×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/sotrudnichestvo-mejdu-rossiey-i-moldovoy-v-toplivno-energeticheskoy-sfere/
Новости
26 апреля
25 апреля
24 апреля
Сотрудничество между Россией и Молдовой в топливно-энергетической сфере

Сотрудничество в газовой отрасли

Как известно, Республика Молдова (РМ) не имеет газовых месторождений и практически полностью зависит от импорта газа, который поступает из России через Украину.

В настоящее время газотранспортная система Молдавии включает 20,3 тыс. км газопроводов (в том числе 1,8 тыс. км магистральных), 5 линейных компрессорных станций, 79 газораспределительных станций, 8 автогазонаполнительных компрессорных станций, 1 газовую инжекторную систему. Среднегодовая загрузка газотранспортной системы (за исключением полностью загруженного балканского направления) — около 50 %.

Ныне газотранспортная система принадлежит созданному в 1999 году акционерному обществу «Молдовагаз». Его основателями являются российский «Газпром» (владеет 50% акций АО), Молдова (36,6% акций) и Приднестровье (13,4%), но Тирасполь предоставил российскому холдингу право распоряжаться принадлежащими ему акциями, передав их в доверительное управление.

В феврале 2010 г. в Молдове вступил в силу закон «О природном газе», суть которого заключается в том, чтобы юридически обеспечить выполнение т.н. «Второй газовой директивы ЕС», когда компания «Молдовагаз» до 1 января 2013 г. должна функционально отделить деятельность по транспортировке и распределению от деятельности по поставке природного газа. Но на сегодняшний день юридическая процедура реорганизации АО «Молдовогаз» так и не началась. Совет директоров ОАО «Газпром» и руководство АО «Молдовагаз» каких-либо решений по данному вопросу не принимали.

В марте 2010 г. Молдавия стала членом Энергетического сообщества Евросоюза –организации, объединяющей ЕС и восемь стран Юго-Восточной Европы (теперь девять, включая Косово).

В октябре 2011 г. правительство РМ подписало решение Совета министров Энергетического сообщества ЕС о необходимости выполнения Молдовой не позднее теперь уже 1 января 2015 г. требований «Третьего энергетического пакета» ЕС об отделении деятельности по транспортировке от деятельности по поставке природного газа.. Однако на десятом заседании Совмина сообщества в октябре 2012 г., по просьбе Молдовы, принимается решение отложить срок внедрения на территории Молдовы «Третьего энергетического пакета» ЕС до 1 января 2020 года.

27 августа 2014 г. с большой пропагандистской помпой молдавские и румынские власти объявили о введении в эксплуатацию газопровода «Унгены (Молдова) — Яссы (Румыния)», связывающий газотранспортные системы двух стран. Общая проектная мощность — 1,5 млрд. куб. м/год (на первом этапе с учетом существующих технических ограничений, как полагают специалисты, объём поставок газа не превысит 50 млн. куб. м/год, что составляет 4-5% потребления Молдавии). Протяжённость газопровода по территории Молдавии — 10,4 км. Стоимость проекта — 26 млн. евро.

В рамках дальнейшей реализации проекта предполагается строительство газопровода «Унгены-Кишинёв» стоимостью 70 млн. евро (из них 10 млн. евро — дотация ЕС). Несмотря на заявление румынской газовой компании «Romgaz» о готовности экспортировать в Молдову ежегодно до 50 млн. куб. м, коммерческая целесообразность и ресурсная база проекта остаются весьма туманными. (Яссы является газодефицитным промышленным регионом Румынии). Учитывая текущий дефицит баланса газа Румынии, значительные поставки газа в Молдавию и завершение строительства необходимой инфраструктуры можно ожидать не ранее 2019 г.

О поставках газа в Молдову

Основу молдавского импорта из России (три четверти от общего объема) составляет природный газ.

Поставка природного газа в РМ осуществляется «Газпром» через совместное молдавско-российское акционерное общество «Молдовагаз». В 2007–2011 гг. поставка газа потребителям Молдавии регулировалась среднесрочным контрактом от 29 декабря 2006 г., в котором были согласованы необходимые объемы газа, а также механизм постепенного повышения цен на газ с доведением их в 2011 году до среднеевропейского уровня (срок действия контракта истек 31 декабря 2011 г.). Но в последующем действие его продлевалось, сначала на 2012 г., затем до конца 2013 г. В декабре 2013 г. срок действия контракта вновь был пролонгирован и на 2014 г.

