×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/pridnestrovskaya-moldavskaya-respublika-kak-pravopreemnik-sovetskogo-soyuza-i-sostavnaya-chast-integriruyushchegosya-postsovetskogo-prostranstva/
Новости
18 января
15 января
14 января
13 января
12 января
11 января
30 декабря
29 декабря
28 декабря
25 декабря
24 декабря
Приднестровская Молдавская Республика как правопреемник Советского Союза и составная часть интегрирующегося постсоветского пространства

Чем больше исторического времени проходит с момента распада Советского Союза, тем исторически объективнее и вывереннее даются оценки данного глобального события и, одновременно, все больше вопросов юридического характера по данному поводу встает перед профессиональными историками и политологами, в том числе, касательно легитимности образования новых независимых государств.

В этой связи хотелось бы напомнить, что существующая уже 21-й год Приднестровская Молдавская Республика никогда не выходила из Советского Союза. Она самоопределилась в его составе 2 сентября 1990 года, когда собственно, государство Молдова еще не существовало.

События, проходившие на территории Приднестровья в 1989-1991-х годах показывают, что приднестровское общество изначально выступало за сохранение государственно-территориального единства Советского Союза, не мысля себя вне его цивилизационного и политического пространства. Поэтому, когда все же Советский Союз перестал существовать, для приднестровского народа это было не просто крупнейшей геополитической катастрофой, но и катастрофой, которая затронула все базисные составляющие структуры приднестровца как личности.

Именно поэтому, создавая свое государство, приднестровский народ попытался сохранить и воссоздать те комфортные межнациональные условия жизни, которые лежали в основе жизнедеятельности советского общества. Поэтому, в какой-то степени можно сказать, что процесс создания и строительства ПМР, для всех приднестровцев – всегда был некой попыткой сохранения Советского Союза как большой России, констатацией своей российской идентичности, принадлежности к российскому цивилизационному полю.

Сегодня приднестровский политический класс, да и весь приднестровский народ пытаясь определить свое место в этом разрушенном советском пространстве, приходят к обоснованному мнению, что Приднестровская Молдавская Республика – это правопреемник Советского Союза на данной территории в соответствии со свободно выраженной волей народа.

Причем, и это важно подчеркнуть, свою территорию, население, собственность, ресурсы и др. Приднестровье унаследовало исключительно от СССР, поскольку не выходило из его состава, как например, Молдова.

Также следует уяснить, что для Приднестровья, как в составе Украины в период с 1924 по 1940 годы( в качестве автономии), так и в составе Молдавии, в период функционирования Молдавской Советской Социалистической Республики, определяющим весь уклад жизни общества было нахождение его именно в политико-географических рамках Советского Союза, поскольку административные границы внутри СССР какой-либо изолирующей, существенной роли не играли. В силу чего, в понимании и восприятии приднестровцев, — они, как население, как формирующийся народ, прежде всего, были составной частью советского народа и советского государства.

И когда все же это государство рухнуло, они оказались отрезанными от своей исторической, ментальной Родины сотнями километров территории Украины, юридически незаконно включенными в чуждое геополитическое пространство-государство Молдову, стремящееся к объединению с Румынией.

К большому сожалению, сегодня никто из серьезных государственных акторов, не хочет глубоко вникать в проблемы юридической обоснованности создания государства Молдова и всенародной легитимации Приднестровской Молдавской Республики. Может быть потому, что в ходе их анализа и проработки выявится очень серьезная правовая коллизия могущая привести к коренному пересмотру всего регионального процесса государственного строительства.

