×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/andrey-grozin-dlya-centralno-aziatsk/
Новости
26 апреля
25 апреля
24 апреля
https://www.putin-today.ru/archives/176292
Андрей Грозин: Для Центрально-Азиатских республик, России и Ирана безусловно интересным является участие в решении масштабных транспортных проектов

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие языковые, исторические, культурные отношения. Это то, что касается географии.

На самом деле, с момента распада Советского Союза у всех ведущих мировых игроков и тех, кто пытался пробиться в мировую лигу, появились интересы, появились возможности для работы на центрально-азиатской площадке, с центрально-азиатской пятеркой. Все попытались воспользоваться этими возможностями по-разному.

Если кратко оценивать опыт партнерства Исламской Республики Иран с центрально-азиатскими республиками, то, на мой взгляд, в отличие, допустим, от турецкого подхода, иранский подход к странам региона все-таки характеризуется в первую очередь большей взвешенностью, отсутствием стремления кавалерийским наскоком захватить позиции – то, что было характерно для позиции Анкары в первой половине девяностых годов, например.

Иран всегда придерживался более спокойного, более конструктивного подхода. Отдельные конфликты, которые периодически возникали в отношениях, по линии, например, Тегеран – Душанбе или Тегеран – Ашхабад, эти конфликты носили, условно говоря, чисто технический характер. Сейчас, к настоящему моменту, судя по официальным заявлениям, они все уже исчерпаны. Неувязка с оценками долгов за поставки энергоносителей Туркменистана на иранскую территорию окончательно была урегулирована в прошлом году.

В целом достаточно такой бесконфликтный и ровный уровень отношений, на который не влияли смены лидеров в Исламской Республике или в странах Центральной Азии, но влияние санкций западного блока против Исламской Республики Иран – вот это и есть основной фон отношений по линии Исламской Республики Иран и центрально-азиатской пятерки.

Западное давление, если кратко просто сказать, оно достаточно серьезно и жестко сказывалось на попытках наладить конструктивное экономическое сотрудничество.

Например, до 2010 года через порты Казахстана отправлялись на территорию Ирана по поставкам до пяти миллионов тонн жидких углеводородов в год. Товарооборот достигал достаточно серьезных и высоких показателей, но под давлением Запада в ущерб себе, в ущерб своим экономическим интересам тогдашняя Астана вынуждена была свернуть подобного рода партнерство.

У других республик отношения с Исламской Республикой Иран строились также в определенном смысле с учетом вот этого фактора внешнего давления. Все-таки все центрально-азиатские республики исповедуют примерно одну и ту же внешнеполитическую линию. Они хотят дружить со всеми. Они не хотят портить отношения ни с кем. Они хотят от всех получать разнообразные дивиденды – экономические, технологические, политические, военно-технические, какие угодно.

В этом смысле дружить с Ираном до последнего времени для многих стран Центральной Азии было в определенном смысле табуированным фактором. На мой взгляд, кардинально изменилась ситуация последние полтора-два года. Особенно прорывным стал визит господина Раиси в Самарканд в прошлом году на саммит ШОС и соглашения, которые там прозвучали. После этого бизнес Исламской Республики Иран в центрально-азиатских республиках очень резко активизировался.

Очевидно, сыграл свою роль и фактор СВО, фактор санкционного давления стран западного блока на Российскую Федерацию.

С одной стороны, у центрально-азиатских государств появились новые вызовы и новые проблемы. Но, с другой стороны, каждый кризис – это и новые возможности. Тот же Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Туркмения в некотором смысле начали предпринимать попытки превращения в хаб для переориентации евразийских континентальных товарных потоков с учетом новых санкционных реалий, так скажем.

Естественно, геополитическая, геоэкономическая, геостратегическая роль и вес Исламской Республики Иран стали гораздо более интересными для центрально-азиатских столиц. На мой взгляд, весьма показательным в этом плане стал визит в прошлом месяце президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Исламскую Республику и соглашения, которым там были достигнуты.

С учетом того, что Ташкент до 2016 года и смены власти там традиционно придерживался очень осторожной и даже, может быть, излишне осторожной позиции в возможностях партнерства с Тегераном, за последнее время, особенно с 2022 года, именно после саммита в Самарканде, наметилось явное изменение узбекской позиции.

С учетом того, что Узбекистан сейчас уже по факту – у нас об этом мало говорят, но это уже, на мой взгляд, свершившийся факт – является сейчас вторым по величине населения государством постсоветского пространства. Украина в силу известных причин утратила второе место и, очевидно, скоро утратит и третье, уступив его Казахстану. Поэтому вот этот емкий рынок – демографический, сырьевой, геополитический…

Все-таки, напомню, Узбекистан является, наверное, ключевым геополитическим игроком на центрально-азиатском пространстве. Он единственный в регионе граничит одновременно со всеми другими государствами региона, плюс с Афганистаном. Это набирающая рост самыми высокими в регионе темпами экономика. Это ведущий в центрально-азиатском регионе игрок с точки зрения военно-политического веса.