11 ноября 2014 г. «Газпром» пошел на встречу просьбе молдавской стороны и опять продлил контракт на поставки газа в Молдавию на 2015 год. Соответствующее соглашение подписали зампред правления ОАО «Газпром» А.Медведев и председатель правления компании «Молдовагаз» А.Гусев. Одновременно, что было отмечено в соглашении, «Газпром» уменьшил стоимость газа для Молдовы на 40%

А.Медведев сообщил журналистам: «Подписаны два дополнения к продленному контракту на поставку газа в Молдову. Одно дополнение по поставкам газа в Молдову, а второе по транзиту газа через Молдову, по очень важному направлению, а именно, по балканскому, где потребители ждут российский газ, чтобы он поставлялся надежно, ритмично, в соответствии с ожиданиями и заявками потребителей».

Он также добавил, что «дополнения подписаны на рыночных условиях, и полностью им соответствуют, как в отношении транзита, так и в отношении цены на поставку газа». «Эти условия позволят Молдове быть уверенной в том, что газ дойдет до молдавских потребителей в соответствии с контрактом. Цена на первый квартал 2015 года за российский газ для Молдовы составит 331,8 доллара за тысячу кубометров. Это более чем на 45 долларов дешевле, чем раньше», — подчеркнул зампред «Газпрома».

Он выразил надежду на то, что Молдавия обеспечит все условия для транзита и поставки газа в балканском направлении. Вроде бы никакой политики, а только экономика, «ан, не тут-то было». Некоторые молдавские политологи усмотрели в решении российского газового гиганта именно политическую мотивацию. Во-первых, это было сделано накануне парламентских выборов, когда результаты предварительных опросов будущих избирателей относительно возможных победителей говорили о том, что большинство в законодательном собрании опять будет у правых партий, включая Либеральную партию (ЛП), которая размахивая жупелом трагических событий на Украине, уже заявила о главной, по её мнению, задаче правых сил – добиваться вступления Молдовы в НАТО. Во-вторых, Либерально-демократическая партия (ЛДПМ), хоть и соперник либералов, также выступает за присоединение к Североатлантическому пакту. И только третий их партнер по бывшему альянсу «За европейскую интеграцию» Демократическая партия Молдовы (ДПМ) в лице лидера М.Лупу стала сегодня особо подчеркивать свою приверженность сохранению нейтралитета страны и не вступления её в какие бы то ни было военные блоки. В-третьих, Партия социалистов и Партия коммунистов, которые всегда были против идеи «натоизации» Молдовы, в новом парламенте опять не будут иметь большинства и по-прежнему будут находиться в оппозиции, и Москва якобы решила, что в этом вопросе их должны поддержать и демократы, тогда юридическим путем пронатовцы никак не смогут принять документа об отказе от конституционного нейтралитета страны в пользу НАТО. Поэтому в Москве и подумали, как помочь ДПМ повысить свой рейтинг. Поскольку министром экономики РМ А.Канду, который вел переговоры и добился выгодного для Молдовы продления контракта на поставку российского газа по уменьшенной цене (что демократы использовали «на полную катушку»), является видным членом ДПМ, ясно, что этот факт принес партии дополнительные симпатии молдавского избирателя. Так или не так это было на самом деле, сказать трудно, но политические оппоненты демократов в своей предвыборной борьбе за депутатские мандаты эту интерпретацию переговоров по газу использовали достаточно широко. И, тем не менее, документы подписаны и вступают в силу с 1-го января 2015 года.

ОАО «Газпром» выполняет взятые на себя обязательства и в полной мере обеспечивает потребности Молдовы в природном газе (потребление последних лет составляет в среднем около 3 млрд. куб. м в год). В соответствии с контрактом с 2007 г. по сентябрь 2014 гг. молдавским потребителям поставлены следующие количества природного газа (в млрд. куб. м): 2007 г. – 2,72, 2008 г. – 2,73, 2009 г. – 2,98, 2010 г. – 3,18, 2011 г. – 3,1, 2012 г. – 3,08, 2013 г. – 2,39, 2014 г. (9 мес.) – 1,9.