Дело в том, что образование Молдавской Советской Социалистической Республики в 1940 году, в которую была включена территория Приднестровья, с юридической точки зрения было незаконным. Когда в 1924 году в составе Украины, на территории Советского Союза, была образована МАССР (т.е. собственно Приднестровье), это, несомненно, было политическим актом в ряду мер по возврату Бессарабии в состав СССР. Об искусственности этого действа, можно судить хотя бы по тому, что главным обоснованием создания молдавской автономии было то, что якобы на этой территории проживало более 70% молдаван, хотя их на самом деле было около 30% (кстати, как и на сегодняшний день). И когда в 1940 году в результате реализации Пакта Молотова Риббентропа, Бессарабия, которая не имела своей государственности, была присоединена к Советскому Союзу, она была присоединена к молдавской автономии, т.е. к Приднестровью. В силу чего молдавская автономия с вновь приобретенной территорией была преобразована в МССР, искусственное квазигосударственное образование. (Буквально на днях известный эксперт, доктор политических наук С. Черняховский по этому поводу высказался в том смысле, что с точки зрения юриспруденции, это не Молдова сегодня должна требовать возвращения Приднестровья, а Приднестровье должно интегрировать в себя нынешнюю Молдову).

Так вот, — процесс создания МССР, происходил абсолютно на нелегитимной, незаконной основе, поскольку грубейшим образом были нарушены Конституция СССР, Конституция УССР и Конституция МАССР.

Иначе говоря, произвольно, без законного на то их согласия, жителей МАССР с одного геополитического пространства, в котором они находились не одно столетие, фактически перебросили и объединили с другим геополитическим пространством. А посему, по мнению многих авторитетных специалистов-государствоведов, так называемое государственное объединение под названием МССР, легитимным не может быть признано. Не случайно, 1-й президент Молдовы Мирча Снегур 27 августа 1991 года произнес в парламенте Молдовы свою знаменитую фразу.

«Кремлевский фарс от 2 августа 1940 года об образовании МССР лишен юридического основания».

Данный исторический экскурс крайне важен в контексте обоснованности образования Приднестровской Молдавской Республики, легитимности ее государственной власти. Ибо 23 июня 1990 года Верховный Совет Молдовы принимает Декларацию о суверенитете, в которой записано, что действия раннее принятых актов, которые противоречат суверенитету Молдовы, приостанавливаются и не имеют юридической силы. Тем самым был отменен и Закон СССР от 2 августа 1940 года «О создании МССР» а вся территория тогдашней Молдовы была возвращена в прежний состав и прежние границы.

Иначе говоря, верховная власть РМ юридически вывела Приднестровье из состава молдавского государства и подтвердила тот факт, что для Молдовы – Приднестровье-это чужая земля.

Став, по воле народа, независимым государством Приднестровская Молдавская Республика неоднократно поднимала вопрос о включении ее в политико-цивилизационное поле России. В том числе, в качестве участника Союзного государства: Россия-Беларуссия, субъекта интеграционных процессов СНГ. В этих целях она активно пытается решить вопрос превращения ПГУ им. Шевченко в российско-приднестровский университет. Недавно приднестровская общественность была ознакомлена с известным письмом министра иностранных дел РФ С. Лаврова президенту ПМР Игорю Смирнову по вопросу создания подобного университета, в котором министр выражает понимание ситуации и готовность обсудить этот вопрос с министром образования А. Фурсенко.

Наконец, как тут не вспомнить референдум 2006 года, на котором преобладающее число приднестровцев высказалось за вхождение Приднестровья в состав России. Этим самым приднестровский народ еще раз подтвердил свою неразрывную связь с Россией и наоборот продемонстрировал, что ни о каком объединении с Молдовой не может быть и речи.

В феврале месяце Приднестровский НИИ стратегического анализа и прогнозирования провел большое социологическое исследование на предмет предпочтений приднестровского населения. Так вот, лишь около 8% опрошенных выразили согласие жить в объединенном с Молдовой государстве. Остальные же – это, так называемые, приднестровские россияне, защитники своего государства и его вхождения в состав России.

Тем не менее, вопрос «реинтеграции», изобретенной в РМ и навязанный международному сообществу западными акторами активно педалируется, в его поддержку включаются все новые и новые акторы, в лице первых лиц западных стран, например канцлер ФРГ Меркель. Ему симпатизируют министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, специальный представитель России в молдо-приднестровском урегулировании С. Губарев и даже – президент РФ Дмитрий Медведев.

