×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/mirotvorcheskaya-operaciya-v-pridnestrovezalog-stabilnosti-i-mira-na-beregah-dnestra/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
«Миротворческая операция в Приднестровье – залог стабильности и мира на берегах Днестра»

Доклад на международной научной конференции «20 лет Приднестровской Молдавской Республике», 3 сентября 2010г.

В конце июля 2010 года исполнилось 18 лет как прекратилась кровопролитная война в Приднестровье и начала осуществляться миротворческая операция в соответствии с подписанным 21 июля 1992 года Соглашением «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Надо сказать, что попытки примирить стороны — Молдову и Приднестровье, когда отношения между ними накалились до предела, предпринимались и до подписания Соглашения 1992 г. В апреле 1992 г. после двух совещаний министров иностранных дел России, Румынии, Украины и Молдавии была создана Смешанная комиссия по контролю за ситуацией. В Приднестровье начали прибывать международные наблюдатели, первые сто человек были военнослужащие из Румынии. Деятельность комиссии, однако, к положительным результатам не привела. Уже в июне противостояние перерастает в военное столкновение. Поэтому четырехсторонний механизм приказал «долго жить».

На наш взгляд, основная причина возобновления вооруженного конфликта заключалась в том, что в Кишиневе к этому времени возобладала тенденция к решению проблемы силовым путем, к чему его активно подталкивал Бухарест.

Упоминавшееся выше соглашение было подписано президентами Российской Федерации и Республики Молдова, но документ был завизирован и руководителем Приднестровья И.Смирновым. Это был первый шаг на пути признания Кишиневом Приднестровья в качестве равноправной стороны на переговорах по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта.

На основании Соглашения от 21 июля в целях обеспечения контроля над осуществлением мероприятий по принятию конфликтующими сторонами мер к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга; по отводу конфликтующими сторонами частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения создается (27 июля) Объединенная контрольная комиссия (ОКК), которую возглавили на равных в качестве сопредседателей представители России, Молдовы и Приднестровья. Надо сказать, что Молдавия и Приднестровье придают важное значение ОКК, исходя из того, что её деятельность в соответствии с Соглашением 1992 г. является важной неотъемлемой частью процесса урегулирования конфликта мирными политическими средствами. Руководители делегаций РМ и ПМР (они же сопредседатели ОКК) назначаются указами высших должностных лиц. Российский ее сопредседатель назначается Министерством иностранных дел.

28 июля ОКК принимает решение о размещении в созданной для разъединения сторон конфликта Зоне безопасности (ЗБ) воинских контингентов России, Молдовы и Приднестровья, их составе и количестве. Зона безопасности состоит из 3 участков – Северный (Рыбница), Центральный (Дубоссары) и Южный (Бендеры), включая город Бендеры как район с повышенным режимом безопасности.

Воинские контингенты получили название Совместные миротворческие силы (СМС). Для руководства ими создается Объединенное военное командование (ОВК), в состав которого входят старшие военные начальники МС сторон, начальник штаба СМС (представитель РФ), заместители начштаба от Молдавии и Приднестровья. В миротворческий механизм входят также военные комендатуры в г. Бендеры и в г. Дубоссары, которые возглавляют представители Вооруженных сил РФ, в их подчинении находятся группы оперативного реагирования ОВК. Штаб-квартиры ОКК и ОВК находятся в Бендерах.

От России в миротворческой операции первоначально было задействовано 6 батальонов и вертолетная эскадрилья, от Молдавии и Приднестровья – по три батальона. Впоследствии, летом 1996 года, Россия в одностороннем порядке сократила свои МС до двух неполных батальонов (500 чел.), что на тот момент вызвало недовольство Кишинева и Тирасполя. Причина была достаточно банальной – нехватка у Минобороны России необходимых финансовых средств на содержание российской составляющей СМС. В 1998 году Молдова и Приднестровье в соответствии с Одесским соглашением о мерах доверия и развитии контактов от 20 марта 1998 г. в свою очередь сократили численность своих батальонов МС до 500 чел.

На сегодня общая численность СМС составляет порядка 1100 человек, из них российских миротворцев – 400, молдавских – 360, приднестровских – 330.

