Республика Молдова (РМ) расположена в юго-западной части Восточно-Европейской равнины, занимая большую часть междуречья Днестра и Прута. На западе граничит с Румынией, на севере, востоке и юге с Украиной. Занимает площадь в 33,8 тыс.кв.км.
Поверхность Молдовы представляет собой холмистую равнину, сильно расчленённую речными долинами и балками. В центральной ее части расположена Центральномолдавская возвышенность — Кодры (лесистый район), высотой до 429 м над уровнем моря (гора Баланешты). Живописный пейзаж Кодр, который очень напоминает предгорье, дал основание русскому ученому-естествоиспытателю и геологу В.В. Докучаеву назвать эту местность «бессарабской Швейцарией».
На севере республики простирается Северо-Молдавская равнина, пересечённая широкими плоскодонными долинами. Южная часть Молдовы занята Южно-Молдавской равниной, изрезанной овражно-балочной сетью и постепенно переходящей в Причерноморскую низменность.
Не являясь прибрежным государством, географически тяготеет к причерноморскому региону. Имеет выход к Дунаю, в 2009 году здесь построен и начал функционировать порт Джурджулешты (протяженность береговой линии менее 1 км.). Построен нефтяной терминал, сухогрузный порт, состоящий из двух морских и одного речного причалов. Построенная в 2009 г. 50-км железная дорога Кагул-Джурджулешты соединила порт на Дунае с сетью национальных железных дорог и обеспечила прямой выход в ЕС через Галац (Румыния).
Климат Молдавии умеренный континентальный. Здесь жаркое лето, умеренная и продолжительная осень и мягкая зима. Из 3 тысяч рек, речек и речушек, только семь по длине превышают 100 километров. Крупнейшие: река Днестр длиною 1352 км (в пределах Молдовы – 657 км) и река Прут, из 967 км протекает по территории страны на расстоянии в 695 км. В Молдавии более 50 озер, общей площадью примерно в 60 кв. км.
На территории страны – функционируют 5 основных природных заповедников, где экономическая деятельность запрещена.
Немного истории. Коренное население РМ восходит к проживавшим на карпато-дунайском пространстве фракийским племенам. Существовавшее здесь ранее государственное образование Дакия в 104-105 гг. н.э. было покорено римским императором Траяном.
В средние века местная культура подвергается сильному влиянию славян, а также готов, гуннов и др.
Независимое православное княжество Молдова было создано в XIV веке (1359 г.) на землях Юго-Западной Руси. Русские (русины) составляли 40% его жителей. Русский язык был официальным языком княжества. Известный русский историк Г.Вернадский называл Молдавское средневековое княжество Молдавской Русью.
Наибольшего могущества оно достигло во 2-й половине XV века при господаре Стефане Великом (Штефан чел Маре). Значительную долю населения княжества по-прежнему составляли русские (русины), вожди которых принимали участие в управлении государством.
В ХУ1-ХУШ веках Молдова находится под господством Османской империи. В результате русско-турецких войн в 1792 г. к России отходит территория между Южным Бугом и Днестром (Приднестровье), а в 1812 г. — междуречье Прута и Днестра, где создается Бессарабская губерния. Западная часть молдавского княжества остается под суверенитетом Порты. В 1859 г. она объединяется с Валахией. Новое государственное образование получает название Румыния.
В декабре 1917 г., воспользовавшись слабостью новой власти в России (уже была провозглашена советская власть), румынские войска оккупируют Бессарабскую губернию бывшей Российской империи. Созданный на ее территории орган самоуправления «Сфатул Цэрий» (Совет страны) 27 марта 1918 г. декларирует воссоединение Бессарабии с Румынией. 28 октября 1920 г. в Парижском договоре (не был ратифицирован всеми его участниками), державы-победительницы признают акт объединения.
На протяжении межвоенного (1918-1939) периода СССР последовательно отвергал законность перехода Бессарабии под власть Румынии. 12 октября 1924 г. на Левобережье Днестра образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР.
26 июня 1940 г. советское правительство выдвигает Румынии ультиматум с требованием о безоговорочной передаче СССР Бессарабии и Северной Буковины. 28 июня 1940 г. части Красной Армии вступают на эти территории. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение о создании Молдавской ССР, включающей междуречье Прута и Днестра (Бессарабию) и Приднестровье.
31 августа 1989 г. Верховный Совет МССР принимает Закон «О государственном языке», 23 июня 1990 г. — Декларацию о принципах суверенитета. 27 августа 1991 г. Республика Молдова провозглашает свою независимость.
29 июля 1994 г. в Республике Молдова принята ныне действующая Конституция страны.
Население. По данным переписи населения Республики Молдова 2004 г. (без Приднестровья), число ее жителей составило 3,38 млн. человек (здесь не были учтены граждане, выехавшие за пределы страны на срок более одного года). Горожан, согласно переписи, насчитывалось 1 млн. 309 тыс., сельских жителей — 2 млн. 79 тыс. По подсчетам Национальной статистической службы РМ, на 1 января 2007 г. численность стабильного населения республики увеличилась и составила 3,58 млн. чел. На начало 2008 г. молдавские демографы констатировали уменьшение численности населения Молдовы до 3,42 млн. человек.
