишинев всячески подыгрывает Вашингтону в его планах в молдавско-приднестровском регионе.

«Молдова выступает за активизацию диалога с Соединенными Штатами Америки в вопросах приднестровского урегулирования», заявил и.о. президента Молдовы, председатель парламента М.Лупу в ходе встречи с сенатором Маккейном.

«США во взаимоотношениях с Москвой следует уделять больше внимания приднестровскому конфликту», советует, почти требует посол РМ в Вашингтоне И.Мунтяну.

По его словам, произведенная Бараком Обамой «перезагрузка» в отношениях с Россией дает США возможность убедить Москву вывести свои войска с территории Приднестровья.

Вице-премьер РМ Е.Карпов призывает рассматривать США равноправным участником переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, наравне с посредниками и гарантами – Россией, Украиной.

Другой вице-премьер и министр иностранных дел РМ Ю.Лянкэ на встрече 15 июня с замгенсекретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Д.Бренгельманном заверил последнего в том, что «Молдова выступает за дальнейшее укрепление политического диалога и практического сотрудничества с Североатлантическим альянсом в различных областях, в том числе по реформированию национальной обороны и системы безопасности». Ну, и так далее.

И тем не менее, правящий в Молдове альянс не чувствуют уверенности в своем будущем. Учитывая результаты местных выборов, когда их оппонент – ПКРМ значительно укрепил свои позиции в стране, АЕИ сейчас судорожно думает, что делать дальше. Тут, скорее всего, не до урегулирования.

В последние дни эти настроения сказываются и на отношении к предстоящим консультациям в формате «5+2».

Например, временный президент РМ М.Лупу засомневался в том, что в Москве 21 июня удастся достичь возобновления официальных переговоров по приднестровскому урегулированию. По его словам, существуют различия в позициях Кишинева, Брюсселя, Москвы и Вашингтона, «они не сильно отличаются, но, все же, могут стать принципиальными». Он забыл, однако, сказать, в очень большой степени это может произойти из-за неконструктивной позиции самой Молдовы.

Директор Американского института в Киеве Э.Сальвия, выступая на заседании круглого стола на тему «Роль Украины в достижении стабильного и окончательного урегулирования вопроса в Приднестровье», заявил, что в условиях утраты своих позиций по результатам местных выборов, нынешние молдавские власти могут лишь формально участвовать в переговорах по приднестровскому урегулированию, но «пока в Молдове есть законное правительство, оно должно быть представлено в переговорном процессе…».

После инцидента в российском посольстве на приеме по случаю Дня России, когда ряд высокопоставленных чиновников МИД Молдовы и некоторые западные дипломаты покинули прием «в знак протеста», когда посол В.Кузьмин предоставил слово для приветствия «главе внешнеполитического ведомства Приднестровья» В.Ястребчаку, в Тирасполе тут же заявили о сомнениях «относительно готовности Кишинева к конструктивной работе в процессе нормализации отношений РМ и ПМР».

В официальном заявлении МИД было сказано, что такие шаги со стороны должностных лиц РМ были предприняты в преддверии очередного раунда неофициальных консультаций в формате «5+2», который намечен на 21 июня в Москве и от которого многие участники этого формата ждут подвижек в вопросе официализации переговоров.

«Очевидно, кому-то нужны громкие провокации, позволяющие подготовить общественное мнение к той позиции, которую молдавская сторона собирается занять на московской встрече…, а «попытка молдавских должностных лиц проигнорировать существование внешнеполитического ведомства ПМР и подменить очередным искусственным скандалом практическую работу по созданию условий для конструктивного диалога, говорилось в заявлении, вполне вписывается в этот тип мышления, отрицающий саму возможность равноправных переговоров с Тирасполем».

Надо полагать, что приднестровцы, реально оценив ситуацию и намерения Кишинева, решили подтвердить и свою «линию обороны». 15 июня после встречи министра В.Ястребчака с президентом И.Смирновым было заявлено, что МИД ПМР обозначит на московских консультациях официальную позицию Приднестровья в переговорном процессе. Эта позиция известна, и, как представляется, ничего менять в ней в угоду Молдове в Тирасполе не собираются.

Учитывая также неизменность и даже ужесточение подходов Кишинева, а также, в известной степени, и Тирасполя к вопросу будущего правового статуса Приднестровья, ждать сегодня каких-то подвижек в деле молдавско-приднестровского урегулирования, видимо, не приходится. Даже, если вдруг удастся назвать состоявшиеся консультации началом официальных переговоров в рамках механизма «5+2», чего в Москве, конечно же, очень бы хотелось, по сути, это мало, что изменит.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

9 ноября 2015

Исчезновение в неизвестном направлении 1 млрд. долл. США (треть бюджета страны) из трех банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — взбудоражили общество. Чтобы как-то замять дело экс-премьер Юрий Лянкэ сразу же подписал секретное распоряжение о выделении из …

21 сентября 2015

6 сентября, в воскресенье, в ответ на призыв организации Гражданская платформа «Достоинство и правда» (ДП) на центральной площади молдавской столицы — площади Великого национального собрания прошел митинг, который удивил всех своей массовостью – в нем приняли участие примерно 100 тысяч …

28 июля 2015

Видимо, руководствуясь этим изречением и не желая упускать власть из своих рук, лидеры ведущих правых партий, одержав убедительную победу на июньских всеобщих местных выборах, в том числе в Кишиневе, решили вновь объединиться и создать новую старую правящую коалицию под известным …


Ваш браузер устарел! Обновите его.