Составной частью миротворческой операции являются военные наблюдатели от России, Молдавии и Приднестровья, институт которых определен тем же Соглашением от 21 июля 1992 года. В 1998 г. на основании Одесского соглашения к группе военных наблюдателей присоединились украинские военнослужащие. В настоящее время роль военных наблюдателей выполняют 40 офицеров (по 10 от каждой стороны).

На всех контрольно-пропускных пунктах (КПП) и совместных постах (СП), а также в группах военных наблюдателей старшими являются российские военные.

Выполняя свою основную задачу по обеспечению мира, стабильности и правопорядка в зоне безопасности, ОКК и миротворцы решали также задачу поэтапной демилитаризации ЗБ, поставленную перед сторонами в соответствии с подписанными в Одессе 20 марта 1998 года документами, в частности, Соглашением о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем.

Постепенно сокращалось число стационарных контрольно-пропускных пунктов, постов СМС, как односторонних, так и 2-х и 3-х сторонних. Сегодня в Центральной и Южной частях Зоны безопасности насчитывается 15 постов, из них 8 трехсторонних контрольно-пропускных пунктов, 4 двусторонних совместных поста (три российско-молдавских, один российско-приднестровский) и 3 односторонних поста (два российских и один приднестровский). В Северной части нет ни КПП, ни постов СМС. Контроль поначалу осуществлялся с помощью облетов этой территории вертолетами. Но стабильная ситуация на севере ЗБ позволила эту форму контроля заменить периодическими инспекционными поездками представителей ОКК и военных наблюдателей.

Был сокращен, как говорилось выше, численный состав МС Молдовы и Приднестровья до 500 чел. Молдавия в конце 2001 г. дополнительно сократила часть своих миротворцев и вывела несколько единиц бронетехники.

Предпринимались шаги по снижению противостояния. Из н.п. Копанка и Кременчуг (южная часть ЗБ) были выведены миротворческая рота РМ и миротворческий взвод ПМР, где они находились без санкции ОКК.

В два этапа в декабре 2000 г. и мае 2001 г. был упразднен комендантский час в г. Бендеры, установленный ещё в 1992 г. Население получило возможность свободно перемещаться без специальных на то пропусков.

К середине 2001 г. стороны завершили разминирование своих участков минных полей, оставшихся после военных действий 1992 года.

Ныне в миротворческих контингентах Молдовы и Приднестровья нет тяжелой техники. Остались бронетранспортеры у российских миротворцах. Часть из них расположена на КПП и некоторых других постах.

Регулярно проводились и проводятся мероприятия по добровольной сдаче имеющегося у населения оружия и боеприпасов к нему. Последние такие мероприятия имели место в мае 2008 г. и марте 2009 г.

Анализируя ход выполнения задачи поэтапной демилитаризации Зоны безопасности, можно утверждать, что Кишинев и Тирасполь пусть не так быстро, как хотелось бы, но, в общем, двигались в правильном направлении.

Однако это не означает, что в ЗБ и ОКК сегодня проблем нет. Проблема, по которой Кишинев и Тирасполь пока не могут найти компромиссного решения, это проблема транспарентности в Зоне безопасности с точки зрения нахождения здесь т.н. неконтролируемых Объединенной контрольной комиссией вооруженных формирований.

В соответствии с положениями Соглашения от 21 июля 1992 г. противоборствующие стороны, как известно, должны были вывести из зоны безопасности свои воинские части и иные формирования, боевую технику и вооружения. Однако ни молдавская сторона, ни приднестровская до конца так и не выполнили своих обязательств, а также последующих предписаний ОКК.

В настоящее время, кроме миротворческих сил, в ЗБ находятся воинские части и подразделения сторон, включая подразделения регулярной армии, внутренних войск, гражданской обороны, погранвойск, таможенной полиции, охраны пенитенциарных учреждений и др., которые в нарушение Соглашения от 1992 года напрямую подчиняются Министерствам обороны и внутренних дел РМ и ПМР, Министерству госбезопасности ПМР и Министерству юстиции РМ.

Справедливости ради, следует отметить, что находящиеся в ЗБ т.н. неконтролируемые военные и полувоенные формирования сторон за эти годы ни разу не дали повода говорить об их причастности к осложнению обстановки, и пока нет серьезных признаков возможного возникновения здесь критической ситуации, несмотря на звучащие порою алармистские заявления, которые делает то одна, то другая сторона на заседаниях ОКК.

