«Водные проблемы» Центральной Азии: «сегодня» и «завтра»
Это похоже на некую «дурную бесконечность»: из года в год каждой зимой одна из главных водных артерий Казахстана и всего Центрально-азиатского региона (ЦАР) река Сырдарья выходит из берегов и создает угрозу нормальной жизнедеятельности десяткам населенных пунктов. Таковы последствия сегодняшней эксплуатации в активном энергетическом режиме кыргызстанской Токтогульской ГЭС, расположенной в верхнем течении реки Нарын – притока Сырдарьи. И надо признать, тема распределения воды оказывается на сегодня самой чувствительной между «горными» странами, с территории которых берут своё начало реки региона и странами, лежащими в нижнем течении великих центрально-азиатских рек, которые тоже активно пользуются водой. У каждой из стран региона есть свой взгляд на решение водного вопроса, вместе с амбициями, претензиями и ощущениями, что они находятся в самом лучшем положении, чтобы создать свою систему распределения.
Выработка дефицитного в осенне-зимний период электричества оборачивается масштабными попусками воды из чаши гидроэлектростанции. Но ледовый покров в нижнем течении Сырдарьи на территории Казахстана не пропускает эти огромные массы влаги к «месту назначения» – Аральскому морю. Заторы в русле реки приводят к паводкам, подтоплению тысяч домов и отселению пострадавших жителей Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций требуют от Казахстана многомиллионных затрат. Драматизировать ситуацию, ни в коем случае нельзя, но уже сейчас ясно одно: нескоординированная с соседями, прямо говоря, эгоистичная политика «вышележащих» государств наносит прямои материальный ущерб казахстанской экономике.
Расположенное на границе Узбекистана и Казахстана крупное Шардаринское водохранилище не в состоянии сдержать паводковые потоки. Только в Южно-Казахстанской области весной 2008 года, спасаясь от затопления, свои жилища покинули тринадцать тысяч человек, от воды пострадало или было разрушено более двух тысяч домостроений. Чрезвычайной ситуацией в регионе озаботились даже в Управлении ООН по координации гуманитарных вопросов и в ЮНИСЕФ, которые выделили средства для обеспечения пострадавших питьевой водой и предметами гигиены.
Организация эффективного совместного водопользования является для государств ЦАР одной из самых актуальных региональных проблем. Создание Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК) устранило бы существующие разногласия между государствами региона по эксплуатации водно-энергетических ресурсов р. Сырдарья и способствовало бы сохранению экологического равновесия. Однако на данном этапе интеграция в водно-энергетической сфере не в полной мере соответствует узким экономическим интересам стран ЦАР, которые, за исключением Казахстана и Узбекистана, в нарушение норм международного права пытаются рассматривать трансграничные реки как товар. Тем не менее, к пониманию этого сегодня приходят на всем протяжении берегов Нарына и Сырдарьи. Разработать соглашение о создании такой структуры президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана договорились на своей встрече в Душанбе еще в 2002 году. Споров относительно того, что необходимы срочные меры по рационализации использования водных и энергетических ресурсов Центральной Азии, в ходе обмена мнениями не возникало, а Казахстан даже представил соответствующий проект, который высокие стороны решили взять за основу.
Между тем, на сегодняшний день такой консорциум до сих пор не создан, потому что у каждой страны свои интересы, и эти интересы порой противоречат друг другу. Только кризисная ситуация, которая сегодня присутствует в энергетической системе Центральной Азии будет способствовать образованию данного консорциума и центральноазиатские страны станут стремиться к подписанию межгосударственного документа с тем, чтобы рационально использовать водно-энергетические ресурсы региона.
Существующая в настоящее время Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии (МКВК) предназначена для защиты интересов стран-участниц только по ирригационным проблемам. Решение вопросов энергетического баланса в компетенцию указанной комиссии не входит. Ежегодное изучение специалистами обстановки и проблем, возникающих на р.Сырдарье показало, что использование речных вод неотъемлемо от энергетической составляющей и требует продуманного и взвешенного решения.
Четырехсторонние договоры об использовании водных ресурсов между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном прекратили свое существование в 2004 — 2005 годах, и после этого распределение воды, энергии, топлива, взаимодействие единой энергетической системы осуществлялось на основе двусторонних договоров, которые не охватывали всей полноты проблемы.
