Немного о природе. Приднестровье расположено в зоне умеренно-контине
В Приднестровье довольно богатый животный мир. Водятся кабаны, косули, зайцы, лисицы, встречаются выдры и горностаи. Из птиц наиболее распространенным
Исторический экскурс. В средние века Приднестровье являлось зоной смешанного расселения славян, молдаван и кочевых народов Северного Причерноморья. В ХIV-ХVI вв. территория находилась под контролем крымских татар, в XVII веке на нее распространилось господство Османской империи.
Договор 1711 года между Петром I и молдавским господарем Д.Кантемиром предусматривал, что, в случае успеха в войне против османов, граница России с Молдавией пройдет по Днестру.
В результате русско-турецкой войны 1787-92 гг. Приднестровье входит в состав России.
Как известно, междуречье Прута и Днестра, где была создана Бессарабская губерния, было включено в Российскую империю в 1812 году.
В 1918 г. после оккупации Бессарабии румынскими войсками провозглашается ее воссоединение с «исторической родиной». Левобережье Днестра Румыния захватить не решилась, и оно осталось за Россией. 12 октября 1924 года на этой территории создается Молдавская АССР в составе Украинской ССР.
После возвращения Румынией в конце июня 1940 года Бессарабии (и Северной Буковины) Советскому Союзу по требованию советского правительства, в августе того же года решением Верховного Совета СССР была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика. В ее состав было включено и Левобережье Днестра — Приднестровье, которое до этого, как сказано выше, находилось в составе Украинской ССР. 8 из 14 районов бывшей Молдавской АССР, а также Хотинский, Измаильский и Белгород-Днестро
С началом Второй мировой войны Румыния, выступившая на стороне фашистской Германии, вновь захватила Бессарабию и на этот раз и Приднестровье. В августе 1944 года Молдавская ССР была освобождена советскими войсками. Таким образом, Приднестровье за всю свою историю, начиная с 1792 года, со времени вхождения в состав Российской империи, находилось под иностранным правлением немногим более 3 лет.
Отделение Приднестровья от Молдовы. С ослаблением центральной власти в СССР в конце 80-х гг. прошлого теперь столетия, а также в силу проводимой ошибочной национальной политики, что сегодня уже достаточно очевидно, в бывших союзных республиках, в том числе и в Молдавии, наблюдается рост национализма, подогреваемого как местной политической элитой, увидевшей в этом сильный рычаг для своего восхождения к независимой от Москвы власти, так и извне.
Еще с весны 1989 г. на митингах, организованных Народным фронтом Молдовы (крайне правая националистическ
Румынский триколор становится государственным флагом Молдавии. По утрам в Молдавии звучит румынский гимн.
С государственных и административных постов снимаются представители русской, русскоязычной диаспоры, а также других народностей, не принадлежащих к т. н. титульной нации. Больше того, на должности директоров промышленных предприятий, учебных заведений, научных центров, медицинских и других учреждений назначаются только молдаване. Это, естественно, вызывает протесты не титульного населения, особенно в Приднестровье, где большинство предприятий и учреждений возглавлялось русскими, украинцами, евреями, представителями других национальностей и, конечно, молдаванами.
Националисты подвергают моральному и физическому террору всех инакомыслящих. Молдавские власти на это фактически не реагируют. В знак протеста депутаты Верховного Совета Молдавии от Приднестровья выходят из его состава и образуют свой Временный Верховный Совет, в который позднее вошли депутаты всех уровней от 9 приднестровских районов и городов.
Для защиты гражданских прав местного населения на приднестровской территории создаются Советы трудовых коллективов, которые приходят к выводу о необходимости объединения всех районов Приднестровья.
I съезд депутатов всех уровней Приднестровья, проходивший на Левобережье 2 июня 1990 года, признает целесообразным образование Приднестровской Автономной Советской Социалистической Республики в составе тогда еще Молдавской ССР. Съезд направляет в адрес центральных органов СССР телеграммы, в которых предлагалось провести в Молдавии референдум по вопросам языка, флага и другим вопросам, связанным с дискриминационны
В июне 1990 г. власти Кишинева объявили незаконными и не имеющими юридической силы т.н. пакт «Молотова-Риббен
2 сентября 1990 г. II чрезвычайный съезд приднестровских депутатов всех уровней в условиях раздававшихся угроз со стороны националистов и силового воздействия на Приднестровье принимает решение об образовании Приднестровской Молдавской ССР (позднее, а именно 5 ноября 1991 г. получила название Приднестровская Молдавская Республика). Съезд избирает президиум Верховного Совета ПМССР из 18 депутатов во главе с И.Смирновым. Столицей был объявлен г. Тирасполь.
