×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vizit-prezidenta-rossii-v-uzbekistan/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

Как официально заявляется, государственный визит президента России Дмитрия Медведева в Узбекистан 22-23 января «призван вывести двусторонние отношения на новый уровень». «В ходе визита будут обсуждены актуальные проблемы регионального и международного характера, представляющие взаимный интерес, а также вопросы расширения и углубления российско-узбекского сотрудничества». Это сотрудничество является, по мнению автора, едва ли не самым актуальным сюжетом для Москвы. Связано это с некоторыми, на первый взгляд, нелогичными решениями узбекского руководства. В частности, Узбекистан не так давно заявил о приостановлении своего членства в ЕврАзЭС.

Впрочем, никто в Москве трагедии из данного факта делать не стал. Понятно, что этот шаг Ташкента является определенным вызовом для российской дипломатии. Но он не опасен для России, хотя и неприятен: наши западные «друзья» уже вовсю говорят о столь желанном для них «снижении влияния России в Центральной Азии». Ряд западных экспертов уже заявили, что между Россией и Узбекистаном якобы пробежала некая черная кошка, что выход Узбекистана из ЕврАзЭС – это, как минимум, демонстрация того, что Узбекистан намерен влиться в западный мейнстрим.

Но все далеко не столь однозначно. Президент Узбекистана – человек, который 20, а то и 30 раз просчитывает каждое последствие своего шага (даже если на первый взгляд оно выглядит спонтанным). На самом деле Узбекистан прямо заинтересован в том, чтобы получить от России серьезные преференции за свою, как принято говорить, пророссийскую ориентацию. Москва же, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы эти преференции носили разумный, сбалансированный характер. Налицо нормальные прагматические отношения двух вполне союзных государств. Как говорят на Востоке, если хочешь козу — проси верблюда. Думаю, что многие вещи в нынешних российско-узбекских отношениях четко укладываются в рамки этой пословицы — и со стороны Узбекистана, и со стороны России. Внешняя политика Узбекистана такая же, как у соседей, – страны Центральной Азии руководствуются пресловутой «многовекторной» политикой.

Стоит отметить, что Узбекистан специально оговаривает за собой право на развитие двусторонних отношений с бывшими партнерами по этой организации. То есть многочисленные масштабные проекты, идущие в рамках двустороннего сотрудничества с Россией, после выхода республики из ЕврАзЭС вряд ли пострадают. Соглашение о стратегическом партнерстве наших государств никто в здравом уме пересматривать не станет.

Так что ситуация для российского бизнеса не меняется в худшую сторону. Это не в интересах ни Москвы, ни Ташкента. «Газпром» работает по добыче газа на месторождении Шахпахты и готов вложить до полутора миллиардов долларов в разработку Устюртских месторождений. «Лукойл-Оверсиз» на достаточно выгодных для себя условиях получил контроль над разработкой газоконденсатного месторождения Хаузах. Активно работает российский бизнес в области коммуникаций, торговых сетей, пищепрома и пр. В целом в экономическом секторе существует огромное количество взаимосвязей между Россией и Узбекистаном.

Не думаю, что в России люди, принимающие решения, были наивны, когда после попытки вооруженного мятежа в Андижане в мае 2005 г. Узбекистан развернулся к России. Ташкент тогда оказался ограничен в своем маневрировании, в отличие, например, от Казахстана. На Западе на уровне СМИ и правозащитных организаций вслух заговорили о необходимости создания некоего «международного трибунала по Андижану» — первый шаг к масштабной зачистке узбекской властной элиты. Были введены пусть и половинчатые и несущественные, но санкции со стороны ЕС.

Известно, что последний год с Ташкентом активно пытаются взаимодействовать представители США и Евросоюза. Окно возможностей на Западе приоткрылось – и, очевидно, Узбекистан надеется на получение ресурсов не только со стороны России и Китая, но и с Запада тоже.

