×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/musulmanskaya-identichnost-tatar-v-u/
Новости
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
15 ноября
14 ноября
kazanfirst.ru
Мусульманская идентичность татар в условиях новых вызовов

О мусульманской идентичности татар и проблемах с ней связанных мной говорилось с трибун и писалось не первый год. При этом предлагались конкретные пути их возможного решения.

В частности, они были озвучены[1] в ходе Первых Болгарских Чтений 2018 года[2] в пленарном докладе «Практические подходы к проблеме сохранения татарской мусульманской идентичности в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции Тасаввуфа»[3].

Однако, несмотря на высокую трибуну и представительный состав участников конференции они, к сожалению, остались без внимания.

Затем грянула пандемия коронавируса, которая, как казалось должна была бы актуализировать высказанные предложения многократно. И они вновь были изложены в одной из публикаций[4] и затем в индивидуальном порядке разосланы заинтересованным в данной теме чиновникам и экспертам. Однако и это не помогло.

И тогда пришло, совсем недавно, на мой взгляд, произошло событие, которое станет серьезным испытанием для всех татар. И тревожные признаки его уже имеют место быть и в Москве и в самой Казани. Связано оно с известным «боданием» элиты и федерального центра[5]. И именно в связи, как я полагаю, опять пришло время актуализировать, пока не поздно, свое видение одного из путей решения непростой проблемы.

В указанных публикациях говорилось о приобретающей все большую актуальность для российских городов проблеме сохранения мусульманской национальной идентичности татар в условиях глобализации и преобладания мигрантских этносов. И указывалось в связи с этим на востребованность практических подходов для ее нивелирования на основе возможностей, которые дает традиционный для татар ханафитский мазхаб и возрождающаяся практика тасаввуфа.

Почему была обозначена проблема сохранения мусульманской идентичности татар, а не просто «идентичности татар»? В первую очередь, потому, что наряду с привычной для нас исламской все громче начала заявлять о себе, по крайней мере в Москве, «православная идентичность татар».

На протяжении ряда лет здесь действует национально-культурная автономия православных татар, которая входит в состав центральной московской и проявляет заметную активность. В частности, она также озабочена проблемой сохранения татарского языка и культуры, и даже практикует для этого те же самые, что и установленные в обязательном порядке в настоящее время в умме Татарстана методы. Например, произнесение воскресных церковных проповедей в одном из столичных православных храмов исключительно на татарском языке[6].

Сохранению татар как нации уделяется большое внимание[7] в Татарстане и это вполне естественно. И здесь на первый план выходит необходимость обучения родному языку и широкого использования его в коммуникации. При этом, сохранение языка и национальной самобытности коррелирует с религиозностью, мусульманской верой и исполнением ее предписаний. Потеря национальной идентичности татарами неизбежно приводит и к постепенному отходу от ислама как религии[8]. Об этом, на мой взгляд, как раз и свидетельствует упомянутый мной выше прецедент со столичными православными татарами, среди которых немало новообращенных. И поэтому вполне логична инициатива Духовного управления мусульман Республики Татарстан об обязательности пятничных проповедей исключительно на татарском языке[9].

Однако наиболее зримо и остро проблема сохранения идентичности татарами-мусульманами проявляется в крупных российских городах, где они фактически «растворились» не только среди преобладающих численно славян-христиан, но и среди мусульман – выходцев из Средней Азии и Северного Кавказа. Это весьма наглядно в мечетях во время мусульманских праздников и пятничных намазов. И хотя руководящие позиции в них как правило занимают татары, постепенное вытеснение татарского языка из проповедей имамов – печальное тому свидетельство[10].

Однако ситуация с коллективной ритуальной практикой мусульман в российских мегаполисах, а именно острая нехватка официальных мечетей и отсутствие перспектив решения этой проблемы в ближайшем будущем[11], имеет помимо негативной составляющей, в какой-то мере и позитивный посыл для сохранения идентичности татар.

Поясню это на примере. Наши муфтии, радея, как об «общем мусульманском благе», так и о собственном, если можно так выразиться «политическом» весе, стремятся и пока безуспешно «выбить» у властей регионов, где представители ислама составляют меньшинство, разрешения и участки под строительство мечетей[12]. Хотя по большому счету это должно быть заботой самих властей, которым необходимо использовать любую возможность для содействия интеграции мигрантов в российский социум. И лучшего способа для этого придумывать не нужно – это исторически оправдавшая себя как в царское время, так и начальную советскую эпоху практика задействования потенциала татарских мулл в Средней Азии[13]. Проблема псевдорелигиозного экстремизма также «завязана» на необходимость расширения возможностей для продвижения традиционного понимания Ислама через возможности регулярных пятничных проповедей, собирающих огромные аудитории[14]. Однако условий для них в настоящее время создано явно недостаточно.