Для сравнения: согласно переписи 1989 г., во всей Молдавии насчитывалось 4 млн. 320 тыс. жителей, в Приднестровье – 679 тысяч.
В количественном выражении несколько изменился этнический состав населения Молдавии: молдаван насчитывается более 76% (1989 г. — 65%) от всего населения, украинцев – 8,4% (1989 г. – более 13%), русских – 5,8% (1989 г. — примерно 12%), далее идут: 4,4% — гагаузы (было 3,5%), 1,9% — болгары (было 2%). По некоторым оценкам, за последнее десятилетие отток населения из Молдавии за рубеж составил более 500 тыс. человек.
Государственный язык — молдавский. В соответствии с действующей Конституцией РМ «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны» (ст. 13).
Официальными языками на территории Гагаузии являются молдавский, гагаузский и русский, а в Приднестровье таковыми являются русский, молдавский и украинский.
Религия. В Молдавии действуют 18 религиозных конфессий православного, католического, иудейского, протестантского, мусульманского и др. вероисповедания. Основная часть верующих (90%) — православные.
Православная Церковь Молдовы находится под каноническим покровительством Русской Православной Церкви (РПЦ). 6 октября 1992 г. решением Московского Патриархата Кишиневско-Молдавская епархия была преобразована в Митрополию Молдовы и получила самостоятельность. Ныне ее возглавляет Митрополит Кишиневский и Всея Молдавии Владимир (с июля 2000 г. является постоянным членом Священного синода РПЦ).
На территории Приднестровья расположена Тираспольско-Дубоссарская епархия, возглавляемая архиепископом Юстинианом.
В 1992 г. в рядах православного духовенства Молдавии произошел раскол, связанный с созданием т.н. автономной Бессарабской митрополии, которая 19 декабря 1992 г. была принята под юрисдикцию Румынской Православной Церкви. 30 июля 2002 г. под давлением националистов и после соответствующего решения Европейского Суда по правам человека в пользу Бессарабской митрополии, молдавские власти внесли изменения в действующее законодательство и зарегистрировали ее.
В ноябре 2004 г. Государственная служба по проблемам культов Республики Молдова по ходатайству Бессарабской митрополии внесла изменения и в ее статус. Отныне она признана духовным, историческим и каноническим преемником Митрополии Бессарабии, которая действовала на этой территории Молдовы до 1944 г. Ранее, согласно решению правительства РМ, юридическим правопреемником Бессарабской митрополии была Митрополия Молдовы, входящая в каноническое пространство Русской Православной Церкви.
Административное устройство. В конце 2001 г. парламент РМ принял Закон о новом административно-территориальном устройстве страны, предусматривавший переход от уездов к районам (вступил с силу в январе 2002 г.). В соответствии с этим законом и внесенными в него позднее поправками, страна, включая Приднестровье, состоит из 32 районов, 60 городов и 5 муниципий (Кишинев, Бельцы, Бендеры, Комрат и Тирасполь). Бендеры и Тирасполь, как известно, находятся в Приднестровье.
Социально-политические изменения в Молдавии в конце 80-х г.г. способствовали росту националистических настроений в стране и привели к повсеместному грубому нарушению прав ее русскоязычных жителей, в первую очередь, а также представителей других народностей, не принадлежащих к «титульной» нации, что вызвало обострение внутриполитической обстановки в самой Молдавии и, особенно, в «немолдавских» регионах — на Левобережье, большинство населения которого составляли русские и украинцы, и на Юге, где компактно проживают гагаузы и болгары.
В результате проходивших с 1992 г. переговоров в декабре 1994 г. был согласован и принят парламентом РМ Закон об особом правовом статусе Гагаузии, предусматривающий создание в составе РМ автономно-территориального образования (АТО), обладающего правом на самоопределение в случае изменения статуса РМ как независимого государства. Во исполнение этого закона и на основании результатов проведенного весной 1995 г. в южных районах РМ референдума такое образование с компактным проживанием гагаузского населения под названием Гагаузия или Гагауз Ери и было создано. Административный центр — Комрат. С образованием этой автономии в известной степени разрешился длившийся более двух лет конфликт между Кишиневом и Комратом, который, в отличие от приднестровского, не перерос в открытое вооруженное противостояние.
В июне 1995 г. состоялись первые выборы Башкана (глава администрации) автономии. 6 июня 1998 г. вступило в силу Уложение (Основной Закон) АТО Гагауз Ери.
В декабре 2006 г. на «башканских» выборах в Гагаузии главой администрации автономии стал Михаил Формузал, возглавлявший местную общественно-политическую организацию «Единая Гагаузия».
В марте 2008 г. в автономии в два тура прошли выборы в Народное собрание (законодательный орган) Гагаузии, в результате в местный парламент было избрано, как предусматривает законодательство, 35 депутатов, 17 из которых являются представителями ПКРМ.
