×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/koronavirus-i-islamskaya-nacionalnaya-identichnost/
Новости
18 апреля
17 апреля
16 апреля
Коронавирус и исламская национальная идентичность

Весь мир обеспокоен распространением коронавируса, в том числе и исламский, предпринимая превентивные меры и порой беспрецедентные.

Так, власти Саудовской Аравии фактически закрыли на карантин главные исламские святыни. Вплоть до того, что огородили забором Священную Каабу и запретили совершение малого паломничества (умры).

Власти Таджикистана также закрыли свои мечети, опасаясь пандемии.

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин высказался в пользу введения карантина в мечетях крупных городов.

«Оправданный карантин. Если будет карантин, оттуда выезжать и туда приезжать нельзя. Имеют право. У нас в мечетях в сельской местности по 5-6 человек. Смысла нет, а в крупных городах можно сделать, да. Это решает исполнительный орган каждой мечети. Принять решение и объявить об этом», – заявил верховный муфтий в эфире радиостанции «Говорит Москва»[1].

Однако встает вопрос, а как же быть с обязательным предписанием совершения коллективной пятничной молитвы. Ведь неизвестно, сколько продлится чрезвычайная ситуация со смертельно опасной инфекцией. Прогнозы экспертов, несмотря на приближающееся летнее тепло, к сожалению весьма неутешительны.

Где же выход?

Он, как я полагаю, есть и был предложен мною в пленарном докладе «Практические подходы к проблеме сохранения татарской мусульманской идентичности в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции Тасаввуфа» в ходе Первых Болгарских Чтений 2018 года[2].

В нем, в частности говорилось о приобретающей все большую актуальность для российских городов проблеме сохранения мусульманской национальной идентичности в условиях глобализации и преобладания мигрантских этносов. И в связи с этим были весьма востребованы практические подходы для ее нивелирования на основе возможностей, которые дает традиционный для многих мусульманских народов России, в том числе и татар, а также большинства этносов Средней Азии, ханафитский мазхаб и возрождающаяся практика тасаввуфа.

На первый неискушенный взгляд можно задаться вопросом, почему обозначена была проблема сохранения мусульманской идентичности татар, а не просто «идентичности татар». В первую очередь, потому, что наряду с привычной для нас исламской, ввиду тех же вышеназванных вызовов глобализации, проявившихся прежде всего в крупных мегаполисах, все громче начала заявлять о себе, по крайней мере в Москве, «православная идентичность татар».

На протяжении ряда лет здесь действует национально-культурная автономия православных татар, которая входит в состав центральной московской и проявляет заметную активность. В частности, она также озабочена проблемой сохранения татарского языка и культуры, и даже практикует для этого те же самые, что и установленные в обязательном порядке в настоящее время в умме Татарстана методы. Например, произнесение воскресных церковных проповедей в одном из столичных православных храмов исключительно на татарском языке[3].

Сохранению татар как нации в настоящее время в связи с последними известными событиями уделяется заметное внимание[4], особенно в Татарстане, что вполне естественно. И в этом контексте на первый план выходит язык, необходимость его изучения и использования в коммуникации. При этом, сохранение языка и национальной самобытности коррелирует с религиозностью, мусульманской верой и исполнением ее предписаний. Потеря национальной идентичности татарами неизбежно приводит и к постепенному отходу от ислама как религии[5]. Об этом, на мой взгляд, как раз и свидетельствует упомянутый мной выше прецедент со столичными православными татарами, среди которых немало новообращенных. И поэтому вполне логична инициатива местного казанского муфтията об обязательности пятничных проповедей исключительно на татарском языке[6].

Однако наиболее зримо и остро проблема сохранения идентичности татарами-мусульманами проявляется в крупных российских городах, где они фактически «растворились» не только среди преобладающих численно славян-христиан, но и среди мусульман – выходцев из Средней Азии. Это весьма наглядно в мечетях во время мусульманских праздников и пятничных джума-намазов. И хотя руководящие позиции в них как правило занимают татары, постепенное вытеснение татарского языка из проповедей-ваазов имам-хатыбов – печальное тому свидетельство[7].

Однако ситуация с коллективной ритуальной практикой мусульман в российских мегаполисах, а именно острая нехватка мечетей и отсутствие перспектив решения этой проблемы в ближайшем будущем[8], имеет помимо преобладающей в целом для уммы негативной составляющей, в какой-то мере и позитивный посыл для сохранения идентичностей населяющих наши города мусульманских этносов, в том числе и татар.

