×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/musulmanskaya-identichnost-tatar-v-u/
Новости
25 ноября
22 ноября
19 ноября
18 ноября
17 ноября
16 ноября
15 ноября
12 ноября
kazanfirst.ru
Мусульманская идентичность татар в условиях новых вызовов

О мусульманской идентичности татар и проблемах с ней связанных мной говорилось с трибун и писалось не первый год. При этом предлагались конкретные пути их возможного решения.

В частности, они были озвучены[1] в ходе Первых Болгарских Чтений 2018 года[2] в пленарном докладе «Практические подходы к проблеме сохранения татарской мусульманской идентичности в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции Тасаввуфа»[3].

Однако, несмотря на высокую трибуну и представительный состав участников конференции они, к сожалению, остались без внимания.

Затем грянула пандемия коронавируса, которая, как казалось должна была бы актуализировать высказанные предложения многократно. И они вновь были изложены в одной из публикаций[4] и затем в индивидуальном порядке разосланы заинтересованным в данной теме чиновникам и экспертам. Однако и это не помогло.

И тогда пришло, совсем недавно, на мой взгляд, произошло событие, которое станет серьезным испытанием для всех татар. И тревожные признаки его уже имеют место быть и в Москве и в самой Казани. Связано оно с известным «боданием» элиты и федерального центра[5]. И именно в связи, как я полагаю, опять пришло время актуализировать, пока не поздно, свое видение одного из путей решения непростой проблемы.

В указанных публикациях говорилось о приобретающей все большую актуальность для российских городов проблеме сохранения мусульманской национальной идентичности татар в условиях глобализации и преобладания мигрантских этносов. И указывалось в связи с этим на востребованность практических подходов для ее нивелирования на основе возможностей, которые дает традиционный для татар ханафитский мазхаб и возрождающаяся практика тасаввуфа.

Почему была обозначена проблема сохранения мусульманской идентичности татар, а не просто «идентичности татар»? В первую очередь, потому, что наряду с привычной для нас исламской все громче начала заявлять о себе, по крайней мере в Москве, «православная идентичность татар».

На протяжении ряда лет здесь действует национально-культурная автономия православных татар, которая входит в состав центральной московской и проявляет заметную активность. В частности, она также озабочена проблемой сохранения татарского языка и культуры, и даже практикует для этого те же самые, что и установленные в обязательном порядке в настоящее время в умме Татарстана методы. Например, произнесение воскресных церковных проповедей в одном из столичных православных храмов исключительно на татарском языке[6].

Сохранению татар как нации уделяется большое внимание[7] в Татарстане и это вполне естественно. И здесь на первый план выходит необходимость обучения родному языку и широкого использования его в коммуникации. При этом, сохранение языка и национальной самобытности коррелирует с религиозностью, мусульманской верой и исполнением ее предписаний. Потеря национальной идентичности татарами неизбежно приводит и к постепенному отходу от ислама как религии[8]. Об этом, на мой взгляд, как раз и свидетельствует упомянутый мной выше прецедент со столичными православными татарами, среди которых немало новообращенных. И поэтому вполне логична инициатива Духовного управления мусульман Республики Татарстан об обязательности пятничных проповедей исключительно на татарском языке[9].

Однако наиболее зримо и остро проблема сохранения идентичности татарами-мусульманами проявляется в крупных российских городах, где они фактически «растворились» не только среди преобладающих численно славян-христиан, но и среди мусульман – выходцев из Средней Азии и Северного Кавказа. Это весьма наглядно в мечетях во время мусульманских праздников и пятничных намазов. И хотя руководящие позиции в них как правило занимают татары, постепенное вытеснение татарского языка из проповедей имамов – печальное тому свидетельство[10].

Однако ситуация с коллективной ритуальной практикой мусульман в российских мегаполисах, а именно острая нехватка официальных мечетей и отсутствие перспектив решения этой проблемы в ближайшем будущем[11], имеет помимо негативной составляющей, в какой-то мере и позитивный посыл для сохранения идентичности татар.

Поясню это на примере. Наши муфтии, радея, как об «общем мусульманском благе», так и о собственном, если можно так выразиться «политическом» весе, стремятся и пока безуспешно «выбить» у властей регионов, где представители ислама составляют меньшинство, разрешения и участки под строительство мечетей[12]. Хотя по большому счету это должно быть заботой самих властей, которым необходимо использовать любую возможность для содействия интеграции мигрантов в российский социум. И лучшего способа для этого придумывать не нужно – это исторически оправдавшая себя как в царское время, так и начальную советскую эпоху практика задействования потенциала татарских мулл в Средней Азии[13]. Проблема псевдорелигиозного экстремизма также «завязана» на необходимость расширения возможностей для продвижения традиционного понимания Ислама через возможности регулярных пятничных проповедей, собирающих огромные аудитории[14]. Однако условий для них в настоящее время создано явно недостаточно.