В этом смысле наметившееся резко изменение политики Узбекистана по отношению к максимально широкому партнерству с Тегераном – это как раз таки показатель меняющихся общих тенденций, которые ранее существовали в отношениях между Исламской Республикой Иран и центрально-азиатскими республиками. В данной связи одна цитата по итогам визита Мирзиеева и подписанных документов, в том числе касающихся транзита, весьма перспективных.

В связи с высказываниями в западных СМИ различных озабоченностей по поводу вот этого нового поворота и сближения Узбекистана с Ираном, по поводу этих озабоченностей господин Бахтиер Эргашев сказал: «Если кому-то не нравятся тенденции усиления сотрудничества между Ираном и Узбекистаном, это не наши проблемы, а проблемы тех стран, у которых есть такие озабоченности. Мы реализуем политику на новом этапе в виде углубления сотрудничества со всеми партнерами, исходя из своих долгосрочных стратегических и национальных интересов».

На самом деле, так оно и есть, и как раз таки для центрально-азиатских республик, в том числе для России и для Исламской Республики Иран, то есть для такого тройственного неформального объединения, безусловно, интересным является участие в решении масштабных транспортных проектов. Международные транспортные коридоры что по линии реализации мега-инициативы Китайской Народной Республики «Один пояс – один путь», что по линии международного транспортного коридора «Север – Юг», причем предыдущий выступающий совершенно справедливо отметил, что, если по западному направлению МТК есть определенные вопросы, то по восточному работает это достаточно активно. Так оно и есть.

Узбекистан, являясь пока второй по величине экономикой Центральной Азии, он прилагает максимальные во всей Центральной Азии усилия именно для выстраивания самых различных коммуникационных комбинаций. В большинстве из них как раз таки Исламская Республика Иран занимает ключевые позиции. В ходе упомянутого визита были заключены соглашения по расширению доступа Узбекистана к мощностям: не только порта Бендер-Аббаса, что было раньше, но и, главное, к портовым мощностям Чабахара.

Более того, уже после визита появилась информация по линии узбекских экономических экспертов о том, что Узбекистан хотел бы, и, очевидно, иранская сторона идет в этом смысле навстречу, построить и приобрести новые терминалы именно в Чабахаре, потому что, в отличие от Бендер-Аббаса, в силу известных географических причин, логистических причин, подобного рода объекты могут максимизировать прибыль и облегчить выход товарных потоков Центральной Азии уже не просто к заливу, а непосредственно к мировому океану.

Более того, появилась информация о том, что другие центрально-азиатские республики, по крайней мере, пока на уровне экспертов, но, очевидно, уже и на уровне официальных структур, начинают рассматривать возможность приобретения этих мощностей, что называется, в складчину. Понятно, что, если подобный шаг будет реализован, во-первых, он позволит существенно сэкономить, а во-вторых, он создаст совершенно новые отношения. Во-первых, укрепляя внутрирегиональное партнерство, а во-вторых, создавая серьезные связи уже по линии – не просто отдельные страны и Иран, не просто отдельные связи и российские компании, которые тоже хотят участвовать в этом проекте – но и по линии общерегионального партнерства с Российской Федерацией и с Исламской Республикой Иран. Это один из моментов, что называется, сугубо транзитный – тот, который в первую очередь сейчас особенно интересен центрально-азиатским государствам, повторюсь, в первую очередь Узбекистану, ну, и Туркменистану тоже.

Второе – возможные перспективы превращения Ирана в ключевой газовый хаб – не только транспортный, но и газовый хаб на Среднем Востоке. Появилась уже информация о том, что в этом проекте Иран хотел бы видеть участниками Российскую Федерацию, Катар и Туркменистан. С учетом пока что существующих ограничителей по развитию инфраструктуры, понятно, что это проект не сегодняшнего дня, и Туркменистан, очевидно, может принимать участие в данном проекте только через механизмы СВОП.

Но учитывая тот уровень и ту динамику партнерства, которая демонстрирует отношения Тегерана и Москвы за последние два-три года, я бы не стал этот проект оценивать как неосуществимый или осуществимый в долгосрочной перспективе. Во всяком случае, те соглашения, которые были подписаны между Россией и Ираном по доведению части инфраструктуры «Север – Юг» до нормального состояния в последнее время, говорят как раз таки о высокой динамике отношений наших государств.

