×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/psevdogosudarstvo-kirgiziya/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля

«Пост-постреволюционная» Киргизия, давно уверенной поступью идущая по пути превращения в полноценное «несостоявшееся государство», в эти дни делает новые широки шаги в данном направлении. При этом ни о каком « внешнем заговоре» против республики говорить не стоит. Этого заговора просто не было и нет. Системный кризис в Кыргызстане — результат суммы внутренних факторов, сделавших страну неустойчивой к внешнему воздействию, внутренне «пустотелой».

Становится очевидным, что вся «государственная машина» Кыргызстана нуждается в капитальном ремонте, а саму страну в ее сегодняшнем виде и границах может спасти лишь чудо.

И дело не в пресловутом «противостоянии Севера и Юга». К несчастью, погромы, начавшиеся в ночь с 10-го на 11 июня, наглядно показали, что дело обстоит гораздо хуже: реализуется своеобразный сценарий превращения страны во «флибустьерскую республику» (там ведь тоже строилась своеобразная демократия). Обычная криминализация всего без исключения спектра общественной жизни Киргизии – настоящее и наиболее вероятное будущее этого государства, все более превращающегося в «территорию», на которой периодически резкие фазы всевозможных конфликтов неожиданно возникают в самых разных регионах и формах.

Дифференциация основных центров силы в стране происходит по основному мотиву, составлявшему, как видно, основную суть и «революции тюльпанов-2005» и «революции-2010» — захват власти как инструмента контроля над легальными и, особенно, иллегальными финансовыми потоками и всеми сколько-нибудь значимыми ресурсами Киргизии.

Рядовые граждане республики все последние годы получали каждодневные «сюрпризы» в виде убийств парламентариев, бизнесменов и известных спортсменов, постоянных, неумело скрываемых разногласий в элитах, «народных волнений» и рейдерства, а в последние дни – межэтнических погромов с сотнями зверски убитых граждан страны.

Очередной конфликт происходит в то время, когда не утихли еще волнения по поводу предыдущего обострения, затем происходит следующее и так до бесконечности. Периодически, как сейчас печально шутят в Бишкеке, «озверевшая толпа погромщиков вновь посетила Дом правительства с очередным рабочим визитом».

Сегодня не секрет, что именно криминал обеспечил и первую (в большей мере) и вторую (в меньшей степени) «революции» необходимыми средствами и «живой силой» для проведения акций протеста и захвата Дома правительства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно криминальная составляющая и стала главной сутью всех процессов, происходящих в республике. И в погромах в Оше, Джалал-Абаде, под Сузаком четко прослеживается все тот же криминальный «след». И «элита» Киргизии, похоже, не видит в подобном ничего из ряда вон выходящего.

Роль Бакиева и его Семьи в событиях на юге КР представляется как очень вероятная в плане «первотолчка», но не определяющая. В не меньшей, а даже в большей степени виновна сама «новая» власть, неспособная ни на что, кроме пустой болтовни.

В Киргизии продолжается вялотекущая гражданская война среднеазиатского типа — погром по этническому принципу. Далеко не первая в этом регионе, тянущаяся в Ферганской долине где-то с середины ХIХ века. В данном случае киргизы, подстрекаемые собственными вождями и нанятыми «бакиевцами» провокаторами и наемниками, срывают зло за свою экономическую несостоятельность и грабят чуть более состоятельных узбеков. Плюс годами вбиваемая разными доморощенными идеологами мысль о величии кыргызов, «Манасе Великодушном» и родной земле, на которую зарятся «пришельцы-сарты», за спиной которых маячит тень Ташкента (а там своя мифология – о великом гуманисте и собирателе земель Тамерлане). Киргизская политика и политики вообще чрезмерно эмоциональны и истеричны. Как справедливо отметил российский аналитик Виталий Хлюпин, «ошские погромщики в массе своей — чрезвычайно жестокая подростковая масса, которая ничего и никого не понимает, когда выходит из-под управления. Ее обуздать может только хороший пулемет». Провокаторы только начали, а с энтузиазмом и воодушевлением продолжили «простые люди».