Вместе с тем, вышеназванные негативные моменты имеют и позитивную составляющую в соответствии с русской пословицей «Нет худа без добра». Если в ближайшей перспективе не предвидится положительного решения вопроса со строительством мечетей, в котором заинтересовано в первую очередь государство, то выход из этой ситуации мусульманам, в том числе и, наверное, в первую очередь татарам, так же как и в ситуации с коронавирусными ограничениями в мечетях, имеет смысл искать в возможностях, предоставляемых ханафитским мазхабом.

А дает он, если изучить этот вопрос скрупулезно, немало вариантов, которые могут позволить татарам как побороться за свое здоровье и жизнь, так и за сохранения своей нации и веры.

Так, по ханафитскому фикху обязательным условием проведения пятничного намаза является наличие помимо имама-хатыба минимум 3-х мужчин-мусульман, а также разрешение от местного муфтия[15].

С учетом критической ситуации с мечетями и неутихающей пандемией во многих российских городах в регионах с преобладающим немусульманским населением, выполнение предписанной Исламом нормы, каковой является коллективный пятничный намаз вполне возможно и реально осуществить как в домашних, так и в офисных условиях. Таковые примеры, по крайней мере в столичном регионе имеются[16].

Преимуществом в этом случае является возможность для мусульман – жителей мегаполисов без особых проблем исполнить, при этом снизив до необходимого минимума опасность распространения пандемии, предписанную Всевышним обязанность, а также объединяться как по семейно-родственному, так и по территориальному признаку. Во время еженедельного пятничного намаза можно без проблем практиковать родной язык, слушая проповедь имама, а также в ходе общения до и после нее. Аналогичный подход возможен и в отношении мусульманских праздников.

Еще одно немаловажное обстоятельство – отсутствие мечетей шаговой доступности не позволяет престарелым и немощным мусульманам коллективно молиться по пятницам. И это еще один довод в пользу группирования в небольшие по численности городские махалли, которые позволили бы поддерживать так необходимую связь между поколениями.

Отсутствие проблем с правоохранителями, которым для проведения своих мероприятий порой приходится вторгаться в процесс пятничных намазов, доставляя моральные травмы мусульманам[17], – еще одно весомое свидетельство оправданности данной практики. Ведь внешне такие собрания не привлекают к себе внимания немусульманского окружения и мало отличны от обычных коллективных собраний мусульман – маджлисов. К тому же они могут проводится не в одном и том же, а от недели к неделе в разных местах. 

Известна проблема трудоустройства выпускников медресе и исламских вузов. Немалое число их не востребовано или же не могут выполнить свое предназначение и вместо работы в мечетях идут в народное хозяйство и бизнес с целью прокормить свои семьи[18]. Таких по России в том числе и среди татар – жителей крупных городов, немало. Они, как мне кажется, и могли бы стать имам-хатыбами квартирных и офисных мечетей. Ведь согласно исламскому вероучению за распространение полученных религиозных знаний они заработают от Всевышнего немалую награду.

С учетом изложенного, в связи с неутихающей пандемией и вероятно предстоящими тяжелыми испытаниями для всего татарского народа в связи с упомянутыми мной выше событиями, в целях сохранения исламской национальной идентичности татар, полагаю вполне разумным воспользоваться возможностями, которые дает ханафитский мазхаб для выполнения коллективных религиозных предписаний мусульманами в российских городах и крупных населенных пунктах.

[1] https://www.youtube.com/watch?v=2y4Bew0fECw.

[2] https://materik.ru/novosti/v-bolgarskoy-islamskoy-akademii-proshli-pervye-mejdunarodnye-chteniya/.

[3] Ильдар Сафаргалеев: «Практические подходы к проблеме сохранения мусульманской идентичности татар в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции тасаввуфа». Материалы международной конференции «Болгарские чтения. Богословское наследие мусульманских народов России», 11-13 февраля 2018 года, г. Болгар. С. 35-42.

[4] Ильдар Сафаргалеев: «Коронавирус и исламская национальная идентичность». «Институт стран СНГ», 2020. [Процитировано 11 марта 2020]. https://i-sng.ru/publikacii/koronavirus-i-islamskaya-nacionalnaya-identichnost/.

[5] Дмитрий Родионов: «Казанский кремль вновь готовится к осаде: Вспомним 1552 год?».  «БИЗНЕС Online», 2021. [Процитировано 14 ноября 2021]. https://eadaily.com/ru/news/2021/11/14/kazanskiy-kreml-vnov-gotovitsya-k-osade-vspomnim-1552-god

[6] Третья православная татарская конференция (Татарская секция Рождественских чтений) в формате Круглого стола «Православные татары» и доклад Динары Бухаровой. Православные татары; 2018. [Процитировано 7 февраля 2018]. Режим доступа: http://tatar.orthodoxy.ru/?p=2852.