Поясню это на примере. Наши муфтии, радея, как об «общем мусульманском благом деле», так и о собственном, если можно так выразиться «политическом» весе, стремятся и пока безуспешно «выбить» у властей регионов, где представители ислама составляют меньшинство, разрешения и участки под строительство мечетей[9]. Хотя по большому счету это должно быть заботой самих властей, которым необходимо использовать любую возможность для содействия интеграции мигрантов в российский исламский социум. И лучшего способа для этого придумывать не нужно – это исторически оправдавшая себя как в царское время, так и начальную советскую эпоху практика задействования потенциала татарских мулл в Средней Азии[10]. Проблема псевдорелигиозного экстремизма также «завязана» на необходимость расширения возможностей для продвижения традиционного понимания Ислама через возможности регулярных пятничных проповедей, собирающих огромные аудитории[11]. Однако условий для них в настоящее время создано явно недостаточно.

Вместе с тем, вышеназванные негативные моменты имеют и позитивную составляющую в соответствии с русской пословицей «Нет худа без добра». Если в ближайшей перспективе не предвидится положительного решения вопроса со строительством мечетей, в котором заинтересовано в первую очередь государство, то выход из этой ситуации мусульманам, в том числе и, наверное, в первую очередь татарам, так же как и в ситуации с возможным введением карантина в мечетях в связи с коронавирусной пандемией, имеет смысл искать в возможностях, которые предоставляет великий и могучий ханфитский мазхаб (как впрочем наверное и не менее значимый для кавказских народов мазхаб шафиитский).

А дает он, если изучить этот вопрос скрупулезно, немало вариантов, которые могут позволить татарам, и возможно не только им, как побороться за свое здоровье и жизнь, так и за сохранения своей нации и веры.

Так, по ханафитскому фикху обязательным условием проведения пятничного намаза является наличие помимо имама-хатыба минимум 3-х мужчин-мусульман, а также разрешение от местного муфтия[12]. Для сравнения по шафиитскому мазхабу, которого в России в основном придерживаются кавказские этносы, необходимо как минимум 40 присутствующих на нем.

С учетом критической ситуации с мечетями и угрозой коронавируса во многих российских городах в регионах с преобладающим немусульманским населением, выполнение предписанной Исламом нормы, каковой является коллективный пятничный намаз вполне возможно и реально осуществить как в домашних, так и в офисных условиях. Таковые примеры, по крайней мере в столичном регионе уже имеются[13].

Преимуществом в этом случае является возможность для мусульман – жителей мегаполисов без особых проблем исполнить, при этом снизив до необходимого минимума опасность распространения пандемии, предписанную Всевышним обязанность, а также объединяться как по семейно-родственному, так и по территориальному признаку для совершения регулярного еженедельного джума-намаза, в ходе которого можно без проблем практиковать родной язык как в ходе прослушивания проповеди, так и в процессе общения до и после нее. Аналогичный подход возможен и в отношении мусульманских праздников.

Еще одно немаловажное обстоятельство – отсутствие мечетей шаговой доступности не позволяет престарелым и немощным мусульманам коллективно молиться по пятницам. И это еще один довод в пользу группирования в небольшие по численности городские махалли, которые позволили бы поддерживать так необходимую связь между поколениями.

Отсутствие проблем с правоохранителями, которым для проведения своих мероприятий порой приходится вторгаться в процесс пятничных намазов, доставляя моральные травмы мусульманам[14], – еще одно весомое свидетельство оправданности данной практики. Ведь внешне такие собрания не привлекают к себе внимания немусульманского окружения и мало отличны от предписанных обычных ежедневных дневных коллективных намазов. К тому же они могут проводится не в одном и том же, а от недели к неделе в разных местах.

Относительно недавно начала подготовку наивысших кадров мусульманского духовенства Болгарская Исламская Академия. Однако существует такая проблема с кадрами священнослужителей высшего и среднего звена, выпускниками медресе и исламских вузов, которые становятся невостребованными, так как не могут по материальным прежде всего причинам выполнить свое предназначение и вместо работы в мечетях идут в народное хозяйство и бизнес с целью прокормить свои семьи[15]. Таких по России в том числе и среди татар – жителей крупных городов, немало. Они, как мне кажется, и могли бы стать имам-хатыбами квартирных и офисных джума-мечетей. Ведь согласно исламскому вероучению за распространение полученных религиозных знаний они получат от Всевышнего немалую награду-саваб.

С учетом изложенного, в связи с распространением коронавируса и в целях сохранения исламской национальной идентичности мусульманских этносов в России полагаю вполне разумным воспользоваться возможностями, которые дает ханафитский мазхаб для выполнения коллективных религиозных предписаний мусульманами в крупных российских городах.