Молдавская сторона, следуя логике Соглашения от 21 июля 1992 года и соответствующих документов ОКК, до последнего времени считала необходимым принятие мер по мониторингу неконтролируемых Объединенной контрольной комиссией военных формирований с последующим обязательным их выводом из зоны безопасности.

Приднестровцы же утверждают, раз эти формирования подчиняются министерствам и ведомствам одной из сторон, они не являются неконтролируемыми и, следовательно, не подлежат выводу.

Конечно, такая аргументация не имеет под собой юридических оснований, т.к. по общепринятым нормам проведения операций по поддержанию мира, прописанным также в Соглашении 1992 г., в зоне разъединения сторон пребывание других военных формирований, не относящихся к миротворческим силам, исключается.

Суть же проблемы заключается в следующем: основные воинские части ПМР располагаются в оставшихся от советских времен специально оборудованных военных городках в районных центрах Приднестровья, которые, за исключением Тирасполя, находятся в зоне безопасности, занимающей большую часть территории Приднестровского региона (в ряде мест ЗБ вплотную подходит к границе с Украиной). Поэтому войска попросту некуда выводить, в противном случае обороноспособности ПМР будет нанесен серьезный ущерб. В

Вопрос о неконтролируемых Объединенной контрольной комиссией военных частях и подразделениях в ЗБ так и не снят с повестки дня, хотя на данном этапе он не стоит так остро, как раньше. В нынешних условиях, когда процесс политического урегулирования практически зашел в тупик, когда взаимное недоверие сторон друг к другу усилилось, требования вывода из зоны безопасности т.н. неконтролируемых ОКК военных формирований Приднестровья (а речь идет, прежде всего, о них) лишь обострят, на наш взгляд, и без того непростую обстановку в ОКК.

Надо полагать с учетом этого обстоятельства, молдавская сторона смягчила свои требования и в последнем ее обращении в ОКК от 10 июня 2008 года «О мерах укрепления доверия» предлагает на паритетных началах обеспечить доступ представителям ОВК, военным наблюдателям СМС или другим уполномоченным лицам в любые воинские части и подразделения (в том числе миротворские) для получения ответов на соответствующие вопросы. Как мы видим, требований о выводе не контролируемых военных формирований в молдавском предложении не содержится. Тем не менее, приднестровская сторона эту инициативу отклонила.

По мнению некоторых экспертов, часть проблемы транспарентности можно было бы решить путем проведения военного мониторинга по всей территории Молдовы и Приднестровья, включая, естественно, Зону безопасности. Очевидно, что транспарентность только ЗБ коснется главным образом вооруженных сил ПМР, ведь основные армейские части РМ находятся за пределами зоны безопасности. По мнению приднестровцев, при резком изменении ситуации с учетом малых расстояний небольшой по размерам Молдовы ее Вооруженные силы могут быть вовлечены в конфликт очень быстро

Второе часто высказываемое предложение касается вопроса о целесообразности взаимного сокращения вооруженных сил сторон, что Кишинев и Тирасполь однажды уже осуществили (тогда было сокращено по 1 тыс. человек с каждой стороны).

Транспарентность в военной сфере по всей Молдавии и взаимное сокращение армий могли бы стать весьма значимыми факторами в укреплении мер доверия.

Есть в Зоне безопасности еще одна проблема, которая уже несколько раз приводила к разного рода инцидентам, и военным наблюдателям и ОКК, чтобы погасить их, пришлось приложить немало усилий. Это непосредственное соприкосновение постов полиции РМ и милиции ПМР в ряде населенных пунктов в Зоне безопасности – селах Дороцкое, Кошница, Варница, г. Бендеры, плотина Дубоссарской ГЭС.

И одна, и другая сторона препятствуют ее решению, опасаясь лишиться возможности повлиять на развитие событий при возникновении критической ситуации.

Не решается также вопрос о нахождении в ЗБ постов силовых структур РМ и ПМР, установленных в одностороннем порядке. А таких постов по 22 у каждой стороны.

Но, несмотря на нерешенные еще проблемы, практика, тем не менее, подтвердила действенность созданного трехстороннего механизма взаимодействия всех участников миротворческой операции для управления ситуацией в зоне безопасности – ОКК и ОВК, который не зависит ни от Республики Молдова, ни от Приднестровья. Практика подтвердила также рациональность принципа принятия решений консенсусом.