В Узбекистане, как и в любом ином постсоветском государстве, достаточно сложных социальных и экономических проблем. Мировой экономический кризис «накрывает» и Центральную Азию. Самое печальное, что «дно» пока не просматривается. Разноплановые кризисные процессы продолжают разворачиваться и входят в новую фазу. Состояние мировой финансовой системы продолжает ухудшаться, и это отражается, в том числе, и на инвестиционной привлекательности центрально-азиатских эмитентов. Нынешний государственный визит Дмитрия Медведева в Узбекистан проходит на фоне этих безрадостных событий, которые, скорее всего, и определят доминирующие темы переговоров.

Россия как экономический лидер в группе государств СНГ способна поддержать экономику Узбекистана и обсудить некоторые взаимовыгодные предложения. Напомним, в октябре прошлого года в рамках саммита СНГ в Бишкеке лидеры государств Содружества договорились о координации финансовой деятельности в СНГ по аналогии с Евросоюзом. Тогда же обсуждались и вопросы развития экономик стран Содружества до 2020 года. Такой подход дает возможность координировать развитие экономик в ближайшие годы и возможность понять, какие темпы роста – роста производительности труда, ВВП, товарооборота и пр. – необходимы для того, чтобы государства СНГ были конкурентоспособны на мировом рынке. Поэтому укрепление двустороннего взаимодействия позволит вывести отношения России и Узбекистана на более высокий уровень с учетом новых экономических и политических вызовов времени.

Кроме того, до конца не ясно как новая администрация США собирается «стабилизировать» Афганистан. Учитывая американский опыт, такая стабилизация может привести к тому, что янки, разворошив «афганский улей» объявят себя победителями и благополучно сбегут домой. А вот соседи Афганистана столкнутся с множеством самых разнообразных проблем: от дальнейшего расширения наркотрафика, до роста радикалистских настроений в обществе и даже возрождения исламистского подполья. Некоего повторения андижанских событий 2005 г. исключать совершенно не следует.

Ясно, что в случае многими ожидаемого обострения ситуации в Центральной Азии Россия будет действовать исходя из уровня отношений с государствами региона. Вряд ли им стоит ожидать реальной помощи от США с ЕС. Августовские события в Грузии показали, что Запад просто не готов к прямой вооруженной поддержке даже абсолютно сателлитного режима. Остается Китай, и если Ташкент посчитает для себя приемлемым, то наши китайские друзья, конечно же, способны оказать самую широкую помощь.

Стоит добавить, что перед Узбекистаном, как и перед Казахстаном, все острее стоит вопрос транзита власти. Но осуществить его мирно, как это было сделано в Туркмении, вряд ли будет возможно. Уже сейчас в этих странах много игроков, примеряющих (пока еще тайно) на себя президентские регалии. И, в отличие от «туркменского варианта»  они имеют не только амбиции, но и реальные ресурсы. Поэтому гладкой передачи власти, скорее всего, не получится – будет жесткая борьба за власть.

В ситуации «многовекторной» политики эта борьба только обострится. Внешние игроки будут вмешиваться в процесс. И чем значимее для региона государство, тем это вмешательство будет активнее.

В этой ситуации тому же Узбекистану было бы правильно занять более определенную позицию. Это не значит, что надо ориентироваться только на Россию. Страна вправе сделать выбор в пользу Запада или Китая. Но любая определенность, снижающая многочисленные риски, была бы оправдана. Эра «многовекторности» стремительно уходит в прошлое с момента признания независимости Косова, Абхазии и Южной Осетии.

Узбекистан – вполне состоявшееся, самостоятельное и суверенное государство и вправе принимать решения, какие считает нужным, но Москва (и начавшийся визит главы России в Ташкент тому наглядное свидетельство) рассчитывает не просто на сохранение, но и на усиление своих позиций и в республике и во всей Центральной Азии. Это, убежден, отвечает и прямым национальным интересам Узбекистана.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.