На прошедшем в Астане экономическом форуме обсуждали не только проблемы и вызовы казахстанской экономики, но и совместные проекты страны с другими странами. Один из ключевых вопросов, который влиятельные экономисты и политики обсуждали в Астане, стал проект возрождения Великого Шелкового пути.
«100 шагов» является очень удобной матрицей, которая могла бы помочь встроиться казахстанской экономике в китайскую концепцию Шелкового пути. «Китайские эксперты подходят предельно серьезно к оценке казахстанских документов по созданию совместной зоны процветания и развития. И тот факт, что начались конкретные переговоры между Москвой и Пекином по сопряжению двух этих проектов – это и есть наглядная демонстрация понимания принципа «плыть в одной лодке», — объясняет нам заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
И страны Европейского союза, и наши китайские друзья прекрасно понимают, что необходим форсированный рывок в экономике. Перестройка с ранее существующей модели на новые неминуема.
По мнению эксперта, новые модели попытаются отойти от продажи «голого» сырья, как происходит до сих пор. Китай уже начинает процесс переноса производств и в Казахстан, и идут об этом переговоры с Россией. В этом должны помочь транспортно-логистические инициативы. В целом все эти меры могут дать положительный эффект, даже при схлопывании мировых финансовых рынков и в условиях сокращения инвестиций в экономике.
«Казахстан в этой схеме окажется одним из важнейших пространств для Китая. Назарбаев видит роль Казахстана, как одного из основных мостовых опор в Евразийском коридоре», — отмечает Грозин.
Не стоит идеализировать и Китай – там тоже наметились не самые лучшие тенденции в последние 5 лет. Сейчас идет сокращение экономического роста и Китаю тоже нужен рывок, поэтому возникла идея создания этого глобального многолетнего континентального проекта. По мнению политолога, это не отражение геополитических амбиций Китая, хотя этот момент тоже не стоит сбрасывать со счетов. В первую очередь здесь идет экономика, а потом уже политика. И для Китая, и тем более для России, Казахстана и других членов Евразийского экономического союза.
«Стоит только взглянуть на географию поездок Си Цзинпина накануне и после празднования Дня Победы, и многое станет понятно. Это Астана, Москва и Минск. Те территории, по которым пойдут основные пути экономического пояса, потому что тянуть его по югу будет достаточно затруднительно. Южный вариант «Шелкового пути» предполагает решение не только технических моментов, но и вопросов, связанных с тушением тех конфликтов, которые там сейчас разгораются и будут гореть, чем дальше, тем сильнее», — предполагает Андрей Грозин.
Экономика сегодня. Федеральное бизнес-агентство