На праздновании 15-летия со дня принятия Закона об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) премьер-министр РМ Владимир Филат, возглавивший правительство Молдовы в августе 2009 г. заявил, что новые власти будут оказывать постоянную поддержку развитию гагаузского региона.
Государственное и политическое устройство. Согласно внесенным 5 июля 2000 г. поправкам в Конституцию, страна стала парламентской республикой, в которой главой государства является президент, избираемый парламентом. Высший законодательный орган Республиким Молдова — однопалатный парламент, состоящий из 101 депутата.
На парламентских выборах 2001 г. Партия коммунистов Республики Молдовы (ПКРМ) получила 50,07% голосов (71 мандат).
Ее председатель Владимир Воронин стал президентом страны. До В.Воронина президентами Республики Молдова были Мирча Снегур и Петр Лучинский.
Спикером парламента была избрана представитель Компартии Евгения Остапчук.
По итогам парламентских выборов 6 марта 2005 г. большинство в высшем законодательном органе РМ вновь завоевала ПКРМ, набравшая 45,98% голосов избирателей (56 мандатов). На второе место вышел с 28,53% голосов (34 депутатских места) избирательный блок «Демократическая Молдова».
Третье место заняла Христианско-демократическая народная партия, получившая на этот раз 9,07% (11 мандатов) молдавского электората.
4 апреля 2005 г. В.Воронин, получив поддержку избранных в парламент представителей Христианско-демократической народной партии, Социал-либеральной партии и Демократической партии, был повторно избран на пост главы государства.
Председателем парламента был избран бывший министр экономики Мариан Лупу, его заместителями стали представитель от ПКРМ Мария Постойко, лидер фракции ХДНП Юрие Рошка.
Премьер-министр Василий Тарлев остался главой правительства. В марте 2008 г.главой правительства Молдовы вместо В.Тарлева назначается Зинаида Гречаная.
5 апреля 2009 г. состоялись очередные парламентские выборы, победу на которых вновь одержала Партия коммунистов Республики Молдова, набрав 49,48% голосов избирателей и получив 60 мест в парламенте. За Либеральную партию (ЛП) проголосовало 13,14% избирателей (15 мандатов), Либерально-демократическую партию (ЛДПМ) – 12,43% (15 мандатов) и Альянс «Наша Молдова» (АНМ) — 9,77% (11 мандатов).
Однако либеральная оппозиция, начавшая кампанию по непризнанию результатов голосования задолго до выборов (еще в марте), вновь заявила о том, что выборы сфальсифицированы и в знак протеста организовала 7 апреля в центре Кишинева митинги своих сторонников, которые вылились в погромы и поджог зданий парламента и канцелярии президента.
В силу этих обстоятельств, по инициативе Компартии, Центральная избирательная комиссия РМ провела повторный подсчет голосов, окончательные итоги которого были утверждены Конституционным судом. Как и предполагалось, фактов фальсификаций, которые могли бы повлиять на результаты голосования, установлено не было, и пересчет ничего не изменил, в том числе и распределение мест между прошедшими в парламент партиями, преодолевшими избирательный барьер. Только либералы, согласно новому подсчету получили на 0,01% голосов меньше.
Тем не менее, либеральные партии продолжали настаивать на своем, получив в этом поддержку Совета Европы, Евросоюза, заявлявших ранее, наряду с ОБСЕ, что выборы в Молдове прошли в соответствии с европейскими нормами.
После того, как Центральная избирательная комиссия и Конституционный суд Молдовы посчитали претензии политических оппонентов Компартии необоснованными и окончательно утвердили итоги выборов, оппозиция прибегла к тактике неучастия в выборах президента страны, чтобы тем самым вынудить действующего президента распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы. Оппозиционные депутаты сорвали голосование 20 мая и 3 июня, в результате чего, президент В.Воронин издал указ о роспуске парламент XVII созыва с 16 июня 2009 г. и назначил выборы нового парламента на 29 июля 2009 года.
На этих парламентских выборах Компартия опять была первой. За ПКРМ проголосовали 44,69% избирателей, Либеральную партию (ЛП) – 14,68%, Либерально-демократическую партию Молдовы (ЛДПМ) – 16,57%, Демократическую партию Молдовы (ДПМ) – 12,54% и Альянс «Наша Молдова» (АНМ) – 7,35%. Другие политические конкуренты в гонке за прохождение в парламент страны – Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), Социал-демократическая партия (СДП) и Экологическая партия (ЭП) не преодолели 5% избирательный порог.
Согласно подсчетам, места в парламенте распределились следующим образом: ПКРМ — 48 мест, ЛДПМ — 18, ЛП — 15, ДПМ — 13, АНМ — 7.
Противники Компартии – ЛП, ЛДПМ, АНМ и ДПМ (которую возглавил вышедший из ПКРМ бывший спикер парламента М.Лупу), объединились в коалицию под названием Альянс «За европейскую интеграцию» (АЕИ), в результате чего они получили в парламенте большинство.
