Ожидавшаяся с некоторым беспокойством в Молдове и Приднестровье совместная декларация России и Украины по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы, как и планировалось, была подписана в ходе визита российского президента Д.Медведева в Киев 17 мая с.г.
Но опасения Кишинева оказались напрасными. Москва и Киев подтвердили свою позицию – они по-прежнему выступают за решение проблемы мирными средствами путем равноправного диалога и на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. То, что мирными средствами – это понятно, вряд ли сегодня есть у Кишинева намерение решать проблему по-другому. На этот счет есть, во-первых, подписанные между сторонами еще существующего конфликта документы, скрепленные также подписями посредников в переговорном процессе. А во-вторых, даже если в Кишиневе у кого-то и возникнет такая химерическая идея о применении силы, его быстро приведут в чувство. Это не 1992 год, с тех пор в Приднестровье приобрели российское гражданство более 100 тыс. приднестровцев и примерно столько же жителей приднестровского региона стали гражданами Украины. И Москва, и Киев уже неоднократно говорили о своей обязанности защищать интересы их граждан, проживающих за рубежом. Надо полагать, что в Молдове это не осталось незамеченным.
Конечно, в Тирасполе в местных СМИ время от времени тема возможного повторения событий 1992 года озвучивается, но это больше для внутреннего потребления, для укрепления, так сказать, бдительности, мол, «враг не дремлет», а серьезно в эту угрозу в Приднестровье никто не верит. К тому же, по данным тех же СМИ, приднестровская армия насчитывает от 5 до 7,5 тысяч человек. В случае начала боевых действий численность ее может быть быстро доведена до 25 тысяч человек. На вооружении ее — более 200 единиц бронетехники разных модификаций (танков, БТР и БМП), более 100 артиллерийских систем, в том числе системы залпового огня, гаубицы, пушки, миномёты и др., а также вертолёты. Возможно, журналисты несколько завысили эти цифры, но то, что Приднестровье в состоянии отбить гипотетическое нападение со стороны правого берега Днестра, сомневаться не приходиться.
В заявлении есть ряд довольно прозрачных намеков Кишиневу. Например, имеет свой смысл сделанный в документе акцент на необходимости равноправного диалога на переговорах по урегулированию. Дело в том, что в последнее время некоторые участники правящей коалиции (и.о. президента РМ М.Гимпу и иже с ним) утверждают, что у Приднестровья не может быть равного с Молдовой переговорного статуса, и диалог должен вестись между Россией и Молдовой, как это было при работе над соглашением о мирном урегулировании вооруженного конфликта, подписанном президентами Б.Ельциным и М.Снегуром 21 июля 1992 года. Конечно, кишиневские переговорщики, несмотря на такого рода высказывания, будут вести переговоры со своими визави из Тирасполя, никуда не денутся, ибо больше не с кем. Но Москва и Киев, тем не менее, хотели бы напомнить, что у Приднестровья и Молдовы на переговорах по урегулированию равные права.
Несколько новым моментом в российско-украинском заявлении можно считать упоминание о конституционном нейтралитете и формировании единого правового, экономического и оборонного пространства, как необходимых звеньях успешности переговоров. Вопрос о суверенитете и нейтралитете молдавского государства сегодня часто выходит на первый план при обсуждении в обществе будущего страны, так как либеральные лидеры Молдовы практически не скрывают, что их целью является воссоединение с Румынией, правда, они добавляют, что эта задача в настоящий момент не является актуальной.
Следует уточнить, что во многих подготовленных ранее проектах документов по урегулированию возможность утраты молдавской государственности имелась в виду, и Приднестровью при таком развитии событий давалось право самому решать свою судьбу, давалось право на самоопределение.
Если говорить о создании единого правового, экономического и оборонного пространства, о чем также говорится в заявлении Москвы и Киева, то в принципе это не новая идея. Еще в июле 1999 г. украинская сторона предложила документ будущего урегулирования, где прописывался механизм реализации принципов построения общих для РМ и ПМР т.н. пространств — экономического, правового, социального и оборонного, а также общих границ объединенного государства. Идею поддержала ОБСЕ, а затем и Россия. Вопрос становится предметом переговоров в формате 3+2, особенно в конце 1999 и в 2000 гг. Вопрос о пространствах был также темой международных конференций, проводившихся под эгидой ОБСЕ. К сожалению, эти обсуждения не увенчались успехом.
Каждый раз, как только стороны начинали обсуждать конкретные проблемы, связанные с общими пространствами, дело заходило в тупик. Все упиралось в главный вопрос, какими правами будет обладать Приднестровье в общем государстве. Ответить на который, как согласились, в конце концов, и стороны конфликта, и посредники, мог базовый документ о политическом урегулировании по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем, и в таком случае вопрос с пространствами решался бы на основании раздела полномочий.
Почему авторы заявления вновь вернулись к этой проблематике, сказать трудно. Ведь в 1999-2000 гг. в переговорном процессе после Московского меморандума 1997 г. и Одесских соглашений 1998 г. стороны искали компромиссные решения по созданию общего государства. Сегодня молдаване считают, что это государство в лице Республики Молдова уже давно есть, вот только нужно заставить Приднестровье вернуться в это государство. Приднестровье, со своей стороны, теперь вообще категорически отвергает саму возможность совместного проживания с Молдовой в каком бы то ни было общем государстве.