В Приднестровье было поставлено: 2007 г. – 1,41, 2008 г. – 1,5, 2009 г. – 1,85, 2010 г. – 1,99, 2011 г. – 1,95, 2012 г. – 1,98, 2013 г. – 1,36, 2014 г. (9 мес.) – 1,24.

Цена газа, поставляемого в Республику Молдова, в соответствии с условиями контракта рассчитывается по формуле, исходя из среднеарифметического значения цены реализации газа в дальнем зарубежье и средневзвешенной удельной стоимости транзита газа за пределами территории РФ, реализованного в страны дальнего зарубежья, и ежеквартально пересчитывается с учетом котировок на газойль и мазут.

За период действия контракта средневзвешенная цена газа по годам составила в долл. США соответственно: 2007 г. – 172,92,, 2008 г. – 236,85, 2009 г. – 253,72, 2010 г. — 252,63, 2011 г. – 343,59, 2012 г. – 394,92, 2013 г. – 378, 47.

В 2014 году средневзвешенная цена за 1000 куб. м была (в долл. США): I квартал – 374,3, II квартал – 381,89, III квартал – 378,39, IV квартал- 379,1.

Нельзя не отметить, что оплата за газ, поставляемый потребителям Республики Молдова (без Приднестровья), производится не в полном объеме и с нарушением контрактных сроков. Газ, поставляемый в соответствии с условиями контракта потребителям Приднестровья, с 2009 года денежными средствами не оплачивается.

Общая задолженность Молдовы и Приднестровья за газ, поставленный с 2005 г. по сентябрь 2014 гг., составляет 4,25 млрд. долл. США, из них 3,87 млрд. — задолженность Приднестровья.

Кроме того, «Молдовагаз» имеет задолженность перед «Факторинг-Финанс» за поставки газа в период с 1997 г. по 2004 г. в сумме 1,2 млрд. долл. США.

За весь период существования АО «Молдовагаз» дивиденды акционерам не начислялись и не выплачивались. Отдачи на вложенный капитал нет. Это обусловлено, на наш взгляд, дискриминационной по отношению к компании тарифной политикой, проводимой Национальным агентством по регулированию в энергетике Молдовы (НАРЭ), которая не обеспечивает операционную рентабельность российско-молдавской газовой компании. В результате финансовое состояние «Молдовагаз» характеризуется крайне низкой ликвидностью активов, низкими платежеспособностью и кредитоспособностью, значительной (в 5 раз превышающей балансовую стоимость всех активов) кредиторской задолженностью с высокой степенью риска.

О транзите газа через территорию Молдовы

Молдавия является важным транзитным звеном, обеспечивающим экспорт природного газа «Газпромом» на рынки сбыта балканского региона Европы

(20 млрд. куб. м или 13% от общего объёма экспорта в европейские страны). После отказа России от реализации проекта «Южный поток» «молдавский маршрут» остается для «Газпрома» значимым.

Транзит природного газа через территорию Молдавии осуществляется и регулируется контрактами. Срок действия последнего (от 31 декабря 2010 г.) продлён на 2014 г., а новое добавление к соглашению от 11 ноября 2014 г. вступает в силу с 1-го января 2015 г.

С 2006 по 2013 гг. объём транзита сократился на 10% (с 22

до 19,7 млрд. куб м), тарифная ставка транзита выросла на 20% (с 2,5 долл. США

до 3 долл. за 1000 куб. м на 100 км), его стоимость выросла на 5,3%.

По годам транзит газа через Молдову (2007 — 2014 гг.) составил: 2007 г. – 23,37 млрд. куб. м, 2008 г. – 22, 97, 2009 г. – 17,67, 2010 г. – 16,8, 2011 г. – 19,89, 2012 г. – 19,62, 2013 г. – 19,7. Тариф прокачки (долл. США за 1000 кубов на 100 км) по этим же годам соответственно равнялся: 2007 – 2010 гг. — 2,5, 2011 – 2013 гг. – 3 доллара. Стоимость транзита (в млн. долл. США): 2007 г. – 57,89, 2008 г. – 57,06, 2009 г. – 44,97, 2010 г. – 39,73, 2011 г. – 57,14, 2012 г. – 56,73, 2013 г. – 57,6.