Благодаря этому, правящая либеральная коалиция избрала председателем парламента представителя Либеральной партии Михая Гимпу и назначила премьер-министром лидера Либерально-демократической партии В.Филата. Ей было достаточно в этом случае простого большинства. Своего президента, на пост которого АЕИ выдвинула председателя ДПМ М.Лупу, либералам и демократам избрать не удалось из-за нехватки голосов. Для этого нужно было иметь 61 голос, тогда как у АЕИ было лишь 53. Недостающих 8 голосов коммунисты, несмотря на оказываемое давление со всех сторон, им не отдали.
Временно исполняющим обязанности президента страны парламентское большинство назначило спикера М.Гимпу.
Провал с избранием главы государства (10 ноября и 7 декабря) означал, что теперь, согласно Конституции, парламент должен быть распущен, и в Молдове пройдут новые выборы законодательного собрания. Однако с учетом внесенных либералами и их союзниками – демократами изменений в избирательное законодательство, полномочия депутатов могут быть прекращены не раньше июня 2010 года. Затем в течение 45 дней будет проходить избирательная кампания, следом должны пройти парламентские выборы, и только после этого новый парламент может начать процедуру избрания президента.
Но это может произойти в том случае, если нынешний Основной закон и Избирательный кодекс не претерпят каких-либо очередных изменений, инициированных либеральным альянсом в оставшееся до реального роспуска законодательной палаты время.
Правящая коалиция планирует проведение конституционной реформы и с этой целью рассматривает возможность организации общереспубликанского референдума.
Политические партии. В настоящее время в Молдове зарегистрировано 25 политических партий и движений. Основными из них являются:
Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Основана (восстановлена) в октябре 1993 г. на учредительной конференции. С момента основания партию возглавляет В.Воронин, сначала в качестве первого секретаря, с 2001 г. – председателя. Партия выступает за интеграцию в европейские политические и экономические структуры Европы, исключая членство в НАТО, и за развитие всесторонних отношений с Россией.
Партия насчитывает примерно 30 тысяч человек. На последнем VI съезде партии, состоявшемся в марте 2008 г., коммунисты приняли новую Программу партии, которая определяет нынешние и будущие приоритеты государственно-политической деятельности ПКРМ.
Согласно документу, «это – неустанное укрепление суверенитета и государственности РМ, восстановление ее территориальной целостности; решительная модернизация экономики страны и последовательное повышение на этой основе качества жизни граждан; неуклонная демократизация молдавского общества и его гражданская консолидация; строгое соблюдение прав и свобод граждан вне зависимости от их социального статуса и национальной принадлежности; осуществление курса европейской интеграции страны».
В новой редакции Устава отмечается, что «ПКРМ объединяет на добровольных началах граждан страны – приверженцев социалистической идеи». В документе подчеркивается также, что «ПКРМ – это политическая партия европейского типа, стремящаяся в новых исторических условиях продолжать борьбу за гуманистические идеалы, за утверждение человеческого достоинства, за социализм».
Либеральная партия относится к крайне правым партиям Молдовы прорумынской ориентации. До 2005 г. это была Партия реформ, которая позаимствовала свое новое название после присоединения прежней Либеральной партии В.Унтилэ к блоку С.Урекяна «Демократическая Молдова». Ее лидерами являются М.Гимпу, председатель партии, ныне спикер парламента и исполняющий обязанности президента РМ, и Д.Киртоакэ, зампредседателя партии, нынешний мэр Кишинева. В усилении позиций Либеральной партии в молдавском обществе немаловажную роль играет Бухарест, оказывающий ЛП моральную и материальную помощь.
Либерально-демократическая партия была зарегистрирована в январе 2008 г., учредительное собрание по ее созданию состоялось в октябре 2007 г. Возглавил ЛДПМ бывший зампредседателя Демократической партии В.Филат, один из видных бизнесменов Молдовы, владеющий рядом экономических объектов и в Румынии. Проводит прорумынскую политику.
На момент создания в партии числилось около 13 тыс. человек, на сегодня, по словам ее председателя, она насчитывает 30 тысяч членов.
Либеральные партии – ЛП и ЛДПМ проводят унионистский курс, направленный на объединение с Румынией, их лидеры отрицают право молдавского народа на свою собственную государственность, на самостоятельный выбор своего пути развития, на свой язык, имя и место в истории. И хотя в последнее время, стремясь привлечь к себе больше сторонников, они пытаются это отрицать, их первые шаги говорят об обратном. Они инициировали отмену визового режима с Румынией, тогда как молдаване по-прежнему могут посещать соседнюю страну, должным образом оформив необходимые для этого документы; отменили ограничения на занятие государственных должностей в Молдове лицами, имеющими иностранное гражданство, а это, прежде всего, румынское гражданство; сняли последние заграждения на молдавско-румынской границе; возвращают преподавание в молдавских школах курса «История румын», а не истории Молдавии, намерены изменить название государственного языка с молдавского на румынский.