За 18 лет миротворческой операции в зоне безопасности (ЗБ) не было ни одного военного или силового инцидента между конфликтующими сторонами, которые могли бы привести к дестабилизации обстановки в регионе. Очень важно и то, что местное население в основном уже не верит в возможность повторения трагических событий 1992 года. В регионе сохраняется стабильность и мирная обстановка.

За все эти годы миротворцы выполняли не только возложенную на них основную задачу. К ним во время стихийных бедствий и в связи с другими обстоятельствами обращались за помощью и местное население, и органы местной власти. Миротворцы спасали людей, попавших в беду, защищали их от преступников, спасали утопающих и др.

Казалось бы, что результаты миротворческой операции говорят сами за себя.

Но в Кишиневе, как представляется, под давлением извне, с 2002 года начинают говорить о необходимости изменения формата миротворческой операции и передачи ее под международное управление. Вообще эта идея не нова. Ее предлагала в свое время существовавшая в 2000 году Государственная комиссия РФ по урегулированию приднестровской проблемы во главе с Е.Примаковым, которая допускала передачу миротворческой операции под мандат ОБСЕ.

Надо сказать, что предложения молдавской стороны по вопросу реорганизации осуществляемой в Приднестровье операции по поддержанию мира и её формата много раз видоизменялись, но существо их оставалось неизменным. Они были направлены на уменьшение роли России в этой операции вплоть до замены ее миротворцев.

Кишинев предлагал, например, сократить миротворческие силы, в том числе российский военный контингент. Предлагалось включить в состав СМС военные контингенты государств-участников ОБСЕ, не являющихся членами НАТО, а также увеличить число военных наблюдателей за счёт привлечения военнослужащих из других стран-участников ОБСЕ, помимо России и Украины. Наблюдатели в данном случае оставались отдельным институтом в операции, но в подчинении ОБСЕ.

Вообще военных, по мнению Молдовы, нужно постепенно заменить международным правоохранительным персоналом (полицейские, таможенники и т.п.), состоящим из представителей других стран ОБСЕ, а не только России и Украины. Мысль в принципе верная, но не реальная в нынешних условиях.

В планах Кишинева командование операцией по поручению ОБСЕ планировалось передать военному представителю одной из стран этой организации. Принцип консенсуса в принятии решений по проведению ОПМ ликвидировался.

Особенно усиленно пропагандировалась идея реорганизации миротворческого механизма после ухудшения российско-молдавских отношений в конце 2003 года, когда под нажимом Запада тогдашний президент Молдовы В.Воронин не подписал Меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства» (план «Козака»), который мог бы положить конец существующему противостоянию Молдовы и Приднестровья. По нашему мнению, тогда был упущен шанс воссоединения Молдавии.

После появления в июле 2005 г. закона РМ «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра», который предусматривал создание автономно-территориального образования Приднестровья исключительно в рамках унитарного государства, и прекращения в начале 2006 года полномасштабных переговоров в формате 5+2 в Зоне безопасности и в ОКК возникли элементы напряженности. Усилились действия по пропаганде идеи замены формата миротворческой операции и передачи ее под эгиду ОБСЕ или ООН.

Западники, полагая, что они выиграли у России первый раунд (неподписание Меморандума «Козака»), надеялись выиграть и второй, протолкнув идею ее постепенного вытеснения из миротворчества в Приднестровье. Однако Москва проявила твердость, заявив, что до политического урегулирования молдавско-приднестровского конфликта предложения по смене формата ОПМ в приднестровском регионе контрпродуктивны. Находившаяся в это время у власти команда под руководством В.Воронина, доказывавшая несовершенство и необходимость замены миротворческой операции, стала снова признавать тот вклад, который внесли миротворцы в процесс решения молдавско-приднестровской проблемы. Больше того, Кишинев согласился с российской точкой зрения по вопросу о миротворцах и подписал Совместное заявление по итогам переговоров в Москве 18 марта 2009 года, в котором президенты России, Молдовы и Приднестровья стороны отметили стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, заявили о целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования.

Таким образом, Москва, Тирасполь и Кишинев сделали тогда шаг навстречу предложениям ряда европейских организаций и отдельных стран о проведении такой операции в соответствии с международным мандатом.