За 9 месяцев 2014 года транзитом через территорию РМ было прокачано 13,97 млрд. куб. м по цене транзита 3 долл. США, общая стоимость транзита составила 40,34 млн. долл. США.

Молдавская сторона регулярно на переговорах о продлении действия контрактов о поставках природного газа из России просит снизить цену приобретения газа, а также увеличить ставку тарифа за транзит газа через Молдову. По мнению специалистов, позитивный ответ на данные предложения, совершенно очевидно, приведёт:

— к выпадающим доходам «Газпрома» от снижения цены газа, росту расходов компании от увеличения стоимости транзита газа и как следствие к выпадающим доходам российского федерального бюджета (таможенная пошлина, налог на прибыль);

— к существенному повышению конкурентоспособности продукции отраслей молдавской экономики.

В условиях отсутствия прогресса в урегулировании проблемных вопросов российско-молдавского газового сотрудничества и сотрудничества в целом, получение молдавской стороной односторонних выгод и потери российской стороны, не сбалансированные равноценными встречными шагами, вступление в переговоры по льготным условиям поставок газа в Молдавию, считают эксперты, возможно только при условии: согласия молдавской стороны взять на себя безотзывные межправительственные/межгосударственные обязательства, обеспечивающие урегулирование задолженности перед «Газпромом» за поставленный в Молдавию (включая Приднестровье) природный газ; гарантирующие проведение регулятором в отношении «Молдовагаз» справедливой тарифной политики, учитывающей естественные экономические интересы компании и её акционеров; а также включение в контракт на поставку газа положения, согласно которому, в случае принятия Кишиневом мер, негативно затрагивающих инвестиционные права «Газпрома», российская сторона вправе прекратить предоставление скидки на газ.

В связи с подписанием 27 июня 2014 г. правительством Республики Молдова Соглашения об ассоциации с ЕС конкретные параметры дальнейшего российско- молдавского газового сотрудничества требуют коренного переосмысления и дополнительной глубокой проработки.

Сотрудничество в нефтяной сфере

Нефтяная отрасль Молдовы представлена исключительно рынком нефтепродуктов, объемы которого на протяжении последних 10 лет стабильно увеличивались, в среднем, примерно на 5-7% в год. В настоящее время годовое потребление нефтепродуктов (дизельное топливо и бензин) составляет порядка 0,6-0,7 млн. т. Более 70% бензина и почти 50% дизтоплива импортируется из Румынии, в том числе российской компанией «Лукойл», имеющей в этой стране серьезный нефтяной бизнес. Напрямую Россия нефтепродукты в Молдову не поставляет.

«Лукойл» присутствует на рынке Молдовы с 1995 года, и в настоящее время «Лукойл-Молдова» является одним из лидеров на рынке нефтепродуктов и сжиженного газа. На данный момент доля «Лукойл-Молдова» на этом рынке составляет около 30%. Компания занимается также импортом, оптовой и розничной продажей всех видов топлива, включая сжиженный газ. Активы компании составляют более 100 АЗС с магазинами, мойками и станциями техобслуживания, четыре нефтебазы, от которых она собирается отказаться, чтобы доставлять продукцию прямо с заводов в Румынии, тем более что автопарк на 60 машин для доставки топлива включает бензовозы, способные перевозить до пяти различных видов бензина и дизельного топлива. В структурах «Лукойл-Молдова» работают 1200 человек со средней зарплатой 4,5-5 тыс. леев (для Молдовы это довольно высокая зарплата. Общий объем инвестиций компании в молдавскую экономику составляет свыше 60 млн. долл. США.

Новые основные инвестиции «Лукойл-Молдова» будут направлены на модернизацию существующих АЗС и расширение спектра предоставляемых услуг, а также на решение проблем энергосбережения и экологии.