В области внешней политики либеральные партии выступают за приоритетное развитие сотрудничества с западными странами, быстрейшую интеграцию с Европой, за вступление в НАТО, за активизацию связей с ГУАМ, тогда как поддерживать отношения с Россией и странами СНГ они готовы, пока Молдова имеет определенные льготы в торгово-экономическом сотрудничестве с ними. Что касается политических отношений, то с первых дней своего пребывания у власти либералы потребовали от Москвы окончательно вывести всех российских военных из Приднестровья и трансформировать нынешнюю миротворческую операцию, где миротворцы из России играют ведущую роль, в операцию под международным контролем с участием наблюдателей из европейских стран, в том числе членов НАТО.
Демократическая партия, после того, какобъединилась в феврале 2008 г. с Социал-либеральной партией Молдовы, а в июне 2009 г. приняла в свои рядыбывшего коммуниста и спикера парламента страны М.Лупу, избрав его своим лидером, она стала претендовать на роль центристской партии и ведущей политической силы страны. Именно в этом качестве Демпартия подавала себя на парламентских выборах в июле 2009 г., и ей в известной степени удалось убедить в этом значительную часть избирателей, которые вывели демократов на четвертое место среди основных политических партий Молдовы – после ПКРМ, ЛДПМ, ЛП.
Однако партия, оставаясь в составе либеральной правящей коалиции, хотя и заявляет о своем несогласии с рядом позиций своих союзников по альянсу, в частности, по вопросу молдавской государственности, реально идет в фарватере их прорумынского внешнеполитического курса, а также вынуждена поддерживать проводимую либералами непопулярную социально-экономическую политику, что уже вызывает недовольство ее электората.
Альянс «Наша Молдова» во главе с бывшим мэром Кишинева С.Урекяном был воссоздан после раскола в Альянсе «Демократическая Молдова», образованного в качестве избирательного блока накануне парламентских выборов марта 2005 г., в который в качестве основных составляющих входили «Альянс Брагиша», Либеральная партия В.Унтилэ, Альянс независимых С.Урекяна, а также Социал-либеральная партия и Демократическая партия.
По доктринальным взглядам партию можно отнести к партиям либеральной направленности.
Начиная с 2003 г., когда Альянс принял участие в выборах местных органов власти, руководимое бывшим мэром Кишинева С.Урекяном политическое объединение было по численности и влиянию второй партией в стране. И сохраняла она свои позиции до самого последнего времени. Перелом произошел в 2009 г. На парламентских выборах в апреле и июле этого года АНМ занимает сначала лишь четвертое место, а затем и пятое. Причем рейтинг альянса продолжает снижаться.
На VIII съезде АНМ, состоявшемся в середине декабря 2009 г., в партии фактически произошел раскол. Заместители председателя партии В.Унтилэ и Ю.Колесник, претендовавшие на пост ее руководителя и не получившие в этом поддержки большинства делегатов, покинули партийный форум вместе с представителями ряда периферийных организаций альянса. Они обратились в Министерство юстиции с просьбой аннулировать результаты голосования на съезде, в соответствии с которыми С.Урекян вновь возглавил АНМ.
Судебная система. Правосудие в Молдове, согласно Конституции, осуществляется только судебными инстанциями, а именно, Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Для отдельных категорий судебных дел могут действовать, согласно закону, специализированные суды.
Возглавляет систему судебной власти Высшая судебная палата, которая обеспечивает точное и единообразное применение законодательства всеми судебными инстанциями, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
Высшая судебная палата в качестве кассационной инстанции рассматривает решения Апелляционной палаты, а также другие акты, рассмотрение которых отнесено законом к ее компетенции; по собственной инициативе или по предложению других судебных инстанций обращается с запросом в Конституционный суд по вопросу о конституционности юридических актов и др.
Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры.
Составной частью судебной системы являются экономические судебные инстанции — окружные экономические суды, Экономический суд РМ, а также Высшая судебная палата при рассмотрении экономических споров.
Управление судейским сообществом осуществляет Высший совет магистратуры. Он состоит из 11 магистратов, в их числе министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор.
Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Председатель и члены Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры.
В систему судебной власти Молдовы входит также Прокуратура. Согласно Конституции прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях.
Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор назначается парламентом по представлению председателя парламента. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором и подчиняются ему.
Конституционный суд (КС) единственный орган в РМ, который осуществляет конституционный контроль. Председатель суда избирается судьями КС тайным голосованием
КС гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
Самостоятельным контрольным органом является также Счетная палата, которая осуществляет контроль за порядком формирования, управления и использования публичных финансовых средств.
Экономика. После распада СССР в 1991 г. Республика Молдова провозгласила курс перехода на рыночную экономику. Национальная экономика до сих пор переживает серьезный кризис, связанный с ослаблением традиционных связей с бывшими союзными республиками, сохранением территориального раскола страны. Негативное влияние этих факторов привело к огромному спаду промышленного производства; огромному бюджетному дефициту; резкому снижению объема ВВП; падению жизненного уровня населения, что до настоящего времени страна не может преодолеть.
В течение 1993-1998 гг. Молдова прошла несколько этапов рыночных преобразований, целью которых было создание макроэкономических условий и структур рыночного хозяйства, а также достижение макроэкономической стабилизации и экономического роста. В основе этих процессов лежали принципы монетаризма, рекомендации и программы реформ, разработанные совместно с МВФ. Главные усилия были направлены на подавление галопирующей инфляции, сокращение бюджетного дефицита, создание валютного и торгового режимов.