Дело дошло до того, что С. Губарев, забыв о том, что следует соблюдать дипломатическую лексику, заявил, что Приднестровье может быть свободно от Молдовы, только в том случае, если улетит на Луну. Так, откровенно нелицеприятно, приднестровскую проблему еще никто не пытался решить.

Настораживает и то, что во время недавнего визита премьера Молдовы Влада Филата в ФРГ он получил от канцлера Ангелы Меркель полную поддержку в вопросе реинтеграции, а та в свою очередь обещала настоятельно напомнить российскому президенту об его обещании активизировать процесс объединения Молдовы и Приднестровья.

При этом, судя по всему, специфика объединения мыслится как процесс аналогичный процессу объединения двух Германий. Однако данный опыт совершенно не подходит для Приднестровья поскольку, как заявил президент Приднестровья Игорь Смирнов, в нашем случае нет согласия народа и властей Приднестровья на объединение, в то время как в Германии при объединении наличествовало согласие двух субъектов объединения.

Иначе говоря, соединение в нашем случае возможно лишь применив насилие к одной из сторон переговорного процесса – Приднестровью.

В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на неоднократные обращения приднестровской стороны к международному сообществу — провести под эгидой ООН общеобязательный референдум (отдельно в Молдове и отдельно в Приднестровье), чтобы выяснить раз и навсегда чего же на самом деле хочет народ Молдовы и народ Приднестровья – жить отдельно или соединившись. И по результатам этого референдума урегулировать молодо-приднестровские отношения.

В ответ международное сообщество делает вид, что оно ничего не видит и не слышит. Видимо ему просто наплевать на истинное мнение народа, ему важнее – что думает политическое руководство США и ЕС.

К сожалению, в последнее время к этой деструктивной позиции стран Запада на приднестровском направлении, как-то исподволь стало присоединяться и российское руководство в лице ее президента. И хотя на словах отдельные представители российского политического класса делают заявления о том, что Россия Приднестровье не бросит, честно говоря, от этих заявлений отдает очень уж откровенной половинчатостью.

Данный подтекст можно обнаружить, анализируя, в том числе, последние заявления и шаги российского руководства в контексте предстоящих в Приднестровье декабрьских выборов президента Республики. Складывается впечатление, что «кому-то» в России безразлично кто персонально станет президентом ПМР, ему важнее получить, так сказать право подписи под документом об объединении Молдовы и Приднестровья. А кто будет персонально этим президентом, это уже вопрос вторичный.

Приднестровским экспертам и аналитикам, вот эта излишняя увлеченность объединительной идеей и процессом, якобы, во имя национальных интересов России, поддакивание западным руководителям в этом вопросе, а иногда и следование в фарватере их стратегических интересов, кажется и бесперспективным и явно ущербным для самой России как в геополитическом плане, так и в собственно национальном.

Нам совершенно очевидно, что всем заинтересованным лицам следует уяснить, что нынешняя Молдова – это не прошлая советская Молдавия. Разница между ними огромная. За 20 лет в Молдове изменилось очень многое. И главное — духовно-идеологическая атмосфера, которая и формирует образ жизни социума.

Подавляющее большинство населения Молдовы, в первую очередь молодежь, ориентировано в сторону Европы, в направлении Запада, а вступление в ЕС – официально объявлено первостепенной стратегической целью. Причем в этом, среди всех главных политических сил нет расхождений. Все выступают в поддержку этого курса.

Несмотря на интенсивные попытки российского посольства в Республике Молдова и так называемой околопосольской тусовки показать, что не все еще потеряно, Молдова, мол, остается в российском духовном и цивилизационном поле, это всего лишь имитация. Да, в Молдове есть группа людей, друзей России. Но не они определяют политический вектор Республики. Скорее они отстаивают самих себя в этом качестве.

Большинство же в Молдове – это молодые люди, десятки тысяч из которых уже получили образование и воспитание в соседней Румынии, которые начинают занимать ключевые посты в органах государственной власти и которые смотрят на будущее Молдовы через призму этого образования и воспитания, на всех парах мечтая ворваться в Европу.

А все разговоры о том, что в Кишиневе на улицах по-прежнему говорят на русском языке, это только разговоры.