В Кишиневе этот съезд объявляется неконституционны
Проблема еще более обостряется после принятия 27 августа 1991 года кишиневским парламентом Декларации о независимости Республики Молдова. В ответ 6 сентября 1991 г. Верховный Совет Приднестровья принимает решение о переводе в свое подчинение всех государственных органов Левобережья.
1 декабря 1991 года проходит референдум о независимости Приднестровского региона от Молдавии, который подтвердил решение II съезда приднестровских депутатов от 2 сентября 1990 г.
Кишинев вновь все эти акции объявляет незаконными и вводит чрезвычайное положение и особое управление районом. Попытки тогдашних молдавских властей навести «порядок» в Приднестровье силовым давлением привели в марте 1992 г. к прямому вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем.
Развести стороны и прекратить военные действия удалось только благодаря энергичному дипломатическому вмешательству России, после чего 21 июля 1992 г. президенты России и Молдавии подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».
С этого времени Приднестровье развивается как самостоятельное государственное образование, обладающее всеми атрибутами власти. У Приднестровья есть своя территория, население. У него есть флаг, герб и гимн. Первая Конституция Приднестровья была принята 1 сентября 1991 года. Ныне действующая Конституция ПМР была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года (дополнена Конституционным Законом от 30 июня 2000 г.). В Конституцию внесены также поправки, вступившие в силу с 1 января 2012 года, согласно которым, в Приднестровье упразднен пост вице-президента и учрежден пост премьер-министра
В Приднестровье функционируют органы центральной и местной государственной власти: исполнительная во главе с президентом и правительством, законодательная власть, представленная Верховным Советом, и судебная система, возглавляемая Конституционным Судом.
Как самостоятельное государственное образование Приднестровье существует де-факто вот уже более 20 лет, хотя и остается непризнанным со стороны международного сообщества.
В административном отношении Приднестровский регион состоит из Каменского, Рыбницкого, Слободзейского, Дубоссарского и Григориопольског
Население. Число жителей ПМР постепенно сокращается. На 1 января 2005 года в Приднестровье (перепись населения была проведена осенью 2004 г.) проживало более 555,5 тыс. человек. Для сравнения: согласно переписи 1989 г., здесь было 679 тысяч жителей. По подсчетам Минэкономики ПМР, на 1 октября 2009 года численность населения республики сократилась до 523,7 тысяч человек.
По данным на 1 января 2012 г., в Приднестровье проживало 513,4 тыс. человек
За последние двадцать лет национальный состав населения Приднестровья изменился незначительно. По данным переписи 2004 г., в республике наиболее высока доля молдаван 177,2 тыс. человек (31,9%), русских 168,3 тыс. (30,3%) и украинцев почти 160 тыс. (28,8%); на последующих местах идут белорусы, болгары, гагаузы, немцы и евреи.
По состоянию на 1 января 1993 года этнический состав населения Приднестровья в современных границах был следующим: из 712.500 жителей – 243 тыс. молдаван (34,1%), 214,3 тыс. русских (30,1%) и 199,3 тыс. украинцев (28%).
Официальными языками ПМР являются русский, украинский и молдавский (на кириллице) языки.
Религиозные конфессии. В ПМР функционируют порядка десятка различных религиозных организаций. Здесь проживают православные, староверы, католики, иудеи. В последние годы начали появляться новые для Приднестровья религиозные организации – баптисты, адвентисты, «пятидесятники», представители «восточных» религий – кришнаиты, а также различного рода секты, наиболее активная из которых – «Свидетели Иеговы». Несмотря на это, свыше 97% населения региона считают себя православными христианами. Крупнейшей религиозной конфессией в Молдове и Приднестровье является Митрополия Кишинева и Всея Молдовы, находящаяся в каноническом подчинении Русской православной церкви.
К этой Митрополии Молдовы относится и Тираспольско-Дуб
Политическая система. В соответствии с Конституцией, принятой на референдуме 24 декабря 1995 г., и изменениями, внесенными в нее на основании Конституционного закона от 30 июня 2000 г., статус Приднестровья определен как «суверенное, независимое, демократическое и правовое государство».
Главой государства является президент. Он избирается сроком на 5 лет. Вплоть до января 2012 года президент единолично возглавлял исполнительную власть, формировал Кабинет Министров. После вступления в силу изменений в действующую Конституцию ПМР, что явилось результатом комромисса между президентом и законодательным собранием, достигнутого в 2011 году, исполнительную власть в лице главы правительства осуществляет премьер-министр. В полномочия президента по-прежнему входит общее руководство и координация деятельности всех структур государственной власти. Президент представляет республику в международных отношениях, является Главнокомандующи
Первые выборы президента страны прошли 1 декабря 1991 года, когда президентом ПМР был избран И.Смирнов, за которого проголосовало 65,4% избирателей, за его ближайшего конкурента (тогдашнего председателя парламента Г.Маракуцу – 31%).
