×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/voorujennye-stolknoveniya-v-stolice-turkmeniipervye-itogi/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

Судя по всему, руководство Туркмении сталкивается с перспективой постепенного разрушения мифа о «стабильности» республики.

Из событий произошедших в минувшие выходные в Ашхабаде следует ряд принципиально важных выводов.

Во-первых, имевшие место многочасовые вооруженные столкновения в столице страны с применением бронетехники носили жесткий характер и, исходя из имеющейся на настоящее время информации, не согласуются с официальной версией, озвученной Генпрокуратурой, МИДом, а затем и президентом Бердымухамедовым. Напомним, что по официальным версиям, «В результате проведенных оперативно-розыскных действий в г. Ашхабаде была выявлена преступная группа лиц, занимавшихся незаконным оборотом наркотиков. В этой связи 13 сентября 2008 года специальными подразделениями правоохранительных органов Туркменистана была проведена операция по задержанию, в результате которой указанная преступная группа была обезврежена». Туркменский президент на совещании Совета государственной безопасности страны заявил о ликвидации группы наркодельцов, упомянул о потерях среди личного состава правоохранительных органов, не сообщив их количество, и поручил силовым структурам провести тщательный анализ этих событий. Т.о. власти Туркмении настаивают, что ситуацию дестабилизировала чуть ли не группа наркоманов, которую пришлось ликвидировать почти двое суток. В эту версию крайне трудно поверить любому здравомыслящему человеку.

Все происходившее в республике больше согласуется не с официальной, «наркотической» версией, а скорее похоже либо на пи-ар — попытку государственного мятежа (условно говоря, «межклановая» версия), либо пи-ар – выступление исламистов, поддержанных с территории Афганистана. Не исключено, что «исламистская» и «межклановая» версии боев в Ашхабаде взаимопереплетаются и дополняют друг друга.

Тем более, что почва для этого в республике имеется. Социально-экономическая ситуация в Туркмении, сложившаяся во время правления С.Ниязова, с его смертью не улучшилась. Особенно это заметно в социальной сфере. В республике широко распространена скрытая безработица: при наличии ограниченного количества предприятий в республике, морально устаревшей техники, а порой и технически отсталой инфраструктуры. Низкий прожиточный уровень населения также не играет в пользу существовавшего режима. Зарплата, получаемая гражданами Туркменистана, по реальной покупательной способности является одной из самых низких в регионе и СНГ. Скрытая инфляция наблюдается уже несколько лет. Манат (национальная валюта Туркменистана) со дня его ввода в оборот обесценился в 12,5 тыс. раз. В стране в настоящее время серьезно осложнилась ситуация со снабжением населения товарами первой необходимости, в первую очередь продовольствием.

При этом влияние «системной» (светской, прозападной) оппозиции на внутриэлитные процессы совершенно незначительно. Туркменский политический класс пронизан многочисленными родственными и региональными взаимосвязями, но после удаления Б.Шихмурадова, Х.Оразова, Н.Ханамова и других «номенклатурных оппозиционеров» из власти их родственники были вытеснены из властных эшелонов и бизнеса.Оппозиции внутри страны не существует — Ниязов «зачистил» ее давно и полностью. Те же из оппозиционеров, кто находится за рубежом, не способны дистанционно управлять ситуацией.

Говорить о возможности имеющего политические перспективы организованного протеста населения можно только в случае серьезных финансовых и технологических инвестиций в рамках сценария очередной «цветной революции». Вооруженная стрельба в столице страны, возможно, и является признаком попытки «экспорта демократии» с использованием жестких, апробированных еще в Киргизии («цветная революция» в пакете с погромами) и, особенно, в узбекском Андижане весной 2005 г.

Это тем более возможно в связи с тем, что вся туркменская элита ограничена в ресурсах, лишена каких-либо ярких фигур и самостоятельно едва ли способна была устроить президенту такой сюрприз.