С новой силой возобновились с молдавской стороны требования о реорганизации миротворческой операции после прихода к управлению Молдовой либерально-демократической коалиции.

Практически с первых дней функционирования новой власти в заявлениях официальных лиц вновь настойчиво зазвучали призывы к выводу из Приднестровья российских военных якобы в соответствии со Стамбульскими соглашениями 1999 года, а также призывы к преобразованию действующего миротворческого формата в многонациональную миссию, которую бы осуществляли, главным образом, международные гражданские и военные наблюдатели.

Понимая, что опровергнуть положительные результаты проводимой в Приднестровье миротворческой операции трудно, молдавские власти начинают уверять, что ОПМ выполнила свою задачу и потому нуждается в реорганизации. Сознательно в данном случае игнорируя Совместное заявление от 18 марта 2009 года, которое подписало и высшее должностное лицо Молдовы.

Но позиция Москвы и Тирасполя по этому вопросу остается неизменной. Со стороны России это подтвердил недавно в ходе своих поездок в Молдову и Приднестровье статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел Г.Карасин.

В современных условиях, полагают в Москве, а также в Тирасполе, когда отношения между Молдовой и Приднестровьем со времени окончания конфликта 1992 года носят, пожалуй, наиболее напряженный характер, когда переговоры прерваны и перспективы политического процесса неясны, попытки трансформации миротворческой миссии вне консенсуса всех заинтересованных сторон являются опасными для процесса урегулирования, так как могут привести к негативным последствиям для региональной стабильности и безопасности.

Отрадно, что ныне ее разделяет и Киев, что нашло свое отражение в российско-украинском заявлении от 17 мая с.г., которое было подписано во время визита в Украину президента России Д.Медведева.

Президенты России и Украины высоко оценили важную роль миротворцев и высказались за конструктивное взаимодействие всех входящих в миротворческую операцию компонентов. Страны-гаранты заявили о принципиальной готовности принять в активное участие в трансформировании нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования.

Вообще надо сказать, что сближение подходов Москвы и Киева к урегулированию молдавско-приднестровской проблемы весьма обнадеживает. Есть надежда, что их совместными усилиями удастся сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки, склонить стороны конфликта к поиску компромиссных решений.

Некоторые участники переговоров по урегулированию настаивают на том, чтобы проблема решалась исключительно в рамках формата 5+2, однако в пользу именно такого механизма разрешения проблемы они аргументов не приводят, кроме одного – при урегулировании должны быть учтены интересы Запада. При такой постановке вопроса очевидно, что западники озабочены не столько решением проблемы, сколько тем, как не упустить собственный интерес.

А ведь, если молдаване и приднестровцы сами найдут устраивающий их вариант урегулирования, без посредников, этому можно было бы только радоваться. Если они решат свою проблему с помощью России, Украины, или Соединенных Штатов, или всех их вместе взятых – это в любом случае будет отвечать интересам и самих участников переговоров, и всего мирового сообщества. На земном шаре был бы погашен еще один источник напряженности – молдавско-приднестровский конфликт.

В заключение, давая общую оценку осуществляемой в Приднестровье миротворческой операции, мы можем твердо говорить о том, что операция является действенным механизмом, обеспечивающим в молдово-приднестровском регионе стабильность и мир.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

9 ноября 2015

Исчезновение в неизвестном направлении 1 млрд. долл. США (треть бюджета страны) из трех банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — взбудоражили общество. Чтобы как-то замять дело экс-премьер Юрий Лянкэ сразу же подписал секретное распоряжение о выделении из …

21 сентября 2015

6 сентября, в воскресенье, в ответ на призыв организации Гражданская платформа «Достоинство и правда» (ДП) на центральной площади молдавской столицы — площади Великого национального собрания прошел митинг, который удивил всех своей массовостью – в нем приняли участие примерно 100 тысяч …

28 июля 2015

Видимо, руководствуясь этим изречением и не желая упускать власть из своих рук, лидеры ведущих правых партий, одержав убедительную победу на июньских всеобщих местных выборах, в том числе в Кишиневе, решили вновь объединиться и создать новую старую правящую коалицию под известным …


Ваш браузер устарел! Обновите его.