До этого высшая официальная должность в Приднестровье носила название Председатель Республики, которую исполнял также И.Смирнов с 30 января 1990 г. по 22 октября 1991 г.
26 декабря 1996 года на очередных президентских выборах И.Смирнов вновь становится главой республики, получив 71,94% голосов и намного опередив своих ближайших соперников.
На выборах президента 9 декабря 2001 г. на эту должность снова избирается И.Смирнов.
Еще до президентских выборов 2001 г. по инициативе И.Смирнова в законодательный орган страны — Верховный Совет был внесен проект упомянутого выше Конституционного закона, который предусматривал дальнейшее усиление власти президента. ПМР из парламентско-пре
10 декабря 2006 г. президентские выборы в Приднестровье опять закончились внушительной победой тогдашнего главы государства И.Смирнова, который в четвертый раз был избран на высший государственный пост региона. Его поддержало 82,4% электората.
В 2011 году выборы президента состоялись 11–25 декабря 2011 года. Впервые за историю ПМР они прошли в два тура, так как результаты голосования в первом туре не определили победителя.
Основное соперничество за президентский пост развернулось между тогдашним главой Приднестровья И.Смирновым, председателем Верховного Совета (парламента) ПМР А.Каминским, который является лидером ведущей политической партии в регионе «Обновление», а также бывшим спикером приднестровского парламента Е.Шевчуком. Борьба была жесткой и бескомпромиссной
В первом туре выборов голоса распределились так: Е.Шевчук набрал 38,55% голосов, А.Каминский – 26,3%, И.Смирнов – 24,66%. Бессменный лидер непризнанной республики И.Смирнов к удивлению многих сошел с дистанции.
26 декабря Центризбирком сообщил предварительные и окончательные результаты голосования во втором туре. С большим отрывом победил депутат парламента, лидер движения «Возрождение» Евгений Шевчук, получивший 73,88% голосов избирателей, а нынешний спикер и председатель партии «Обновление» Анатолий Каминский — лишь 19,67%. И это несмотря на то, что Москва сделала все возможное, чтобы победа досталась не Шевчуку, а его сопернику.
Следует отметить, что с 1991 года в Приднестровье в ходе президентских выборов одновременно избирался и вице-президент. Кандидаты на пост главы государства шли на выборы в паре со своим кандидатом в вице-президенты.
Однако в соответствии с упомянутыми поправками в Основной закон, как говорилось выше, должность вице-президента была упразднена.
Вице-президентам
Верховный Совет ныне является однопалатным, состоящим из 43 депутатов. Первый законодательный орган республики – Временный Верховный Совет из 18 человек был сформирован 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья, его первым председателем стал И.Смирнов. Одной из основных задач парламента было выработать избирательное законодательство
Этот Верховный Совет создается после подведения итогов выборов депутатов на местах 25 ноября 1990 года. Он состоял из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей)
Верховный Совет ПМР второго созыва был сформирован в результате выборов 24 декабря 1995 года. Он также состоял из двух палат – Палаты законодателей и Палаты представителей. Его председателем вновь избирается Г.Маракуца.
Следующие выборы Верховного Совета Приднестровья прошли 10 декабря 2000 года. Он стал однопалатным. Но главным, однако, было то, что ВС ПМР утратил функцию толкования Конституции и конституционных законов (это право перешло к Конституционному Суду) и лишился права участия в формировании органов исполнительной власти, что стало прерогативой президента.
Победу на выборах одержало общественное движение «Обновление», созданное незадолго при поддержке финансово-промыш
Очередные выборы в Верховный Совет Приднестровья прошли 11 декабря 2005 г.
В выборах участвовали два основных общественно-поли
«Обновленцы», в принципе, не являясь тогда противниками президентства И.Смирнова, тем не менее, еще до выборов стали все чаще говорить о необходимости ограничить полномочия главы государства и усилить роль парламента. Прежде всего, речь шла о том, чтобы сделать правительство подотчетным законодательному органу, а не президенту, как это имеет место, и второе — вывести прокуратуру из-под подчинения исполнительной власти и вернуть ее в систему третьей власти – судебной. Это, по сути, и было главной целью участия «Обновления» в парламентских выборах 2005 года, когда, получив более внушительное большинство в Верховном Совете, можно было бы попытаться эту задачу реализовать.