Постановка вопроса о едином правовом, экономическом и оборонном пространстве на данном этапе отвечает интересам Молдовы, прежде всего, и не случайно Кишинев делает все возможное, чтобы Приднестровье в это пространство «загнать». И установление новых таможенных правил в 2006 году по оформлению экспортно-импортных операций приднестровских экономических агентов как раз и имело своей целью возвращение внешнеэкономической деятельности региона в правовое поле Молдовы. Если говорить об общем оборонном пространстве, то в ближайшем будущем для ПМР это однозначно неприемлемо. Скорее в Тирасполе согласятся с идеей взаимного упразднения вооруженных сил, которая была предложена прежним молдавским руководством для обсуждения и которая в принципе была положительно оценена и приднестровцами. Но в настоящее время новые власти в Молдове с благоволения и при помощи США и НАТО взяли курс на модернизацию и укрепление армии, и как в этой ситуации мыслится формирование общего оборонного пространства, не совсем понятно.
В России и Украине неотъемлемыми составляющими урегулирования считают также укрепление доверия между Республикой Молдова и Приднестровьем (правда, его надо сначала восстановить) и обеспечение стабильного социально-экономического развития в регионе,
С этой целью российский и украинский посредники и гаранты будущего урегулирования намерены оказывать максимальное содействие деятельности созданных Кишиневом и Тирасполем экспертных групп по мерам доверия в торгово-экономической, транспортной, гуманитарной и других сферах. Надо заметить, что инициаторами создания этих групп была молдавская сторона, которая пытается убедить приднестровцев, что кишиневские власти озабочены переживаемыми регионом социально-экономическими трудностями и путем совместно реализуемых проектов хотели бы помочь в их преодолении. Молдавские политические деятели не раз заявляли о том, что успешное решение экономических проблем в собственной стране, как и упомянутых проектов, будет притягательным примером для жителей Приднестровья, которые после этого будут не прочь вновь объединиться с Молдовой.
Однако экономическая ситуация в РМ продолжает оставаться весьма и весьма тяжелой, что никак пока приднестровцев не привлекает. И если Тирасполь пошел на сотрудничество между экспертными группами в области экономики и торговли, транспорта, гуманитарной сфере, так только потому, что в регионе также сложилась кризисная ситуация, и Приднестровье держится на плаву благодаря финансовой и другой помощи со стороны России.
Какими-либо успехами работа экспертных групп не отмечена. Группа по транспорту не может решить проблему восстановления железнодорожного сообщения в молдавско-приднестровском регионе, хотя потери от этого несут обе стороны. Но Кишинев не хотел бы терять рычаг давления на Тирасполь и требует вернуть в собственность Молдовы приднестровский участок железной дороги, с чем в ПМР, естественно, не согласны. Есть кое-какие подвижки в группе по вопросам здравоохранения, и это пока все.
А с другой стороны, пока иных идей о восстановлении доверия между Молдовой и Приднестровьем не просматривается. Их политические позиции, и, прежде всего, по проблеме урегулирования, настолько разнятся, что возобновление работы переговорного процесса в формате 5+2, за что ратуют, как кажется, все его участники, по-прежнему под большим вопросом.
То есть, до окончательного решения молдавско-приднестровского конфликта еще очень и очень далеко. А нерешенность внутриполитических проблем в Молдове, связанной с избранием президента страны, затягивает даже формальный созыв «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», как официально называется механизм 5+2. Внутренняя обстановка в Приднестровье также достаточно сложная, хотя все политические силы в вопросе урегулирования занимают практически солидарную позицию. Тем не менее, в конце 2010 года в Приднестровье состояться парламентские выборы, а в 2011 году – президентские, что, безусловно, непосредственно затронет и политику региона в отношении соседней Молдовы и приднестровского урегулирования, в частности.
Несомненно, положительной стороной Киевского российско-украинского заявления по решению приднестровской проблемы является стремление России и Украины сблизить свои позиции по этому вопросу, что, как полагают некоторые эксперты, будет способствовать возвращению Кишинева и Тирасполя за стол переговоров.
Хотелось бы отметить изменение отношения Киева к прошлогодней встрече в Москве президента Д.Медведева, тогдашнего президента Молдовы В.Воронина и лидера Приднестровья И.Смирнова, которые в принятом 18 марта совместном заявлении выразили удовлетворение тем, что в течение многих лет удается поддерживать мир на Днестре, и договорились продолжать прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта.
Стороны тогда отметили стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и заявили о целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования.
В заявлении от 17 мая с.г. президенты России и Украины также высоко оценили эту важную роль миротворцев и высказались за конструктивное взаимодействие всех входящих в миротворческую операцию компонентов. Страны-гаранты заявили о принципиальной готовности принять в активное участие в трансформировании нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования.
Эта нынешняя линия Киева в значительной степени отличается от его прежней позиции, озвученной в марте 2009 года представителем Украины на переговорах по приднестровской проблеме В.Крыжановским, который тогда заявил, что украинская сторона негативно относится к активизации формата 2+1 и подчеркнул обеспокоенность Украины возможностью выработки в этом формате каких-либо договоренностей по приднестровскому урегулированию без учета мнения и интересов Киева.
Россия и Украина сегодня заявили о своем намерении в контакте с международными партнерами содействовать созданию необходимых условий для возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию» и выразили уверенность в том, что сотрудничество и координация усилий всех участников переговорного процесса в формате «5+2» способно ускорить достижение всеобъемлющего и устойчивого политического урегулирования на Днестре.
Хотелось бы, чтобы эта убежденность нашла перво-наперво свое воплощение в возобновлении заседаний «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» с участием представителей Молдовы и Приднестровья, посредников от России, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от ЕС и США.