После длительных ожиданий и многочисленных переносов долгожданная встреча руководителей Молдовы и Приднестровья, наконец, состоялась. Безусловно, в этом сыграли свою роль посредники на переговорах по молдавско-приднестровскому урегулированию и, в первую очередь, Россия. Стороны в переговорах, в данном случае Республика Молдова и Приднестровье не были настроены на эту встречу. Тем не менее, чтобы подтвердить посредникам – России, Украине и ОБСЕ, и наблюдателям в лице США и ЕС свою приверженность продолжению переговорного процесса и поискам путей мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, и, желая избежать обвинений в срыве переговоров, они были вынуждены такую встречу все же провести.
Встреча состоялась в Тирасполе 24 декабря и проходила в два этапа. Первая часть переговоров по инициативе приднестровской стороны прошла в присутствии журналистов (были приглашены российские, молдавские, украинские и, конечно, приднестровские журналисты). Вторая часть переговоров происходила за закрытыми дверями.
Как известно, первый контакт между В.Ворониным и И.Смирновым после многолетнего перерыва состоялся в апреле 2008 г., который, однако, к каким-то серьезным подвижкам в решении молдавско-приднестровской проблемы не привел.
На этот раз и местные, и иностранные наблюдатели также не ждали от переговоров каких-либо весомых результатов. Стороны по-прежнему стоят на своих позициях и пока, по сути, к компромиссам и взаимным уступкам не готовы. Кишинев настаивает на предоставлении Приднестровью автономно-территориального статуса в рамках унитарного государства на основе закона от 22 июля 2005 года, который Тирасполь считает для себя полностью неприемлемым и продолжает выдвигать идею сосуществования двух независимых государств, рассчитывая на международное признание со стороны мирового сообщества. На прошлой встрече президент ПМР И.Смирнов передал президенту РМ В.Воронину проект Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, который, естественно, Кишиневом не рассматривался, так как однозначно определял статус Приднестровья как независимого государства. На состоявшейся встрече 24 декабря с.г. уже В.Воронин в присутствии прессы напрямую передает И.Смирнову пакет документов по урегулированию, который включает все те же положения закона о статусе Приднестровья от 2005 года, где, естественно, ни о каком признании права региона на независимость не идет.
В силу этих обстоятельств молдавский президент и приднестровский лидер конкретных вопросов, связанных с правовым статусом Приднестровья, обсуждать не могли.
Кроме того, что И.Смирнов поднял перед своим визави вопрос о судьбе приднестровского проекта Договора о дружбе и сотрудничестве между ПМР и РМ, переданного молдавской стороне 11 апреля с.г. Ответ В.Воронина, как и следовало ожидать, заключался в том, что проект для Молдовы является неприемлемым, так как нарушает ее суверенитет и территориальную целостность.
Приднестровская сторона высказала мнение о том, что Республика Молдова была создана без учета мнения приднестровского населения, в то время как за образование Приднестровской Молдавской Республики проголосовало на референдуме подавляющее большинство жителей. И хотя И.Смирнов настаивал на том, что в современных условиях возможен только цивилизованный развод между Молдовой и Приднестровьем, который требует урегулирования межгосударственных отношений именно на базе упомянутого проекта договора, продолжения дискуссии не последовало.
Главной темой переговоров стал формат будущих переговоров по приднестровскому урегулированию. Стороны обсудили также вопросы безопасности и мер доверия. Довольно подробно рассмотрели они вопросы внешнеэкономической деятельности предприятий ПМР и свободного перемещения между Молдовой и Приднестровьем людей и грузов.
При рассмотрении вопросов возобновления переговоров в формате «5+2» (Россия, Украина, ОБСЕ, США, ЕС, Молдова и Приднестровье), молдавская сторона, как сообщает приднестровское информационное агентство «Тирас», настаивала на проведении в дальнейшем переговоров по приднестровскому урегулированию исключительно в формате «5+2», и хотела знать, когда Тирасполь будет готов к работать именно в рамках этого механизма.
Приднестровская сторона высказала мнение о том, что данный формат в сложившейся ситуации не обладает достаточной эффективностью и является совещательным органом, поэтому для разрешения многочисленных спорных вопросов, которые фактически блокируют урегулирование, целесообразнее проводить прямые переговоры между Кишиневом и Тирасполем. Президент ПМР подчеркнул, что реальные переговоры должны вести Приднестровье и Молдова.