Чтобы иметь в будущем парламенте противовес таким планам, в окружении президента возник проект создания общественно-поли
По началу мыслилось создать политическую партию именно с прицелом на парламентские выборы 2005 года, но эта идея не нашла понимания у И.Смирнова. Поэтому, подойдя к выборам, «Республика», так и не получив достаточной поддержки со стороны президентской администрации, в ходе предвыборной кампании сразу же стала проигрывать своим основным оппонентам из «Обновления».
В итоге, из 43 депутатских мест Верховного Совета ПМР четвертого созыва «Республика» получила 13, а «Обновление» — 23. Если учесть, что к «Обновлению» примкнули некоторые «независимые», то число мандатов у него достигло 27.
Председателем законодательного собрания ПМР с подачи Г.Маракуцы, который взял «самоотвод», был избран Евгений Шевчук.
Новая расстановка сил в новом парламенте, когда влияние движения «Обновление», ставшего вскоре политической партией Приднестровья, стало преобладающим, позволила уже в конкретной форме ставить вопрос об изменениях в Конституции республики.
Усилившиеся разногласия в парламенте между сторонниками президента и депутатами — «обновленцами» фактически спровоцировали в Приднестровье политический кризис. Представленные группой парламентариев от «Обновления» предложения по изменению целого ряда положений ныне действующей Конституции вызвали резкое неприятие их со стороны исполнительной власти, которая, в свою очередь, разработала собственный проект нового Основного Закона ПМР и выразила готовность вынести его на всенародное обсуждение изменений, вне зависимости от отношения к нему Верховного Совета.
Однако с учетом сложившейся тяжелой экономической ситуации в Приднестровье, а также в связи с приходом к власти в Кишиневе коалиции правых либеральных партий, которые по-прежнему видят решение проблемы молдавско-придне
Следующие выборы в Верховный Совет ПМР состоялись 12 декабря 2010 года.
Из 43 депутатов 25 были переизбраны на новый срок, 23 из них были представителями республиканской партии «Обновление» (РПО). Остальные 18 депутатов — новички.
По словам ставшего спикером парламента и тогдашнего председателя РПО А.Каминского, партия получила тогда 28 мандатов из 43. Кроме того, как он сообщил в одном из своих интервью, в парламенте есть еще три депутата, которые не являются членами партии, но работают вместе с «Обновлением» и солидарны с принимаемыми партией решениями.
К выборам у РПО появились новые союзники – Народно-демократ
На данный момент партия «Обновление» обладает в парламенте квалифицированны
Из 43 избранных депутатов 19 являются представителями бизнеса (13 руководителей частных предприятий, 6 представляют крупный промышленный сектор). 17 из них – члены или сторонники «Обновления».
В этот раз в Верховный Совет не попал ни один врач, ни один учитель, ни один представитель творческой профессии, не говоря уже о представителях рабочих или крестьян. Если упомянуть политико-обществ
Не прошли в приднестровский парламент председатель Либерально-демок
А.Каминский стал спикером 22 июля 2009 года после добровольной отставки прежнего парламентского лидера Е.Шевчука, еще до парламентских выборов.
В настоящее время председателем Верховного Совета является Михаил Бурла, избранный на этот пост 13 июня 2012 года.
Правительство.18 января 2012 года Верховный совет Приднестровья утвердил предложенную президентом Е.Шевчуком кандидатуру бывшего министра экономики П.Степанова на пост премьер-министра республики.
24 января президент утвердил структуру правительства, в которую вошли министерства, комитеты и государственные службы. Оно состоит из 9 министерств вместо 12. Произошло не только сокращение числа министерств, но и реформирование.
Министерство государственной безопасности ПМР преобразовано в Комитет государственной безопасности, а Министерство информации и телекоммуникаций республики преобразовано в Государственную службу связи, информации и СМИ.
Министерство промышленности ПМР было разделено на Государственную службу транспорта и дорожного хозяйства и Государственную службу энергетики и жилищно-коммунал
Из Министерства экономики выделена Служба аграрно-промышле
В непосредственном подчинении президента находятся Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Комитет государственной безопасности, Государственный таможенный комитет, Государственная служба связи, информации и СМИ и Государственная служба геологии и недропользования
Председатель правительства непосредственно контролирует Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социальной защиты, Министерство просвещения, Службу государственного надзора, Государственную службу транспорта и дорожного хозяйства, Государственную службу цен и антимонопольной деятельности, Государственную службу статистики, Государственную службу энергетики и жилищно-коммунал
В ведении правительства находятся также Государственный пенсионный фонд, Государственный фонд обязательного социального страхования, Государственный фонд содействия занятости, Фонд государственного резерва и Фонд охраны материнства и детства.
Чтобы систематизироват
В систему государственных органов ПМР входят также государственные администрации города Тирасполя и Днестровска; города Бендеры; Слободзейского района и города Слободзея; Григориопольског
Судебная власть осуществляется судами посредством конституционного
Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, назначаются президентом по представлению председателей соответственно Верховного и Арбитражного судов.