Кроме того, концерн в меру своих возможностей помогает в решении проблем в сфере культуры, искусства, образования, здравоохранения ит.д. При его поддержке были реконструированы Кафедральный собор в Кишиневе, здание молдавской Митрополии, монастыри в Кэприянах и Кондрице, музей Пушкина, мемориалы в Кишиневе и на бывшем Шерпенском плацдарме, многие другие архитектурные и исторические памятники. «Лукойл» установил 12 персональных стипендий лучшим студентам, и по две стипендии — лучшим докторантам и молодым ученым исследователям в области экономики и менеджмента. Ежегодно компания оказывает финансовую помощь 28 ветеранам Великой Отечественной войны, многим пенсионерам и детским домам. В общей сложности размер спонсорской и благотворительной деятельности компании составил более 50 млн. леев (1 долл. США – 15,35 леев). Представители руководства Молдовы, в частности, бывший премьер-министр В.Филат, неоднократно положительно отзывались о деятельности «Лукойла» в Молдавии.

И все бы хорошо, но пришли другие времена. Кишинев, подыгрывая Западу, решил внести свою лепту в оказании давления на российские предприятия в стране. Одновременно проверка деятельности «Лукойла» началась и в Румынии, где компанию обвиняют даже в отмывании денег и махинациях с налоговыми платежами.

СМИ РМ запестрели заголовками – «Дочернему предприятию «Лукойла» в Молдове грозит отзыв лицензии, поскольку компания нарушила методологию расчёта цен на нефтепродукты» и т.д. и т.п. Но потом, поразмыслив, что это будет «себе дороже», Национальное агентство по регулированию в области энергетики РМ (НАРЭ) решило «уточнить», что речь не идет об отзыве лицензии, а о необходимости устранения компанией выявленных у нее отклонений от норм Методологии расчета и применения цен на нефтепродукты по итогам проверок последних лет. Поэтому, мол, «Лукойл – Молдова» должен исправить ошибки и выполнить план мер по устранению выявленных нарушений, который он же представил НАРЭ. По нашим данным, предприятие исправило недостатки, но Национальное агентство по регулированию в области энергетики, тем не менее, сочло необходимым заявить, что будет и впредь осуществлять надзор над деятельностью компании с целью недопущения в будущем отклонений от требований условий лицензии, обладателем которой является совместное предприятие «Лукойл-Moldova».

Сотрудничество в сфере электроэнергетики

О Молдавской ГРЭС

ЗАО «Молдавская ГРЭС» (входит в состав Группы «Интер РАО») расположена в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР), работает с 1964 года на трех видах топлива (на газе, угле и мазуте). Общая установленная мощность Молдавской ГРЭС — 2 520 МВт, располагаемая мощность составляет 1 766 МВт. В настоящее время в работе находятся 4 энергоблока. Основным видом деятельности является выработка и реализация электроэнергии. В настоящий момент станция полностью покрывает потребности в электроэнергии Приднестровья, Молдовы, а также осуществляет поставки электроэнергии на экспорт — в Румынию.

Среднесписочная численность персонала составляет 2872 чел.

Линии высокого напряжения и распределительные сети Молдовы строились в основном в 60-ые годы и с тех пор почти не обновлялись. Износ производственных мощностей на электростанциях превышает 60-70%. Ремонт, реконструкция и строительство ряда энергетических объектов, в том числе новых ТЭЦ, согласно договоренности с молдавскими властями, предполагалось осуществить при участии российских специалистов, но как это часто бывает в Молдове, под предлогом ослабления зависимости от России, Кишинев отказался от прежних намерений. В результате, по многим позициям мало что изменилось.

Поэтому была выработана целая т.н. Энергетическая стратегия Молдовы до 2020 г., в соответствии с которой планируется реконструировать ТЭЦ-2 и расширить ее мощности с 240 до 540 МВт; построить 2 новых ТЭС с установленной мощностью 450 МВт каждая.

Пока страна не получила от иностранных инвесторов необходимых для этого средств, а со своими, как известно, в Молдове туго.

Поставка электроэнергии, выработанной ЗАО «Молдавская ГРЭС»,

в Республику Молдова

Между Молдавской ГРЭС и уполномоченными молдавскими компаниями действуют договоры на поставку электроэнергии потребителям Республики Молдова. Ценовые и технические параметры договоров согласованы до 31 марта 2015 года.

Отпуск электроэнергии за 2013 года составил 1,876 млрд. кВт×ч. За 9 месяцев 2014 г. 1 848 млн. кВт×ч.