В ноябре 1993 г. Молдова ввела национальную валюту — молдавский лей. С этого момента формируется собственная кредитно-денежная политика страны. В соответствии с Программой экономической реформы на 1994-1995 гг. в Молдове началась налоговая реформа; создание двухуровневой банковской системы, включающей Национальный банк Молдовы и 22 коммерческих банка; массовая приватизация. Большое значение имели создание законодательной базы и принятие рыночных законов, в том числе об иностранных инвестициях, валютном режиме, приватизации, финансовых институтах, либерализации внешнеэкономической деятельности.
Сегодня в Молдове активно действуют все созданные институты рыночной экономики — НБМ, фондовая биржа, страховые институты, брокерские конторы, комиссия по рынку ценных бумаг, инвестиционные фонды, товарная биржа и другие.
Однако по-прежнему наблюдается высокий уровень бюджетного дефицита к ВВП, рост внешнего долга, высокая доля теневой экономики.
Молдавия — аграрно-индустриальное государство. 2/3 сельскохозяйственного производства составляет земледелие. В бывшем СССР Молдавия давала 18% урожая винограда, 26% — табака, около 9% -сахарной свеклы, подсолнечника, фруктов, 4,4% -овощей.
Основными отраслями промышленности являются пищевая, легкая, электротехническая, электронная. На территории РМ, в основном в Приднестровском регионе, расположен ряд крупных предприятий бывшего оборонного комплекса СССР.
Республика почти полностью зависит от импорта топливно-энергетических ресурсов, прежде всего, из России.
Начиная с 2000 г. в Молдове была отмечена тенденция к оживлению экономики.
Внутренний валовой продукт. Рост ВВП в 2000 г. составил 2,1%, в 2001 г. — 6,1%, в 2002 г. — 7,5%, в 2003 г. – 6%, в 2004 г. – около 7%, в 2005 г. — 7,1%, в 2006 г. — 4,8%.
В 2007 г. ВВП Молдовы вырос на 3% и в денежном выражении превысил сумму в 4,5 млрд. долл. США. 2008 году рост ВВП составил 7,2%.
По данным Национального бюро статистики, ВВП Молдовы в январе-сентябре 2009 г. составил 3,6 млрд. долл., сократившись в сравнении с тем же периодом 2008 года на 7,7%.
Производство промышленных товаров в Молдове в 2007 г. снизилось на 3%. Всего было произведено товаров на сумму 2,18 млрд. долл. США. В 2008 г. промышленные предприятия Молдовы произвели продукции на сумму 2,8 млрд. долл. США, превысив показатели 2007 г. на 0,7%
Объем промышленной продукции за первое полугодие 2009 г. в денежном выражении превысил 874 млн. долл., что составило лишь 75,1% от того же периода 2008 г.
Объем сельскохозяйственного производства составил в 2008 г. 16,4 млрд. леев (более 1,4 млрд. долл.), что на 32,1% больше, чем в 2007 г.
В текущих ценах стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за шесть месяцев 2009 г. составила 216,6 млн. долл. США. По сравнению с тем же периодом 2008 г. наблюдался небольшой рост – в 2,6%.
В 2007 г. наметились положительные тенденции в области инвестиций. В основной капитал молдавских предприятий с 1994 г. было вложено 1,24 млрд. долл. США иностранных инвестиций. Однако в первом полугодии 2009 г. объем капиталовложений значительно снизился. Например, в основной капитал было вложено только 3432,2 млн. леев (298,4 млн. долл. США) или 61,6% от показателей 2008 г.
Внешнеторговый оборот Республики Молдова в 2007 г. (без Приднестровья) достиг 5,03 млрд. долл. США. Дефицит торгового баланса в 2007 году увеличился на 43% по сравнению с 2006 г. и составил почти 2,35 млрд. долл. США. По официальной информации, общий объем экспорта Молдовы в 2007 г. составил около 1,34 млрд. долл., импорт иностранной продукции в РМ оценивался в 3,69 млрд. долларов. Основными торговыми партнерами, как и прежде, остаются страны СНГ и Евросоюза.
Экспорт Молдовы в 2008 году составил 1,6 млрд. долл. США и вырос на 19% по сравнению с предыдущим годом. Но этого оказалось недостаточно, чтобы сбалансировать импорт. Импорт достиг объема 4,9 млрд. долл., что на 32,8% больше показателей 2007 г. Отрицательного сальдо торговли Молдовы с другими государствами превысило 3,3 млрд. долларов.
По данным Национального бюро статистики РМ, объем молдавского экспорта за шесть месяцев 2009 г. составил 580,8 млн. долл. США — 79,3 % от того же периода 2008 г.
Импортировано было товаров в Молдову на сумму почти 1,5 млрд. долл., что составило только 64,2% от импорта первого полугодия 2008 г. Таким образом, дефицит внешней торговли РМ за эти месяцы опять был достаточно внушительным – 917 млн. долл. США. В январе-октябре 2009 г. дефицит торгового баланса достиг 1 млрд. 566,2 млн. долл., но это на 43,1% меньше, чем за тот же период 2008 года.