[3] Третья православная татарская конференция (Татарская секция Рождественских чтений) в формате Круглого стола «Православные татары» и доклад Динары Бухаровой. Православные татары; 2018. [Процитировано 7 февраля 2018]. Режим доступа: http://tatar.orthodoxy.ru/?p=2852.

[4] Ильдар Абузяров: «Как нам сохранить татар». «БИЗНЕС Online», 2017. [Процитировано 6 августа 2017]. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/353652.

[5] Камиль Самигуллин: «Потеря национального языка — первый шаг к манкуртизации. Затем потеряем ислам». «Реальное время», 2017. [Процитировано 26 октября 2017]. Режим доступа:

https://realnoevremya.ru/articles/79950-muftiy-rt-o-sohranenii-islama-cherez-yazyk

[6] Мансур Джалялетдин: «Решение ДУМ РТ вести пятничные проповеди только на татарском языке – историческое событие». «БИЗНЕС Online»; 2016. [Процитировано 21 августа 2016]. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/320443https://www.business-gazeta.ru/article/320443

[7] Старые и новые мусульмане Москвы: осторожные отношения. Информационное агентство «Фераган»; 2015. [Процитировано 26 января 2015]. Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/8383.

[8] Саид Бецоев. Москве не хватает мечетей. «Московский комсомолец»; 2016. [Процитировано 9 сентября 2016]. Режим доступа: http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/2016/09/09/moskve-ne-khvataet-mechetey.html.

[9] Муфтий Москвы выступил в Госдуме с докладом о нехватке мечетей в столице. ИА IslamNews; 2018. [Процитировано 26 января 2018]. Режим доступа:https://www.islamnews.ru/news-muftij-moskvy-vystupil-v-gosdume-s-dok/https://www.islamnews.ru/news-muftij-moskvy-vystupil-v-gosdume-s-dok/.

[10] См. например: Татарские муллы в казахских степях. «Ислам в СНГ»; 2010. [Процитировано 10 ноября 2010]. Режим доступа: http://www.islamsng.com/kaz/culture/444.

[11] Экстремизм — как с ним бороться? ASIA-plus; 2016. [Процитировано 15 августа 2016]. Режим доступа:

http://news.tj/ru/news/ekstremizm-kak-s-nim-borotsyahttp://news.tj/ru/news/ekstremizm-kak-s-nim-borotsya.

[12] Пятничный намаз по мазхабу Абу Ханифы. «Медресе»; 2012. [Процитировано 13 января 2016]. Режим доступа:

http://madrasah2.ru/chitalnyiy-zal/hanafitskiy-mazhab.

[13] Мечети-призраки. Где в Москве можно прочитать намаз? Информационное агентство «Исламтат»; 2010. [Процитировано 9 ноября 2010]. Режим доступа: http://www.islamtat.ru/publ/mozaika/analitika_zametki/mecheti_prizraki_gde_v_moskve_mozhno_prochitat_namaz/57-1-0-767.

[14] “Борьба, но не с исламом”. Облава в мечети Екатеринбурга во время пятничного намаза. ИА IslamNews; 2017. [Процитировано 10 февраля 2017]. Режим доступа: https://www.islamnews.ru/news-borba-no-ne-s-islamom-oblava-v-mecheti/https://www.islamnews.ru/news-borba-no-ne-s-islamom-oblava-v-mecheti/.

[15] Выпускники исламских ВУЗов не идут работать по специальности. «Ислам и общество», 2016. [Процитировано 19 апреля 2016]. Режим доступа: http://islamio.ru/news/society/vypuskniki_islamskikh_vuzov_ne_idut_rabotat_po_spetsialnosti/. 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

29 июня 2023

23 июня в Институте стран СНГ в формате научно-практической конференции прошел семинар на тему «Россия и Турция в изменившемся геоцивилизационном контексте: роль этноконфессиональной составляющей в развитии сотрудничества», организованный совместно с Расулевским клубом. Мероприятие явилось логическим продолжением проведенного в 2018 году …

10 октября 2022

22 сентября в Уфе прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией и 40-летию служения Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина на посту Председателя ЦДУМ России. В них приняли участие религиозные, государственные и общественные деятели России, делегаты от духовных управлений Турции, Бахрейна, …

5 марта 2022

25 февраля в Институте стран СНГ прошел круглый стол «Суфизм на евразийском пространстве как фактор стабильности и гармонии» (https://i-sng.ru/novosti/rol-sufizma-v-garmonii-i-stabilnost/), организованный совместно с Расулевским клубом. На мероприятии с заключительным словом выступил заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ, координатор Расулевского клуба Ильдар Сафаргалеев.


Ваш браузер устарел! Обновите его.