Мировые судьи избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет.
Конституционный суд — орган конституционного контроля. Он гарантирует верховенство Конституции ПМР, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Состоит КС из 6 судей, включая председателя Суда. Срок полномочий судей КС – 7 лет.
Президент, Верховный Совет, Съезд судей ПМР назначают по двое судей в состав Конституционного суда.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.
Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов на территории республики.
Прокурор ПМР назначается на должность Верховным Советом по представлению Президента сроком на 5 лет. Он подотчетен Верховному Совету и ответственен перед Президентом.
Ныне по примеру России в Приднестровье создан Следственный комитет. После напряженных дискуссий в Верховном Совете ПМР относительно самой идеи создания комитета и особенно распределения полномочий между СК и Прокуратурой в ноябре 2012 года президент Е.Шевчук подписывает закон «О Следственном комитете» и ряд других законодательных актов, касающихся работы следственных органов республики и обеспечения правовой основы их деятельности.
Теперь на законодательном уровне разграничены функции проведения предварительного следствия, поддержания государственного обвинения в судах и прокурорского надзора.
К ведению Следственного комитета – исполнительного органа государственной власти – отнесены полномочия, связанные с проведением предварительного следствия и поддержания государственного обвинения в судах.
Сотрудники Прокуратуры в рамках реализации своих полномочий могут знакомиться с материалами того или иного уголовного дела и в случае необходимости вносить свои представления.
Политические партии и ведущие общественные организации. В настоящее время в ПМР из 14 зарегистрированн
Уже ничего не слышно о таких партиях, как Патриотическая партия Приднестровья (ППП), Приднестровская республиканская партия (ПРП), или Республиканская социал-патриотич
Республиканская партия «Обновление» создана на базе Общественного движения одноименного названия 2 июня 2006 года на учредительном съезде (само движение появилось в 2000 году).
На съезде был утвержден Устав партии, принята ее Программа – «Манифест партии «Обновление», избраны Центральный Совет и Центральная контрольно-ревиз
23 июня 2006 года партия получила свидетельство о государственной регистрации.
Главной целью развития Приднестровья «Обновление» объявило достижение и обеспечение достойной жизни граждан, функционирование эффективной экономики и создание сильного государства.
Лидеры партии считают, что «Обновление» — это центристская партия, которая выступает за создание общества равных возможностей, она против преобразований путем революций и против «социального популизма».
В «Обновлении» более 3 тыс. членов, хотя иногда лидеры партии называют и большие цифры. РПО насчитывается 63 первичных организаций. Имеет свой сайт в Интернете и печатный орган под тем же названием.
На V съезде РПО 23 июня 2012 года председателем партии был избран Михаил Бурла, который заменил на этом посту А.Каминского.
Приднестровская коммунистическая партия (ПКП), которую можно отнести к оппозиции, была образована20 апреля 2003 года
Председателем ЦК ПКП избран О.Хоржан, бывший руководитель Комсомола Приднестровья. Его заместителем является Н.Бондаренко, редактор газеты «Правда Приднестровья». На выборах президента ПМР в 2006 году она сумела опередить по результатам голосования все других претендентов на этот пост, кроме И.Смирнова, набрав около 9% голосов.
ПКП декларирует построение в Приднестровье общества, где будут господствовать идеи равенства, свободы и справедливости. Целью борьбы партии за власть является создание социально-справе
Численный состав ПКП невелик, но популярность ее постепенно растет.
Оставаясь оппозиционной партией после прихода к президентству Е.Шевчука, руководство ПКП уже не столь жестко критикует новые власти, и все чаще поддерживает их действия. Заявленная программа команды президента в области внутренней и экономической политики ПМР была положительно встречена приднестровскими коммунистами, также как и назначение на государственные посты сравнительно молодых и незамеченных в коррупционных сделках людей.
Народно-демократ
1 июня 2006 года в Тирасполе прошла конференция, на которой было принято решение о преобразовании корпорации в Народно-демократ
По заявлению лидера НДП, партия выступает за установление в Приднестровье подлинной демократии, расширение политических прав и свобод граждан, введение пропорциональной избирательной системы, построение социально сбалансированной экономической государственной политики, поддержку малого бизнеса.
В ноябре 2012 года Верховный суд Приднестровья по представлению Министерство юстиции ПМР выносит решение о принудительной ликвидации Народно-демократ
Формальными причинами было несоответствие предоставленных партией данных о численности партии, о её местонахождении и т.д. Так, оказалось, что в партии, согласно регистрационным документам, состоит 130 членов, тогда как по закону их должно быть не менее 500. Кроме того, в Минюст поступили 175 письменных заявлений граждан с опровержением их членства в данной партии.