Молодежь и люди среднего возраста уже давно говорят только по-молдавски (румынски), а в селах выпускники школ и лицеев ни слова не знают по-русски. И это, увы, – реальность сегодняшней Молдовы.

А вопрос о том, останется ли у власти в Молдове нынешний либеральный альянс или же опять придут коммунисты принципиальной разницы не имеет, поскольку и коммунисты (вспомните их долговременное правление) тоже ориентированы на Европу.

Поэтому, если все же Приднестровье силой втолкнут в Молдову, это приведет к уничтожению собственно Приднестровья, но не приедет, как мыслят «кремлевские мечтатели», к сохранению Молдовы в политическом поле России.

Ведь совершенно очевидно, что Молдова – это сугубо национальное государство ориентированное, в первую очередь, на национальные ценности, в то время как Приднестровье – это интернациональный проект. Нахождение его в составе Молдовы, приведет к катастрофическому оттоку основного русскоязычного населения со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, оказавшись в Молдове, Приднестровье уже превратится в фактор ее внутренней политики и как там будут или не будут ущемляться интересы приднестровцев, никого из внешнеполитических игроков, волновать уже не будет (вспомните хотя бы ситуацию после объединения северного и южного Йемена).

Странно, что этого не видят или не хотят видеть в околокремлевских кругах. Странно и то, что все это происходит на фоне активизации и даже агрессивного стратегического наступления Запада на позиции России по всему фронту. Именно в данном контексте следует рассматривать размещение элементов ПРО в Румынии, под боком у Приднестровья. На днях представители генерального штаба РФ заявили, что к 2015 году в результате развертывания американской ПРО в Европе Россия окажется фактически обезоруженной.

Более того, в каком качестве рассматривают Россию ее западные партнеры можно судить по недавнему аналитическому докладу разведструктур США, в котором ни в одном из сценариев мирового развития Россия не упоминается как влиятельное государство, а лишь как сырьевой источник и партнер Запада.

Поэтому, на наш взгляд, сохранение за собой Приднестровья в качестве стратегической площадки, оппонирующей Западу, явно находится в русле российских национальных интересов.

Не случайно руководители приднестровского государства недавно сделали ряд заявлений, касающихся готовности, в ответ на размещение ПРО в Румынии, предоставить территорию Приднестровья для размещения аналогичных российских систем.

В заключение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том обстоятельстве, что Приднестровье всегда ощущало себя составной частью дружественной России постсоветского пространства, стараясь активно включиться в общеэкономические, культурные, научно-образовательные и политические процессы, происходящие на пространстве бывшего СССР. И не его вина, что Приднестровье при этом часто игнорировали.

Мы и сегодня как никогда настроены на интеграционное сотрудничество в рамках СНГ, в том числе, даже на совместное проживание с Молдовой, но в другом геополитическом поле. Давая на днях интервью польским журналистам, Президент ПМР Игорь Смирнов пояснил, что Приднестровье готово объединиться с Молдовой, но только в том случае, если Молдова вместе с Приднестровьем войдет в Россию, как это было во времена СССР.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

24 ноября 2016

Своими размышлениями о прошедших выборах в Молдавии поделился известный политолог, директор Института истории и государственного управления ПГУ им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь) Илья Галинский. — Илья Николаевич, скажите пожалуйста, как вы оцениваете выборы прошедшие в Молдове? — Отношение к этим выборам …

5 мая 2016

Профессор, зав. кафедрой политологии и политического управления ПГУ им. Т.Г. Шевченко Илья Галинский считает, что молдавским социалистам по силам вызвать массовое недовольство населения от присутствия солдат НАТО в преддверии Дня Победы. Об этом он рассказал журналисту «Материка» в эксклюзивном интервью. …

28 января 2016

Приднестровский политолог, директор Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, доктор философских наук, профессор Илья Николаевич Галинский в интервью «Материку» рассказал о политических настроениях в обществе в связи протестами в Молдавии. — Новоизбранный премьер-министр Молдавии Павел …


Ваш браузер устарел! Обновите его.