Поставка электроэнергии, выработанной на Молдавской ГРЭС,

в Республику Румыния

С июля 2007 г. по март 2013 г. поставки электроэнергии, выработанной ЗАО «Молдавская ГРЭС», на пассивные острова нагрузки в энергосистеме Румынии по высоковольтной линии 400 кВ «МГРЭС — Вулкэнешты (Молдова) – Исакча (Румыния)» и по линии 110 кВ «Стынка- Костешты и Чоара-Хушь» составили порядка 3 млрд. кВт×ч. В настоящее время поставки электроэнергии в Румынию приостановлены ввиду экономической нецелесообразности.

В целях изучения возможности и организации поставок электроэнергии не на пассивные острова нагрузки, а непосредственно в энергосистему Румынии, в течение последних лет ОАО «Интер РАО» совместно с системными и сетевыми операторами Румынии («Transelectrica» S.A.) и Молдовы (ГП «Молдэлектрика») проводит работу по проекту выделения на радиальную работу с румынской энергосистемой двух энергоблоков Молдавской ГРЭС по высоковольтной линии I400 кВ «МГРЭС — Вулкэнешты – Исакча».

Проблемные вопросы, связанные с работой Молдавской ГРЭС в регионе

На деятельности станции весьма отрицательно сказываются сложности взаимоотношений между Молдовой и Приднестровьем. Кишинев официально не признал проведенную в ПМР приватизацию. Хотя в настоящий момент взаимодействие между Молдавской ГРЭС и отраслевыми органами Молдовы развивается достаточно конструктивно, молдавские власти, тем не менее, в любой момент могут использовать ситуацию политической нестабильности в своих целях, что они и делал неоднократно.

Другой аспект – статус самой станции: не имея полной юридической регистрации в Молдове, получив так называемую «учетную регистрацию», регулирующий орган Молдовы – Национальное агентство по регулированию в энергетике выдает Молдавской ГРЭС лицензию на производство электроэнергии сроком на 6 месяцев и не больше, что делает неустойчивой коммерческую деятельность станции и а заключаемые ею договоры зависимыми от политической конъюнктуры в стране и неконкурентноспособными.

Протоколом тринадцатого заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Молдова и Российской Федерацией от 16 ноября 2012 г. молдавской стороне поручалось в срок до конца 2012 г. рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные акты, которые позволяли бы ГРЭС получать лицензию на производство электроэнергии сроком действия не менее 1 года.

В связи с окончанием 1 июля 2013 г. срока действия лицензии станция заблаговременно в соответствии с действующим регламентом подала в Национальное агентство по регулированию в энергетике заявку о выдаче новой лицензии на период не менее года (со ссылкой на решение Протокола тринадцатого заседания МПК). Однако НАРЭ выдало новую лицензию опять же со сроком действия на 6 месяцев (у молдавских производителей лицензия действует 25 лет).

Сложным техническим моментом является то обстоятельство, что граница между Молдовой и Румынией — граница несинхронных зон (граница с ENTSO-E). Таким образом, поставки электроэнергии Молдавской ГРЭС в европейском направлении в настоящий момент ограничены пассивными островами нагрузки. Проект выделения энергоблоков Молдавской ГРЭС на параллельную работу с энергосистемой Румынии требует внесения ряда изменений в энергосистему Молдовы. Ведущиеся переговоры в течение последних лет с молдавскими отраслевыми организациями о согласовании проекта, предусматривающего решение проблемы, пока результатов не принесли.   



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

9 ноября 2015

Исчезновение в неизвестном направлении 1 млрд. долл. США (треть бюджета страны) из трех банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — взбудоражили общество. Чтобы как-то замять дело экс-премьер Юрий Лянкэ сразу же подписал секретное распоряжение о выделении из …

21 сентября 2015

6 сентября, в воскресенье, в ответ на призыв организации Гражданская платформа «Достоинство и правда» (ДП) на центральной площади молдавской столицы — площади Великого национального собрания прошел митинг, который удивил всех своей массовостью – в нем приняли участие примерно 100 тысяч …

28 июля 2015

Видимо, руководствуясь этим изречением и не желая упускать власть из своих рук, лидеры ведущих правых партий, одержав убедительную победу на июньских всеобщих местных выборах, в том числе в Кишиневе, решили вновь объединиться и создать новую старую правящую коалицию под известным …


Ваш браузер устарел! Обновите его.