В данной связи стоит вспомнит, что вскоре после вступления в должность президента Гурбангулы Бердымухамедов в интервью журналу «Туркменистан» заявил, что демократию как «нежную субстанцию» невозможно «насаждать, используя готовые импортные модели». В ответ на вопрос журналистов о собственных политических пристрастиях президент республики назвал себя умеренным политиком. По словам Бердымухаммедова, вместо применения «импортной модели» в построении демократического общества он намерен руководствоваться национальным опытом и традициями предыдущих поколений. Впрочем, процесс формирования  «нежной субстанции» вполне можно и подстегнуть использую весьма малозатратные технологии: отряд боевиков, многочасовой бой и, в результате, руководство страны, рассчитывающее руководит еще много лет, станет гораздо внимательнее относиться к призывам активнее подключаться к проектам поставок газа минующих территорию России.

Во-вторых, ранее, несмотря на весь авторитаризм Ниязова, он все годы после развала СССР обеспечивал в стране относительную стабильность. Благодаря жесткому режиму Туркмения избежала побочных явлений распада — не было гражданских войн, криминального беспредела, экономических потрясений и шоковых реформ, серьезных выступлений оппозиции или недовольного населения.

Теперь стало ясно, что вся туркменская «стабильность» — весьма преувеличена и при применении соответствующих технологий ее легко раскачать. Армия и спецслужбы продемонстрировали слабость и вопиющую неподготовленность. Отсюда и многочисленные разговоры о том, что «проблему» в конечном итоге удалось решить лишь после привлечения российских специалистов соответствующего профиля.

Перестрелка в Туркмении указала на то, что нейтральный статус и невхождение в региональные организации, призванные решать проблемы безопасности (ОДКБ и ШОС) в сочетании с прозрачной границей с Афганистаном создают для республики просто огромное «окно уязвимости». Возможно, Г.Бердымухамедову стоит самым серьезным образом задуматься о целесообразности последовать примеру четырех остальных постсоветских азиатских республик и более реалистично оценить свои собственные возможности по парированию многочисленных внешних угроз (как потенциальных, так и традиционно существующих).

В любом случае, бои в Ашхабаде – «проба пера» и высока вероятность повторения подобных событий, но уже в большем масштабе и с гораздо худшими для безопасности государства результатами.

В-третьих, дестабилизация (и даже имитация дестабилизации) в Туркмении не нужна властям. Признание существования в стране вооруженной исламистской или клановой оппозиции способно развеять миф о жесткой внутриполитической стабильности республики, усиленно создававшийся со времени распада СССР. До сих пор никто не сомневался в надежности Туркмении в качестве поставщика энергоресурсов.

Туркменское руководство поставило перед собой задачу войти в число ведущих стран – экспортеров энергоресурсов. Это подразумевает не только наращивание объемов добычи углеводородов, но и привлечение дополнительных инвестиций. А для этого необходима репутация стабильного и управляемого государства, гарантирующего целостность вкладов иностранного бизнеса. Без этого получается эффект «центральноазиатской Нигерии»: добыча есть, но и вялотекущая гражданская война – тоже. Теперь финансовые институты, которые должны вкладывать миллиарды долларов, естественно, будут учитывать и новую ситуацию в Туркмении.

И совсем интересно в данной связи выглядит утверждение корреспондента «Немецкой волны» в киргизском Бишкеке Шербото Тегина о том, что, по данным его анонимных источников, «Осенью текущего года готовится вторжение пяти тысяч боевиков из Афганистана в Центральную Азию — Таджикистан, Киргизию, Узбекистан и Казахстан. В центрально-азиатские страны уже переброшено огромное количество оружия, в регионе созданы ячейки из числа исламских радикалов. Как утверждает анонимный источник корреспондента (информация неподтвержденная), финансируется данное «предприятие» Вашингтоном, а к вторжению готовятся боевики Исламского движения Узбекистана, а также уйгурские сепаратисты».

Если эти данные верны, то Центральная Азия стоит на пороге колоссальных потрясений, реальную помощь в преодолении которых республикам региона смогут оказать только Россия и Китай.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.