Молдова осуществляет внешнюю торговлю со 112 странами.
Следует отметить, что в 2008 г. и в 2009 г. товарооборот со странами Евросоюза превысил объем торговли Молдовы со странами СНГ.
Валютные резервы Национального банка Молдовы в 2003 г. равнялись 268,5 млн. долл. США, в 2004 г. — 470,3 млн., в 2005 г. — 597,4 млн., в 2006 г. — 775,29 млн. долларов. В 2007 г. резервы выросли на 72% и составили 1,33 млрд. долл. США, в 2008 г. они равнялись 1,67 млрд. долл., однако к августу 2009 г. резервы сократились до 1,182 млрд. долл.
В пополнении валютных резервов в Молдове большую роль играют денежные переводы работающих за рубежом молдавских граждан. За два последних года переводы из-за рубежа в адрес физических лиц достигли 2,9 млрд. долл. США, что превышает сумму прямых иностранных инвестиций в молдавскую экономику. В первом полугодии 2009 г. объем переводов составил только 515 млн. долл., что на 32% меньше, чем в первом полугодии 2008 г.
Внешний долг Молдовы в 2007 г., по оценкам экспертов Минфина РМ, вырос более чем на 30% и превысил 3,3 млрд. долл. США.
По данным Национального банка Молдовы в 2008 г., общий внешний долг составил уже 4,13 млрд. долл., а в первом полугодии 2009 г. уменьшился до 4,08 млрд. долларов.
Основная часть задолженности приходится на частный сектор — 3,13 млрд. (76,6%), долл., и она не гарантируется государством.
Среднемесячная заработная плата по стране составила в первой половине 2009 г. равнялась 232,4 долл. США, увеличившись на 10,1% по сравнению с тем же периодом 2008 г.
Минимальная пенсия в Молдове в 2008 г. равнялась 45 долл. США, в апреле 2009 г. она была проиндексирована и достигла 74,5 долл. (пенсия по возрасту), — 61,6 (по инвалидности), — 40,96 долл. (по случаю потери кормильца), — 120,3 (по выслуге лет).
Хотя к 2009 г. власти сумели повысить заработную плату и пенсии, увеличить стипендии и пособия на детей почти в 4 раза по сравнению с 2001 г., доходы 80% населения не достигают прожиточного минимума, который в настоящее время равняется примерно 117 долл. США.
Вооруженные силы. В состав Национальной армии РМ входят три мотопехотные, одна артиллерийская, одна зенитно-ракетная и одна смешанная авиационная бригада. Кроме того, имеются части боевого, технического и тылового обеспечения. Общая численность ВС составляет около 10 тыс. человек. Согласно принятому решению молдавских властей, Молдова в строительстве вооруженных сил переходит на натовские стандарты.
В 2008 г. контингент военнослужащих сократился до 6500. Артиллерийская бригада была переформирована в дивизион, зенитно-ракетная бригада – в полк.
Военная доктрина РМ носит оборонительный характер.
Конституция Молдавии не допускает размещения на ее территории вооруженных сил других государств. Согласно взятым на себя в добровольном порядке на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. обязательствам, Россия должна была вывести свои войска и вывезти военное имущество из Молдавии (Приднестровья) до конца 2002 г. Однако по причинам, от нее независящим, эти обязательства еще остаются до конца невыполненными. Было вывезено тяжелое вооружение, которое попадало под ограничения ДОВСЕ.
В июне 2005 г. парламент РМ принял обращение, в котором ставил вопрос о выводе российских военных до конца 2005 г., а российских миротворцев до конца 2006 г., рассчитывая заменить ныне действующий трехсторонний (Россия, Молдова, Приднестровье) миротворческий механизм на международный, который функционировал бы под эгидой ОБСЕ с участием военных и гражданских наблюдателей из стран ЕС и НАТО.
Новые власти Молдовы сразу после прихода к власти в июле 2009 г. вновь потребовали выполнения Россией своих Стамбульских обязательств по выводу российских военных из Приднестровья и трансформации миротворческой операции, которая теперь осуществлялась бы под международным контролем при участии гражданских наблюдателей.
Новая правящая коалиция в конце ноября 2009 г. объявила также, что предложенная экс-президентом В.Ворониным демилитаризация Молдовы не является необходимой ни в настоящем, ни в будущем, и демилитаризировать необходимо лишь вооруженные формирования на левобережье Днестра.
Войска карабинеров и полиция Войска карабинеров (внутренние войска) являются составной частью Министерства внутренних дел РМ и одновременно компонентом Вооруженных сил страны и участвуют в оборонительных действиях в соответствии с законом.
Войска карабинеров предназначены для поддержания своими силами или совместно с полицией общественного порядка, защиты прав и основных свобод граждан, предотвращения нарушений закона и др.
Полиция Молдовы представляет собой вооруженный правоохранительный орган публичной власти, призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Полиция подразделяется на государственную и муниципальную.