Кроме того, господин Надеин-Раевский совершенно справедливо говорил применительно к кавказскому региону о заинтересованности России совместно с Ираном противостоять, с одной стороны, угрозам разнообразного псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, а с другой стороны, борьба с наркотрафиком. То же самое в принципе актуально для российско-иранских отношений, в том числе, и на центрально-азиатской площадке, может быть, даже еще в гораздо большей степени. Просто потому, что при всем уважении, но Южный Кавказ 10-12 миллионов человек, а Центральная Азия уже сейчас, по самым консервативным оценкам, 72 миллиона, а к 2030 году, по оценкам ООН, может быть и сто миллионов.

В силу объективных обстоятельств, в силу разницы в размерах, что называется, для центрально-азиатского региона проблематика, связанная с безопасностью, проблематика, связанная с борьбой с проявлениями терроризма, борьбой с наркотрафиком, она с каждым годом становится все более актуальной. Сейчас в силу известных обстоятельств и изменений, которые происходят в Афганистане, гораздо меньше известно о каких-то серьезных проявлениях религиозного экстремизма в центрально-азиатских республиках, по сравнению, допустим, условно говоря, с тем, что наблюдалось три, четыре, пять лет назад.

Это можно оценивать как временное затишье, потому что международные террористические группировки с афганской территории никуда не исчезли, они остаются, и в любой момент внешний спонсор, внешний контролер может их включить. Тогда ситуация изменится кардинально и понадобится, безусловно, тесная и прямая координация деятельности на региональной почве не только соответствующих служб России, Китая и центрально-азиатских государств, но и Исламской Республики Иран в не меньше, а может быть, и в большей степени.

Относительно же военно-технического сотрудничества, что называется, подводя черту, да, это перспективно, тем более с учетом того, что, несмотря на много десятилетий проводившуюся политику удушения науки, экономики, социальной сферы Исламской Республики Иран, мы видим, что Ирану удалось реализовать, действительно, ряд высокотехнологичных проектов, в том числе, в военно-технической сфере, в авиастроении, в автомобилестроении, в области обработки сельхозпродукции, в фармакологии, в области использования возобновляемых источников энергии и так далее, и тому подобное.

Это касается и прикладных исследований, это касается и фундаментальной науки. Иран продемонстрировал возможность того, что, несмотря на жесткое внешнее давление коллективного Запада, можно развивать свои экономические и научные школы так, что они становятся лидирующими в своих областях. Этому, кстати, не грех поучиться и Российской Федерации, потому что я согласен с теми, кто говорил здесь о том, что санкции, очевидно, теперь надолго, если не навсегда, и с этим надо будет жить.

Соответственно, именно вот этот опыт выживания под давлением мирового гегемона, да еще в то время, когда он, действительно, был гегемоном, этот опыт, на мой взгляд, надо оценивать, в том числе, и центрально-азиатским республикам просто потому, что в силу геополитического положения, в силу экономического состояния, в силу массы других объективно существующих ограничителей все эти государства, как бы ни позиционировали себя они или отдельные элементы элит этих государств, все эти государства раньше или позже останутся в лагере вот этого, как говорил Владимир Леонидович, не-Запада.

Даже казахстанская ситуация чуть раньше или чуть позже, но она все равно приведет это государство к тому, что Республике Казахстан в силу географической запертости, зависимости своих экономических потоков, энергетических потоков и так далее ей придется становиться на сторону, которой будет оппонировать вот этот вот коллективный Запад, о котором говорили сегодня в начале нашего мероприятия.

Центрально-азиатские республики в этом плане, на мой взгляд, они просто в хорошем смысле этого слова обречены на то, чтобы более активно постепенно включаться в это большое евразийское партнерство, где будет место российскому бизнесу и науке, китайскому бизнесу и науке, иранскому бизнесу, технологиям и науке.

В перспективе в практическом плане необходимо работать, и работать по тем направлениям, которые предлагают, собственно, сами центрально-азиатские коллеги – это транспорт, это логистика, это коммуникации, это новые информационные технологии, это доведение до ума финансовых механизмов, которые пока еще требуют доработки, я имею в виду, финансовых механизмов, в том числе и новых систем расчета.

После вступления в полноценные члены Исламской Республики Иран в Шанхайскую организацию сотрудничества и заявления о том, что Иран собирается вступать в БРИКС, на мой взгляд, у Ирана появляется очень широкое направление возможностей партнерства на разных направлениях мировой политики и мировой экономики, в том числе и на центрально-азиатском треке.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …

15 марта 2023

Недавно между Пекином и Вашингтоном произошел ожесточенный конфликт из-за инцидента с «блуждающим шаром». Анализируя причины возникновения и последствия инцидента, можно уверенно констатировать дальнейшее увеличение круга проблем в американо-китайских отношениях. 2 февраля 2023 года официальные лица Министерства обороны США объявили, что …


Ваш браузер устарел! Обновите его.