Другое нарушение — в уставе НДП указан один адрес её местонахождения, а фактически партия размещалась в другом месте.
На данный момент решение Верховного суда вступило в силу, назначена ликвидационная комиссия, которой предстоит осуществить процедуру составления ликвидационного баланса и исключения НДП «Прорыв» из реестра политических партий ПМР.
Партия «Возрождение», призванная стать опорой новой власти, была создана 1 марта 2012 года. Она тоже вышла из одноименного общественного движения, основателем и лидером которого с 2009 года являлся сам Шевчук.
На учредительном съезде единогласно были приняты программа и устав нового политического объединения. Руководство партии будет состоять из 25 человек, причем президент, члены правительства не могут быть её членами.
Председателем партии был избран соратник президента, депутат Верховного совета Андрей Сипченко.
На съезде было заявлено, что новая пропрезидентская партия не противопоставляе
В программных документах партии «Возрождение» провозглашается курс, направленный на повышение социально-эконом
Партия определяет себя как центристскую политическую силу. Её лозунгом остается предвыборный лозунг Е. Шевчука «Порядок будет!».
Партия «Возрождение» имеет свой информационно-ан
Вместе с тем следует отметить, что пока её деятельность проходит в рамках внутрипартийных мероприятий и широкого общереспубликанс
Партия «Родина» была образована на учредительном съезде в Тирасполе 17 апреля 2012 года.
В работе съезда приняли участие 226 делегатов (по Закону ПМР «О политических партиях» для учреждения партии необходимо присутствие 200 учредителей).
В качестве почётных гостей на съезде присутствовала российская делегация во главе с депутатом Госдумы РФ, председателем Национального совета международного и общероссийского общественно-поли
Делегаты съезда единогласно избрали лидером партии «Родина» А.Карамана, с 1991 г. по 2001 г. являвшегося вице-президентом ПМР, в последние годы работавшего советником экс-президента И.Смирнова.
Партия «Родина» находится в оппозиции к нынешнему главе Приднестровья Шевчуку, судя по тому, что её ряды пополняются членами бывших просмирновских партий – Патриотической партии Приднестровья, Приднестровской республиканской партии и общественных организаций патриотической направленности – Союз офицеров, Союз ветеранов войны, труда и вооруженных сил Приднестровья, Объединенный совет трудовых коллективов Приднестровья и др.
Среди наиболее заметных общественно-поли
Совет ветеранов войны, труда и вооруженных сил, Союз женщин, Союз защитников Приднестровья.
Отдельно следует сказать о такой организации, как Объединенный совет трудовых коллективов Приднестровья, который сыграл решающую роль в мобилизации населения на отпор националистическ
Сегодня роль ОСТК существенно упала, но структура, как таковая, осталась, и партия «Родина» намеревается привлечь комитет на свою сторону, чтобы, как и прежнее приднестровское руководство, использовать организацию в своих целях.
Экономика. В Приднестровье, занимающем 12% территории РМ, сосредоточено около 30% промышленного потенциала Молдавии (в советские времена эта цифра была 40%). Через регион проходят важнейшие транспортные и энергетические коммуникации, связывающие Молдавию с другими странами СНГ.
После введения 3 марта 2006 г. нового таможенного режима экономическая деятельность предприятий Приднестровья фактически регулируется молдавскими властями. Ввиду того, что 80% экономики ПМР ориентировано на экспорт, такая ситуация привела тогда к резкому падению объемов промышленного и сельскохозяйстве
Объемы производства в 2006-2009 гг. снизились на треть. В 2009 году положение дел ухудшилось в связи с мировым финансовым кризисом, приведшим к существенному уменьшению объемов промышленного производства и фактической приостановке деятельности многих предприятий, что повлекло за собой сокращение рабочих мест.
Объем промышленного производства на данный момент составляет 30%, а сельского хозяйства – 10 % от уровня 1990 года.
В тяжелом состоянии находятся такие ведущие отрасли приднестровской промышленности, как черная металлургия и производство строительных материалов. Не выдержав конкуренции с предприятиями соседней Украины, перерабатывающая промышленность Приднестровья постепенно приходит в упадок.
В 2011 году возобновил работу Молдавский металлургический завод, обеспечивавший ранее более 40% поступлений в бюджет Приднестровья. Некоторый рост производства наметился на Рыбницком цементном заводе, текстильном комбинате «Тиротекс», заводе литейных машин «Литмаш», заводе «Электромаш», Молдавской ГРЭС, Винно-коньячном заводе «Квинт» и др. Однако крупнейшие предприятия региона по-прежнему сталкиваются с системными финансовыми трудностями. Руководство Приднестровья приняло решение несколько снизить их налоговую нагрузку с тем, чтобы помочь предприятиям выжить в нынешней неблагоприятной конъюнктуре.