Данных о численности внутренних войск и полиции в последнее время не публиковалось. По некоторым подсчетам, внутренние войска Молдовы и полиция насчитывают примерно 11 тыс. человек. Из них в корпусе карабинеров числится около 6 тысяч человек и в полиции (без частей специального назначения МВД) — 5 тысяч, включая дорожную полицию (около 1 тыс.).
По другим данным, во внутренних войсках, частях специального назначения и полиции служат около 17 000 человек.
Внешние связи. Молдавия поддерживает дипломатические отношения более чем с 110 государствами, в республике открыты посольства 16 иностранных государств. Концепция внешней политики РМ исходит из закрепленного в Конституции положения о «постоянном нейтралитете» страны. Однако, начиная с 2004-2005 гг. этот принцип начинает постепенно размываться. Практические шаги Молдовы в области внешней политики свидетельствуют о заметном крене Кишинева в сторону Запада, в первую очередь США и ЕС.
Оформились три основных вектора расширения международных связей: активизация сотрудничества с западными странами и международными организациями, курса на европейскую интеграцию, дальнейшее развитие отношения со странами-соседями Румынией и Украиной, сохранение по возможности выгодных для Молдовы торгово-экономических связей с Россией и другими странами СНГ. Эти внешнеполитические задачи разделяет пришедший к власти в стране в июле 2009 г. либерально-демократический альянс «За европейскую интеграцию».
В декабре 2009 г. исполняющий обязанности президента и председатель парламента РМ М.Гимпу поставил перед Вашингтоном вопрос о заключении с США соглашения о стратегических связях.
Республика Молдова — член ООН (март 1992 г.) и ее специализированных учреждений — ЮНЕСКО, Программы ООН по развитию (UNDP), Агентства ООН по индустриальному развитию (ONUDI), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), МВФ и др.
Молдова входит также в ВОЗ, ВТО, МОТ, МАГАТЭ, ИКАО и др.
С января 1992 г. Молдова – член ОБСЕ; миссия ОБСЕ в Кишиневе действует с мая 1993 г.), Совета Европы (июнь 1995 г.).
В марте 1994 г. РМ присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира».
РМ является членом группировки ГУАМ c момента ее образования в 1997 г., с 2009 г. Кишинев активизирует свое участие в этой организации.
В июле 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, в отношениях с которым ставится задача получения Молдовой статуса ассоциированного члена ЕС. В настоящее время власти активизировали переговоры с Евросоюзом по заключению такого соглашения.
В 2009 г. Кишинев присоединился к программе «Восточное партнерство».
В апреле 1994 г. Молдова ратифицировала Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. В мае 2002 г. РМ получила статус наблюдателя в ЕврАзЭС.
В 2001 г. РМ стала полноправным членом Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ). В декабре 2009 г. Молдова присоединилась к Энергетическому сообществу, формирующего общее пространство по регулированию энергетического рынка на территории ЕС и ЮВЕ.
Активно развиваются контакты с США, ФРГ, а также с Францией, Турцией, существенно расширяются связи с КНР.
Молдавско-приднестровский конфликт. Попытки молдавских властей навести «порядок» в Приднестровье после фактического отделения региона от Молдовы и решить возникшие проблемы силовым давлением привели в марте-июле 1992 г. к прямому вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем. Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 г. президентом РФ Б.Н.Ельциным и президентом РМ М.Снегуром Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».
Практически тогда же начались переговоры об особом статусе Приднестровского региона в составе РМ.
С конца июля 1992 г. и по настоящее время в зоне конфликта контроль за безопасностью осуществляют Совместные миротворческие силы в составе контингентов Молдовы, Приднестровья и России, а также военные наблюдатели России, Молдавии, Приднестровья и Украины. В зоне безопасности действует Объединенная контрольная комиссия по урегулированию конфликта, под началом которой и проводится миротворческая операция.
С октября 2005 г., когда к основным переговорщикам – Молдове, Приднестровью, России, Украине и ОБСЕ присоединились США и ЕС в качестве наблюдателей, механизм переговоров получил название формата «5+2», который действует до сих пор.
22 июля 2005 г. парламент Молдовы без какого-либо участия приднестровской стороны принимает Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, который предусматривает предоставление Приднестровью статуса автономно-территориального образования и не больше.
В сентябре 2006 г. в Приднестровье в ответ на этот шаг Кишинева проходит всенародный референдум по вопросу дальнейших взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Молдова. Более 97% жителей ПМР высказались за независимость региона от Молдавии и последующее свободное присоединение к России.
Добиться сдвига в решении приднестровской проблемы по-прежнему не удается. В силу несовместимости позиций сторон конфликта и увеличившихся разногласий между Кишиневом и Тирасполем по проблеме урегулирования нет оснований полагать, что выход из сложившейся тупиковой ситуации будет найден в ближайшее время.
Пришедшая к власти в Молдове после парламентских выборов 29 июля 2009 г. правая либеральная коалиция, как и ее предшественники-коммунисты, намерены решать вопрос только в рамках унитарного государства с предоставлением Приднестровью автономии.