Официальная Астана отдает себе отчет в том, что взаимные претензии, которые странам региона не удалось урегулировать за более чем полтора десятка лет с момента распада СССР, вряд ли будут сняты с повестки дня в ближайшие годы. Напротив, прогнозируемые метеорологами дальнейшее потепление климата, маловодье и другие природные катаклизмы могут только ужесточить давние разногласия. И значит, для Казахстана, зарыть в землю, а точнее – отправить под воду полмиллиарда долларов при строительстве Коксарайского водохранилища, – это надежнее и куда перспективнее в экономическом отношении, чем ждать от партнеров по региону благоприятной погоды на берегах Сырдарьи.
Поэтому Казахстану необходимо вблизи поселка Коксарай соорудить водохранилище емкостью не менее двух миллиардов кубометров, которое станет контррегулятором Шардаринского: снижая на него нагрузку, будет накапливать влагу в зимне-весенний период и обеспечивать орошение хлопковых полей летом.
С его строительством появится возможность накопления необходимого объема воды и прекратится практика осуществления вынужденных сбросов в Арнасайское понижение. Увеличенный зимний приток будет аккумулироваться в Коксарайском контррегуляторе, что позволит избежать угрозу затопления в низовьях реки, снизит напряженность в водообеспечении сельского хозяйства в вегетационный период, а также будет способствовать увеличению уровня воды в северной части Аральского моря, что в свою очередь является своего рода рычагом к ведению более независимой водной политике в Центральной Азии.
Попуски воды для нужд сельского хозяйства Кызылординской области и поддержания экосистемы в Приаралье в начале вегетации будут производиться из контррегулятора, а также обеспечиваться Шардаринским водохранилищем.
На отрицательные стороны проекта, которые в течение ряда лет служили основанием держать его под сукном, в кабинете министров Казахстана закрыли глаза. Речь, прежде всего, идет о высокой стоимости строительства. На эти цели, выделяется до полумиллиарда долларов США. Кроме того, в зоне затопления из хозяйственного оборота будет выведено до 450 квадратных километров земель. А ведь деградированные участки и так занимают две трети территории Казахстана и каждый возделываемый клочок на счету.
Понятно, что в дальнейшем обеспечивать безопасность эксплуатации этого масштабного объекта будет весьма непросто. Вновь образованное водное зеркало доставит еще одну проблему: как прогнозируют специалисты, на испарение с его поверхности и фильтрацию ежегодно будет расходоваться до трехсот миллионов кубометров влаги. А это означает существенную потерю водных ресурсов Сырдарьи как для нужд народного хозяйства, так и для умирающего Арала.
Ситуация с согласованием водопользования в регионе настолько сложна, что, по нашему мнению, неплохо было бы присмотреться к мировому опыту решения подобных проблем и, естественно, первым в поле зрения попадает опыт объединенной Европы.
По словам опытнейшего французского дипломата Пьера Мореля, «В Европе протекают такие большие трансграничные реки, как Дунай, Рейн или Рона. Договор об их совместном использовании между странами Европы успешно работает уже более 100 лет. Конечно, условия коммерческого, политического, общественного и экономического характера в Центральной Азии складываются пока совсем иначе. Поэтому ЕС готов делиться и уже делится своим опытом насчет разрешения проблем использования трансграничных рек, но учитывая специфику условий в Центральной Азии».
Стоит отметить, что в случае согласованного взаимовыгодного подхода к использованию водных ресурсов трансграничных рек с Кыргызстаном, не было бы необходимости в строительстве Казахстаном указанного высокозатратного проекта. Ясно, что для РК решение о строительстве контррегуляторя является, во многом, вынужденной мерой. Страна, фактически, выбирает меньшее из двух зол: ежегодная чрезвычайная ситуация, или единовременные финансовый потери на масштабное строительство нового водохранилища.
В этом году на Токтогульском водохранилище сложилась очень сложная ситуация. По состоянию на 11 сентября 2008 года объем воды в «Токтогулке» составил всего 9 миллиардов 307 миллионов кубометров воды, — исторический минимум, — тогда как на аналогичный период 2007-го эта цифра была более 13 миллиардов кубометров воды. Разница в показателях двух лет составляет 3 миллиарда 750 миллионов кубометров воды. И сейчас ясно, чтобы пережить предстоящую зиму Кыргызстану необходимо уменьшить потребление электроэнергии на 2 миллиарда 800 миллионов киловатт-часов.
После вмешательства глав центрально-азиатских государств в Бишкеке с третьей попытки на состоявшейся 18 октября в Алматы встрече вице-премьеров 5 государств ЦАР удалось подписать соглашение о прохождении очень сложного осенне-зимнего и вегетационного периодов 2008-2009 годов. Первый раз за историю независимости стран региона был заключен пятисторонний договор.
Ранее, распределение воды, энергии, топлива в Центральной Азии осуществлялось на основе двусторонних договоров, которые не охватывали всех проблем. Из-за этого порой происходили срывы обеспечения водой и электроэнергией.