[7] Ильдар Абузяров: «Как нам сохранить татар». «БИЗНЕС Online», 2017. [Процитировано 6 августа 2017]. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/353652.

[8] Камиль Самигуллин: «Потеря национального языка — первый шаг к манкуртизации. Затем потеряем ислам». «Реальное время», 2017. [Процитировано 26 октября 2017]. Режим доступа:

https://realnoevremya.ru/articles/79950-muftiy-rt-o-sohranenii-islama-cherez-yazyk

[9] Мансур Джалялетдин: «Решение ДУМ РТ вести пятничные проповеди только на татарском языке – историческое событие». «БИЗНЕС Online»; 2016. [Процитировано 21 августа 2016]. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/320443https://www.businessgazeta.ru/article/320443

[10] Старые и новые мусульмане Москвы: осторожные отношения. Информационное агентство «Фераган»; 2015. [Процитировано 26 января 2015]. Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/8383.

[11] Саид Бецоев. Москве не хватает мечетей. «Московский комсомолец»; 2016. [Процитировано 9 сентября 2016]. Режим доступа: http://www.mk.ru/specprojects/freetheme/2016/09/09/moskvenekhvataetmechetey.html.

[12] Муфтий Москвы выступил в Госдуме с докладом о нехватке мечетей в столице. ИА IslamNews; 2018. [Процитировано 26 января 2018]. Режим доступа:https://www.islamnews.ru/news-muftij-moskvy-vystupil-v-gosdume-s-dok/https://www.islamnews.ru/newsmuftijmoskvyvystupilvgosdumesdok/.

[13] См. например: Татарские муллы в казахских степях. «Ислам в СНГ»; 2010. [Процитировано 10 ноября 2010]. Режим доступа: http://www.islamsng.com/kaz/culture/444.

[14] Экстремизм — как с ним бороться? ASIAplus; 2016. [Процитировано 15 августа 2016]. Режим доступа:

http://news.tj/ru/news/ekstremizm-kak-s-nim-borotsyahttp://news.tj/ru/news/ekstremizmkaksnimborotsya.

[15] Пятничный намаз по мазхабу Абу Ханифы. «Медресе»;  2012. [Процитировано 13 января 2016]. Режим доступа:

http://madrasah2.ru/chitalnyiyzal/hanafitskiymazhab.

[16] Мечети-призраки. Где в Москве можно прочитать намаз? Информационное агентство «Исламтат»; 2010. [Процитировано 9 ноября 2010]. Режим доступа: http://www.islamtat.ru/publ/mozaika/analitika_zametki/mecheti_prizraki_gde_v_moskve_mozhno_prochitat_namaz/57-1-0-767.

[17] “Борьба, но не с исламом”. Облава в мечети Екатеринбурга во время пятничного намаза. ИА IslamNews; 2017. [Процитировано 10 февраля 2017]. Режим доступа: https://www.islamnews.ru/news-borba-no-ne-s-islamom-oblava-v-mecheti/https://www.islamnews.ru/newsborbanonesislamomoblavavmecheti/.

[18] Выпускники исламских ВУЗов не идут работать по специальности. «Ислам и общество», 2016. [Процитировано 19 апреля 2016]. Режим доступа: http://islamio.ru/news/society/vypuskniki_islamskikh_vuzov_ne_idut_rabotat_po_spetsialnosti/.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

25 ноября 2021

24 ноября в Казани состоялась VII Общероссийская научная конференция «Влияние официального принятия Ислама в Волжской Булгарии (21 мая 922 г.) на дальнейшее развитие мусульманской уммы на евразийском пространстве». Мероприятие в дистанционном формате было организовано в рамках реализации плана мероприятий Группы …

25 ноября 2021

Восемьдесят лет назад, 25 ноября 1941 г. в Свято–Успенской Почаевской Лавре состоялся Собор православных иерархов, оказавшихся на оккупированных нацистами территориях Новороссии, Малороссии и Подкарпатской Руси. Собор принял решение о том, что епархии Русской Церкви на этих землях являются Украинским Экзархатом …

22 ноября 2021

Группа сторонников радикальной антигосударственной, прозападной и прокатолической оппозиции на Белой Руси, состоящей из греко- и римо- католиков, протестантов и «пятой колонны» в Белорусском Экзархате (группировка официально состоящих в ней  прот. Шрамко, Н. Василевич  и идейно близких к ним Р. Яроцкого, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.