В перспективе крайне низкий уровень политического сознания «революционной элиты» и «патриотической толпы» будет, похоже, по-прежнему определять и тактику, и выбор средств в продолжающейся борьбе за власть и мы долго будем наблюдать в Киргизии использование толп земляков, родни и «спортсменов», заказные убийства, погромы, неприкрытое вовлечение криминалитета и наркобаронов в сферу публичной/непубличной политики…

Разочарование в результатах таких «революционных перемен» может стать предпосылкой уже для внутренних потрясений более высокого порядка и интенсивности (путча силовиков, новых всплесков межэтнических столкновений, очередных «стихийно-погромных» смен власти и т.д.). Рейтинги «временных» лидеров Киргизии уже сейчас – ниже некуда, а впереди референдум и эксперимент по превращению страны в парламентскую республику.

При этом ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на преодоление перманентного социально-экономического кризиса не сбудутся. Нет у «ново-старой власти» и какой-либо концепции экономических преобразований. Осенью в стране, «прогулявшей» за революцией и погромами посевную, начнется голод. «Временные» вынуждены будут опять продолжать просить другие страны об оказании материальной помощи, «гуманитарных поставках», кредитах и т.д. Опасность раскола страны, когда юг станет де-факто независимым от центра, после недели погромов лишь усилилась. Фактически в районах и на местах складывается тенденция к дальнейшему развитию процессов, неконтролируемых центральной властью. Каждый аким района все меньше и меньше подчиняется центру и становится подобен «полевому командиру» или афганскому «губернатору».

В этой ситуации в Кыргызстане по-прежнему не исключена фрагментация страны на находящиеся в состоянии перманентных конфликтов регионы, управляемые «удельно-криминальными» элитами. Все большее распространение в центрально-азиатском экспертном сообществе получает понятие «афганизация Кыргызстана».

Следует также отметить, что в отношении погромов на юге Киргизии российские власти заняли наиболее разумную позицию. Поскольку, с одной стороны, был соблазн ввести свои войска в эту страну, чтобы закрепить здесь безоговорочное российское влияние. Но Москва разумно не пошла на такой шаг (к которому, как ни странно на первый взгляд, РФ активно подталкивали наши «западные друзья» — достаточно почитать оценки ведущих англоязычных СМИ за истекшую неделю).

Ясно, что подобную российскую услугу никто не оценит, наоборот, вмешательство подчеркнет полную ущербность и никчемность киргизского нового руководства, компенсировать которую часть из его членов на предстоящих парламентских выборах будет антироссийской риторикой.

Война всегда была и есть крайнее средство политического действия, когда все другие способы решения проблемы исчерпаны. Зачем вводить войска, если под рукой другие эффективные рычаги замирения? Судя по тому, как быстро и без всякого заметного внешнего вмешательства «сдулся» конфликт в своей открытой фазе (без применения силы) эти рычаги и были задействованы и по линии ОДКБ, и по линии ШОС.

Впрочем, ясно, что нормализация ситуации на юге носит временный характер и в любой момент может смениться новой «вспышкой».

В Киргизии механизмы взаимодействия институтов и общества все в большей мере работают уже не на уровне государства, а на уровне конкретных кланов и племенных групп. У каждого из членов правительства и у их оппонентов из «контрэлиты» есть свои рычаги влияния и «опорные регионы». Система власти в Киргизии за последние годы перестроилась из «президентской вертикали» в «горизонталь» паутины неформальных родовых связей. Теоретически государство Республика Кыргызстан еще есть, но оно деградирует из года в год, сквозь него прорастают корни племенной организации. Суверенная Киргизия – пример ремодернизации, транзита государства и общества наоборот – «назад, к истокам».

В случае с Киргизией не видно серьезных позитивных сценариев, пока государственная власть в стране не будет способна взять под контроль ситуацию в республике. А перспектив этого пока совершенно не просматривается. Реакция временного правительства рефлекторна, заторможена, а соответствующие госструктуры деморализованы. Вся государственная машина нуждается в капитальном ремонте, если не в полной замене. Сделать это самостоятельно новая киргизская власть не способна.

Спасти Киргизию может только масштабное, многостороннее, срочное и системное внешнее вмешательство – «внешнее управление». Впрочем, этого не происходит и вряд ли произойдет. Пока ясно одно: киргизскому обществу остается только посочувствовать.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.