Туркменистан в рамках соглашения взял на себя обязательства продать дополнительные объемы энергии Кыргызстану и Таджикистану, а Узбекистан пообещал обеспечить транзит электроэнергии.
Казахстан в свою очередь согласился произвести предоплату за поставки из Киргизии электроэнергии, которую заберет только в июне 2009 года; в счет этой предоплаты будут поставлены уголь и мазут, необходимые для загрузки Бишкекской ТЭЦ. Это позволит, помимо прочего, удержать запас воды в Токтогульском водохранилище и не спускать ее для выработки дополнительной электроэнергии. Удержание зимой запаса воды в Токтогульском водохранилище позволит накопить ее для летнего орошения рисовых полей в Казахстане и хлопковых – в Узбекистане. Считается, что более 70% среднегодового стока реки Нарын, на которой стоит Токтогульская ГЭС, отпускается как раз Узбекистану и Казахстану для орошения.
«Мы будем делать все возможное и помогать — Узбекистан, Казахстан и Туркменистан — Таджикистану и Кыргызстану, сохранить уровень воды в Токтогуле, чтобы обеспечить вегетацию. В следующий вегетационный период где-то 1 млрд 200 млн кВтч мы напополам с Узбекистаном будем покупать электроэнергии, тем самым обеспечивая поливной сезон. И в договоре очень четко прописано, что на Достыке в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области должен быть обеспечен сток не менее 700 кубов в секунду», — заявил вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев.
Надо признать, что платить за воду другому государству — это пока вне культуры Центральной Азии, что даёт дополнительную напряжённость в отношениях между странами. Поскольку ещё осталась система баланса импорта газа и угля в обмен на необходимую воду. В то же время этот обмен пока не имеет под собою серьезно обоснованной экономической базы. Это означает, что необходим поиск новых подходов в решении проблемы. Подходов, опирающихся на политические решения руководства государств ЦАР.
Опыт Европейского Союза показывает, что договариваться необходимо не в рамках границ государств, а бассейна рек в целом. Без этого система взаимоотношений работает с недостаточным эффектом. Впрочем, признания этих принципов Европа достигла после почти семи десятилетий подготовки, разъяснений и взаимного недоверия. И до сих пор дебаты продолжаются, поскольку есть ряд «грязных» промышленных производств, которые наносят существенный вред окружающей среде. В то же время на них заняты десятки тысяч рабочих.
При этом, ясно, что ситуация в Европе отличается от ситуации Центральной Азии. И к пониманию необходимости учета не только собственных национальных интересов, но и готовности уступить часть суверенитета в сфере использования потенциала трансграничных рек соседям.
В настоящее время еще нелегко представить себе действия сторон в случае обострения межгосударственных отношений в сфере водопользования. Однако, все большее количество и западных, и российских экспертов склоняется к мнению о том, что, как минимум, первая четверть нового века будет характеризоваться обострением борьбы за доступ к ведущим природным ресурсам. Вода – один из них.
Если вопросы водопользования в регионе не будут решены к взаимному удовлетворению то, как сказал председатель Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан Анатолий Рябцев, «возможны конфликты». Надо полагать, что конфликты могут быть не только на дипломатическом уровне, но и перейти в более «горячую» стадию.
В данной ситуации следует быть крайне осторожным. Надо, прежде всего, понять причину происходящего и то, как не допустить дальнейшего обострения отношений. Эта проблема актуальна для нескольких регионов планеты. Впрочем, обсуждения проблемы где-то в Брюсселе остаются интересными, но слишком далекими от конкретики водораспределения в Ферганской долине или Каракалпакии.
Ошибочным было бы полагать, что появится некий новый центр, как какое-нибудь центральное учреждение, ранее распределяющее поставки и воды, и газа и продуктов энергозамещения. В ЦАР все уже определенно поняли, что такого уже не будет. Внешние «игроки» на поле борьбы за влияние в регионе могут лишь помочь советом или профинансировать наиболее жизнеспособные проекты. Все остальное придется делать самим постсоветским республикам. Остается надеяться на то, что понимание необходимости кооперации усилий между «горными» и «равнинными» республиками ЦАР возобладает.
Если же этого в ближайшей перспективе не произойдет, совершенно естественным станет выработка и реализация наиболее экономически, политически и социально состоятельными государствами региона собственных водохозяйственных проектов, несущих, помимо глобальных ответов на экономические вызовы нового века, еще и потенциал парирования общерегиональным угрозам нарастания напряженности в связи с растущей нехваткой водных ресурсов.