С учетом оценки объемов производства субъектов малого предпринимательс
В долларовом выражении объем производства промышленной продукции составил 905 млн. долл. США или 116,6% против уровня 2010 г.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в 2011 г. составил 1 632,7 млн. руб. в текущих ценах, что на 32,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Согласно официальным статистическим данным, валовой внутренний продукт (ВВП) Приднестровья в 2011 году составил 10393,3 млн. рублей или 1005,2 млн. долл. США. На душу населения пришлось (в сопоставимых ценах) 1949,3 долларов.
Новое руководство Приднестровья твердо заявило о своем намерении в условиях экономической депрессии осуществить глубокие преобразования в экономике.
Однако в настоящее социальные трудности преодолеть не удается. При полумиллионом населении почти половину (220 тыс.) составляют бюджетники и пенсионеры. А в формировании основной доли ВВП участвует 45 тыс. работающих. Правда, вносят свой вклад в ВВП и приднестровцы, работающие за рубежом — за первые 8 месяцев 2012 г. от них поступило более 160 тысяч переводов на общую сумму 122 млн. долл. США.
В 2011 г. инфляция превысила 13%. Среднемесячная зарплата по региону по- прежнему составляет 70-100 долл. США, а пенсии — 50-70 долларов. Тем не менее, новые власти продолжают изыскивать средства для выполнения социальных программ и повышения социальных пособий. В 2012 г. пенсии выросли примерно на 15 долл. В следующем году, как сообщила директор Государственного пенсионного фонда ПМР, они будут увеличены на 8%, а размер пособия по безработице составит от 241 до 660 рублей (от 21 до 60 долл.).
Сумма внешнего государственного долга Приднестровья по состоянию на 1 января 2011 г. составил 53,787 млн. долл. (в нее входят задолженности по кредитам, полученным от Российской Федерации в 1992-1994 гг. и 2000-2010 гг.
Сюда не входит задолженность за поставленный природный газ из России, которая превысила 3,5 млрд. долл. США.
Внешнеторговый оборот ПМР достиг в 2010 году 1879 млн. долл. США. При этом основная его часть пришлась на страны СНГ (более 60%). Обьем экспорта товаров из Приднестровья составил 585 млн. долл. (увеличение по сравнению с 2009 г. всего на 1,4%), а импорт превысил 1294 млн. долл. (рост на 32,6%).
В 2011 году товарооборот составил 2 млн. 421 тыс. долларов США, в том числе экспорт – 691 тыс. долл., импорт – 1730 млн. долл.
Структура экспорта и импорта серьезных изменений не претерпела. По-прежнему экспортируются в основном электротехническ
Импортируются: первичные энергоносители, минеральные удобрения, сельхозтехника, бумага, автомобильный и железнодорожный транспорт, бытовая техника и ЭВМ, хлопчатобумажное сырьё, деловая древесина, товары народного потребления.
С января по октябрь 2012 года, по данным Государственного таможенного комитет), внешний товарооборот вырос на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и уже достиг 1,8 млрд. долларов.
В то же время соотношение экспорта и импорта в общей структуре товарооборота практически не изменилось – доля приднестровского экспорта в 2012 году в процентном отношении даже несколько уменьшилась, составив 28% от товарооборота. Импорт в стоимостном выражении в три раза превысил экспорт.
Странами импортируемых в регион товаров по-прежнему остаются Россия, Украина, Казахстан, Германия, Белоруссия, Италия, Польша и США.
На долю СНГ приходится свыше 52% экспорта и 70% импорта.
Основным торговым партнером ПМР является Российская Федерация. Торгово-экономич
В целом, социально-эконом
Молдавско-придне
Практически тогда же начались переговоры об особом статусе Приднестровского региона в составе РМ.
С конца июля 1992 г. и по настоящее время в зоне конфликта контроль за безопасностью осуществляют Совместные миротворческие силы в составе контингентов Молдовы, Приднестровья и России, а также военные наблюдатели России, Молдавии, Приднестровья и Украины. В зоне безопасности действует Объединенная контрольная комиссия по урегулированию конфликта, под началом которой и проводится миротворческая операция.
С октября 2005 г., когда к основным переговорщикам – Молдове, Приднестровью, России, Украине и ОБСЕ присоединились США и ЕС в качестве наблюдателей, механизм переговоров получил название формата «5+2», который действует до сих пор.