Вместе с тем, вышеназванные негативные моменты имеют и позитивную составляющую в соответствии с русской пословицей «Нет худа без добра». Если в ближайшей перспективе не предвидится положительного решения вопроса со строительством мечетей, в котором заинтересовано в первую очередь государство, то выход из этой ситуации мусульманам, в том числе и, наверное, в первую очередь татарам, так же как и в ситуации с коронавирусными ограничениями в мечетях, имеет смысл искать в возможностях, предоставляемых ханафитским мазхабом.

А дает он, если изучить этот вопрос скрупулезно, немало вариантов, которые могут позволить татарам как побороться за свое здоровье и жизнь, так и за сохранения своей нации и веры.

Так, по ханафитскому фикху обязательным условием проведения пятничного намаза является наличие помимо имама-хатыба минимум 3-х мужчин-мусульман, а также разрешение от местного муфтия[15].

С учетом критической ситуации с мечетями и неутихающей пандемией во многих российских городах в регионах с преобладающим немусульманским населением, выполнение предписанной Исламом нормы, каковой является коллективный пятничный намаз вполне возможно и реально осуществить как в домашних, так и в офисных условиях. Таковые примеры, по крайней мере в столичном регионе имеются[16].

Преимуществом в этом случае является возможность для мусульман – жителей мегаполисов без особых проблем исполнить, при этом снизив до необходимого минимума опасность распространения пандемии, предписанную Всевышним обязанность, а также объединяться как по семейно-родственному, так и по территориальному признаку. Во время еженедельного пятничного намаза можно без проблем практиковать родной язык, слушая проповедь имама, а также в ходе общения до и после нее. Аналогичный подход возможен и в отношении мусульманских праздников.

Еще одно немаловажное обстоятельство – отсутствие мечетей шаговой доступности не позволяет престарелым и немощным мусульманам коллективно молиться по пятницам. И это еще один довод в пользу группирования в небольшие по численности городские махалли, которые позволили бы поддерживать так необходимую связь между поколениями.

Отсутствие проблем с правоохранителями, которым для проведения своих мероприятий порой приходится вторгаться в процесс пятничных намазов, доставляя моральные травмы мусульманам[17], – еще одно весомое свидетельство оправданности данной практики. Ведь внешне такие собрания не привлекают к себе внимания немусульманского окружения и мало отличны от обычных коллективных собраний мусульман – маджлисов. К тому же они могут проводится не в одном и том же, а от недели к неделе в разных местах. 

Известна проблема трудоустройства выпускников медресе и исламских вузов. Немалое число их не востребовано или же не могут выполнить свое предназначение и вместо работы в мечетях идут в народное хозяйство и бизнес с целью прокормить свои семьи[18]. Таких по России в том числе и среди татар – жителей крупных городов, немало. Они, как мне кажется, и могли бы стать имам-хатыбами квартирных и офисных мечетей. Ведь согласно исламскому вероучению за распространение полученных религиозных знаний они заработают от Всевышнего немалую награду.

С учетом изложенного, в связи с неутихающей пандемией и вероятно предстоящими тяжелыми испытаниями для всего татарского народа в связи с упомянутыми мной выше событиями, в целях сохранения исламской национальной идентичности татар, полагаю вполне разумным воспользоваться возможностями, которые дает ханафитский мазхаб для выполнения коллективных религиозных предписаний мусульманами в российских городах и крупных населенных пунктах.

[1] https://www.youtube.com/watch?v=2y4Bew0fECw.

[2] https://materik.ru/novosti/v-bolgarskoy-islamskoy-akademii-proshli-pervye-mejdunarodnye-chteniya/.

[3] Ильдар Сафаргалеев: «Практические подходы к проблеме сохранения мусульманской идентичности татар в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции тасаввуфа». Материалы международной конференции «Болгарские чтения. Богословское наследие мусульманских народов России», 11-13 февраля 2018 года, г. Болгар. С. 35-42.

[4] Ильдар Сафаргалеев: «Коронавирус и исламская национальная идентичность». «Институт стран СНГ», 2020. [Процитировано 11 марта 2020]. https://i-sng.ru/publikacii/koronavirus-i-islamskaya-nacionalnaya-identichnost/.