При обсуждении вопросов обеспечения взаимной безопасности, безопасности региона в целом и мер доверия в военной области, приднестровская сторона предложила Молдове предоставить Приднестровью гарантии неприменения силы, приняв соответствующий закон, который исключал бы применение силы в решении молдавско-приднестровского конфликта.
Со своей стороны, Кишинев сделал свой ход, предложив рассмотреть вопрос о полном разоружении Молдовы и Приднестровья как основы обеспечения взаимной безопасности сторон. Однако Тирасполь это предложение посчитал недостаточным, поскольку такой шаг, по его мнению, не обеспечивает стабильной безопасности в регионе. Приднестровский руководитель согласился с тем, что в перспективе нужно приступить к поэтапной демилитаризации региона, однако не должно быть искусственной привязки демилитаризации к выводу российских войск и, прежде всего, миротворцев, которые должны оставаться до окончательного урегулирования.
Часто складывается впечатление, сказал И.Смирнов, что молдавская сторона, говоря о «демилитаризации», имеет в виду не столько сокращение своей армии, сколько ликвидацию российского военного присутствия.
Один из моментов дискуссии касался внешнеэкономической деятельности приднестровских предприятий. Лидер Приднестровья И.Смирнов озвучил такие цифры – дополнительные расходы экономических агентов ПМР из-за того, что Молдова ввела новый таможенный режим, составляют более 35 млн. долл. США в год, что почти вдвое превышает сумму преференций в 19 млн. долларов, получаемых приднестровскими экономическими агентами.
«Действия Молдовы по изменению таможенного обеспечения привели к лишению Приднестровья самостоятельности в вопросах осуществления внешнеэкономической деятельности, к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции и потере рынков сбыта». Аналитический документ по этому вопросу, выдержки из которого цитировались на встрече, был передан президенту В.Воронину.
Молдавский руководитель пытался в этой связи вновь заострить внимание на теме приднестровской контрабанды, однако после изложения некоторых фактов об имеющем место наркотрафике через территорию Молдовы, с которым правоохранительным органам ПМР приходится сталкиваться уже на протяжении ряда лет, предпочел эту тему дальше не развивать.
В результате стороны договорились о возобновлении сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов.
На состоявшемся после переговоров брифинге президент В.Воронин и президент И.Смирнов позитивно оценили их встречу и сообщили, что они запланировали встретиться в следующий раз в середине марта 2009 года. Они констатировали также, что им не удалось придти к единому мнению относительно формата будущих переговоров, как и по мерам укрепления доверия. Вместе с тем, был отмечен как положительный момент — согласие сторон относительно проведения консультаций в формате «2+1» с участием Молдовы и Приднестровья плюс Россия или, возможно, ОБСЕ, если последняя выдвинет такую инициативу.
Другой важным решением встречи двух лидеров можно считать договоренность продолжении в самое ближайшее время переговоров по вопросу о свободном перемещении между Молдовой и Приднестровьем людей и грузов.
Оба президента отметили также, что рабочим группам по укреплению мер доверия будет по-прежнему придаваться первостепенное значение, в частности, и, прежде всего, рабочей группе по экономическим вопросам, которая должна начать отслеживать ситуации, связанные с возможными негативными последствиями мирового кризиса для экономик Молдовы и Приднестровья.
На встрече стороны обменялись документами, которые будут изучены до следующей встречи на высшем уровне. Президент В.Воронин вручил, кроме законопроекта о приднестровской автономии, о чем говорилось выше, базисные положения по демилитаризации Молдовы и Приднестровья. Президент И.Смирнов передал молдавской стороне официальные результаты референдума 17 сентября 2006 года и пакет документов, в котором изложены основные элементы реализации принципов неприменения силы в молдавско-приднестровском урегулировании, где предусматривается создание механизма обеспечения гарантий, исключающих применение мер политического, экономического и иного давления.
В заключение можно сказать, что, если Кишиневу и Тирасполю не удалось договориться по своей основной проблеме – приднестровскому урегулированию, встреча лидеров Молдовы и Приднестровья все же была полезной, а договоренности по целому ряду вопросов открывают возможность для восстановления доверия между сторонами и, как следствие, возможность возобновления переговорного процесса по нормализации молдавско-приднестровских отношений.