22 июля 2005 г. парламент Молдовы без какого-либо участия приднестровской стороны принимает Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, который предусматривает предоставление Приднестровью статуса автономно-террит
В сентябре 2006 г. в Приднестровье в ответ на этот шаг Кишинева проходит всенародный референдум по вопросу дальнейших взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Молдова. Более 97% жителей ПМР высказались за независимость региона от Молдавии и последующее свободное присоединение к России.
Добиться сдвига в решении приднестровской проблемы по-прежнему не удается. В силу несовместимости позиций сторон конфликта и увеличившихся разногласий между Кишиневом и Тирасполем по проблеме урегулирования нет оснований полагать, что выход из сложившейся тупиковой ситуации будет найден в ближайшее время.
Пришедшая к власти в Молдове после парламентских выборов 29 июля 2009 г. правая либеральная коалиция, как и ее предшественники-
Возобновившиеся под давлением посредников и наблюдателей в конце 2011 года после почти шестилетнего перерыва переговоры по урегулированию молдавско-придне
В 2012 году было проведено четыре раунда переговоров: 28-29 февраля 2012 г. в Дублине, второй, третий и четвертый соответственно 17-18 апреля, 12-13 июля и 12-13 сентября в Вене.
Организационная, как её можно назвать, встреча в этом формате состоялась 30 ноября – 1 декабря 2011 года в Вильнюсе и закончилась фактически безрезультатно, если не считать достигнутой договоренности о проведении в конце февраля новой встречи в Ирландии, в столице государства, председательству
Однако и она не оправдала ожиданий. Единственное, к чему пришли стороны и другие участники переговоров, так это к необходимости разработать и принять документ о принципах и процедурах переговорного процесса.
Такое соглашение обсуждалось и окончательно было согласовано в ходе последующих раундов консультаций, которые, как говорилось выше, проходили в апреле и июле в Вене. Безусловно, несмотря на трудные обсуждения и некоторую двусмысленность отдельных формулировок, принятие соглашения можно считать положительным результатом общих усилий сторон, посредников и наблюдателей. Кишинев признал Тирасполь равной стороной по переговорному процессу.
В ходе переговоров было достигнуто также согласие об объединении вопросов, которые предстоит обсуждать, в три т.н. корзины: социально-эконом
Молдавская сторона и западные участники переговоров рассчитывают на то, что, наряду с вопросами социально-эконом
Однако они не могут игнорировать точку зрения приднестровцев, заключавшуюся в том, что после развязанных в 1992 году Молдовой военных действий против Приднестровья, после многих лет противостояния, прежде чем рассматривать политические проблемы, нужно сначала восстановить доверие между сторонами и осуществить ряд мер, которые бы этому способствовали. Тем более что и посредники не раз говорили о том, что такие меры доверия необходимы, иначе трудно ожидать определенной открытости сторон при обсуждении политических вопросов, от успешного решения которых прямо будет зависеть будущее Молдовы и Приднестровья.
По мнению Тирасполя, лучшим полем для восстановления доверия могут стать отмена дискриминационны
В итоге Молдова согласилась с тем, что совместное решение вопросов в экономической и социальной областях может способствовать постепенному установлению доверия между сторонами. При этом Кишинев надеялся на то, что пропагандистский эффект от своего участия в реализации ряда проектов на территории Приднестровья усилит молдавское присутствие и влияние в регионе.
В Тирасполе совместные действия сторон получили название «малых шагов», что легло в основу его нынешней политики в отношениях с Кишиневом, осуществление которой, как заявляет приднестровское руководство, позволит со временем перейти и к обсуждению вопросов политического свойства.
Однако реально только один вопрос удалось пока решить – это возобновление грузовых перевозок через территорию Приднестровья. Остальные вопросы – возобновление пассажирского сообщения в полном объеме, признание приднестровских документов об образовании, восстановление телефонной связи, межбанковского сотрудничества, вещание телеканалов на территории друг друга, признание приднестровских номеров автотранспортных средств и др., хотя они и поднимались в ходе прошедших раундов переговоров в рамках «5+2», так и не нашли своих решений.
Тем не менее, Молдова и Приднестровье пока продолжают диалог, который ведут их представители вице-премьер РМ по реинтеграции Е.Карпов и министр иностранных дел ПМР Штански как в рамках двусторонних встреч, так и в Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.
Однако становится ясно, что ожидания сторон на получение односторонних как политических, так и экономических выгод, не оправдались. Наступает понимание того, что навязать друг другу свое видение возможного решения молдавско-придне
Очередной раунд переговоров в формате «5+2», который состоялся в Дублине 28 – 30 ноября, также не привел к каким-либо прорывным шагам в деле урегулирования отношений между Молдовой и Приднестровьем.
Следующая встреча переговорщиков, как сообщил вновь назначенный спецпредставител