[5] Дмитрий Родионов: «Казанский кремль вновь готовится к осаде: Вспомним 1552 год?».  «БИЗНЕС Online», 2021. [Процитировано 14 ноября 2021]. https://eadaily.com/ru/news/2021/11/14/kazanskiy-kreml-vnov-gotovitsya-k-osade-vspomnim-1552-god

[6] Третья православная татарская конференция (Татарская секция Рождественских чтений) в формате Круглого стола «Православные татары» и доклад Динары Бухаровой. Православные татары; 2018. [Процитировано 7 февраля 2018]. Режим доступа: http://tatar.orthodoxy.ru/?p=2852.

[7] Ильдар Абузяров: «Как нам сохранить татар». «БИЗНЕС Online», 2017. [Процитировано 6 августа 2017]. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/353652.

[8] Камиль Самигуллин: «Потеря национального языка — первый шаг к манкуртизации. Затем потеряем ислам». «Реальное время», 2017. [Процитировано 26 октября 2017]. Режим доступа:

https://realnoevremya.ru/articles/79950-muftiy-rt-o-sohranenii-islama-cherez-yazyk

[9] Мансур Джалялетдин: «Решение ДУМ РТ вести пятничные проповеди только на татарском языке – историческое событие». «БИЗНЕС Online»; 2016. [Процитировано 21 августа 2016]. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/320443https://www.businessgazeta.ru/article/320443

[10] Старые и новые мусульмане Москвы: осторожные отношения. Информационное агентство «Фераган»; 2015. [Процитировано 26 января 2015]. Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/8383.

[11] Саид Бецоев. Москве не хватает мечетей. «Московский комсомолец»; 2016. [Процитировано 9 сентября 2016]. Режим доступа: http://www.mk.ru/specprojects/freetheme/2016/09/09/moskvenekhvataetmechetey.html.

[12] Муфтий Москвы выступил в Госдуме с докладом о нехватке мечетей в столице. ИА IslamNews; 2018. [Процитировано 26 января 2018]. Режим доступа:https://www.islamnews.ru/news-muftij-moskvy-vystupil-v-gosdume-s-dok/https://www.islamnews.ru/newsmuftijmoskvyvystupilvgosdumesdok/.

[13] См. например: Татарские муллы в казахских степях. «Ислам в СНГ»; 2010. [Процитировано 10 ноября 2010]. Режим доступа: http://www.islamsng.com/kaz/culture/444.

[14] Экстремизм — как с ним бороться? ASIAplus; 2016. [Процитировано 15 августа 2016]. Режим доступа:

http://news.tj/ru/news/ekstremizm-kak-s-nim-borotsyahttp://news.tj/ru/news/ekstremizmkaksnimborotsya.

[15] Пятничный намаз по мазхабу Абу Ханифы. «Медресе»;  2012. [Процитировано 13 января 2016]. Режим доступа:

http://madrasah2.ru/chitalnyiyzal/hanafitskiymazhab.

[16] Мечети-призраки. Где в Москве можно прочитать намаз? Информационное агентство «Исламтат»; 2010. [Процитировано 9 ноября 2010]. Режим доступа: http://www.islamtat.ru/publ/mozaika/analitika_zametki/mecheti_prizraki_gde_v_moskve_mozhno_prochitat_namaz/57-1-0-767.

[17] “Борьба, но не с исламом”. Облава в мечети Екатеринбурга во время пятничного намаза. ИА IslamNews; 2017. [Процитировано 10 февраля 2017]. Режим доступа: https://www.islamnews.ru/news-borba-no-ne-s-islamom-oblava-v-mecheti/https://www.islamnews.ru/newsborbanonesislamomoblavavmecheti/.

[18] Выпускники исламских ВУЗов не идут работать по специальности. «Ислам и общество», 2016. [Процитировано 19 апреля 2016]. Режим доступа: http://islamio.ru/news/society/vypuskniki_islamskikh_vuzov_ne_idut_rabotat_po_spetsialnosti/.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

1 ноября 2024

Запретить Эстонскую православную церковь (ЭПЦ) намерено Министерство внутренних дел республики. Об этом пишет РИА Новости. Сообщается, что ведомство собирается внести поправки в закон о церкви, которые будут означать ее полную ликвидацию. В Министерстве внутренних дел Эстонии объяснили свои планы тем, что …

31 октября 2024

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин дал свой комментарий по поводу ситуации с запретом никабов и хиджаба в школах. Он акцентировал внимание на том, что пока в Казани готовились к саммиту БРИКС, во Владимирской области выпустили документ. Датирован он якобы первым днем …


Ваш браузер устарел! Обновите его.