×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/povtornyy-vyhod-uzbekistana-iz-odkb-byl-ojidaem/
Новости
21 мая
20 мая
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая

«Институт Репортажей Войны и Мира (IWPR)»

28 июня Узбекистан направил в Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) ноту о приостановлении своего участия в деятельности в этой организации, сообщило российское информационное агентство «Новости».

В 1999 году по причине «отсутствия эффективности» Узбекистан уже приостанавливал свое участие в ОДКБ, аргументировав это тем, что договор «не совпадает с военно-политическими интересами страны», однако спустя семь лет вновь вернулся в этот блок. После выхода из ОДКБ Узбекистана в организации остается шесть стран – Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

NBCentralAsia попросил Андрея Грозина, главу отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ рассказать о политике действий Узбекистана и дальнейших перспективах сотрудничества Ташкента с Москвой.

NBCA: Андрей Валентинович, можно ли сказать, что одной из причин выхода Узбекистана из ОДКБ является желание Ташкента оградить себя от растущего влияния России?

Андрей Грозин: У Ташкента, мягко говоря, такого рода настороженность просматривалась всегда, но в данной ситуации это не главное. Ведь Ташкент подобного рода соображения не смущали, когда он подписывал с Россией соглашение о стратегическом партнерстве сразу после Андижана. Так что я думаю, тут дело не столько в российском факторе, сколько в том, что такая ситуация для Узбекистана стандартна.

Внешняя политика этой страны меняется где-то в среднем раз в два-три года, причем меняется достаточно резко. Поэтому, когда [Президент Ислам] Каримов после Андижана клялся здесь в Москве в вечной дружбе с Россией, тогда уже было понятно, что это все временно. Также точно как до этого он рассказывал странам-членам ГУУАМ [региональной организации, членами которой были Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова, до ухода Ташкента в 2005 года] о своей приверженности строительству демократии и ориентации на Запад.

Все это сугубо ситуационные ходы, которые Ташкент делает для того, чтобы извлечь текущую выгоду. Все эти внешнеполитические зигзаги объясняются достаточно просто – все в стране, включая внешнюю политику, зависит от одного единственного человека: от его настроения, от его состояния здоровья, от взглядов на те или иные вещи.

И в этом Узбекистан схож разве что с Туркменистаном. Во всех других центрально-азиатских государствах тоже не демократические режимы, но все-таки степень зависимости внешней политики от одного человека, и в Казахстане и в Таджикистане и уж тем более в Кыргызстане все-таки меньше.

NBCA: Как говорят независимые источники, сегодня активно обсуждаются возможности открытия в Узбекистане американской военной базы и по утверждениям некоторых экспертов, еще одной причиной выхода Узбекистана из ОДКБ стали вопросы в отношении Афганистана, что вы можете сказать на этот счет?

Грозин: Понятно, что Узбекистан в силу своих геополитических особенностей рассчитывает стать ключевым звеном в обратном транзите, который состоится в течение текущего, следующего и 2014 года. Обратный транзит – это гигантские ресурсы, которые страны Западной коалиции потратят на вывод своих контингентов, техники и сопутствующих структур. И Узбекистан старается избавить себя от ограничений, которые накладывает членство в ОДКБ на развертывание любых иностранных объектов, а уж как эти объекты буду называться – военные базы или логистические узлы, не важно.

Ташкент, приняв это решение, оказался в гораздо более выгодном положении чем остальные центрально-азиатские государства, он может продолжать развивать двухстороннее военное сотрудничество с Россией, что он всегда и делал независимо от членства в ОДКБ, но в то же время не стеснять себя в создании транспортных узлов или баз, которые он посчитает для себя необходимыми и интересными. Отсюда Узбекистан извлечет материальную выгоду, а политический режим – политическую поддержку Вашингтона и Брюсселя.

Маятник качнулся сейчас в сторону Запада, также точно, как после Андижана он качнулся в сторону России.

В случае каких-то тактических изменений, например, при ухудшения ситуации после вывода западного контингента Афганистана, Каримов может опять посчитать для себя возможным сделать очередной поворот, и я не удивлюсь если после 2014 года, получив соответствующую выгоду от партнерства с Западом, столкнувшись с угрозами безопасности, Каримов опять вступит в ОДКБ.

NBCA: Был ли ожидаемым выход Узбекистана из ОДКБ?

Грозин: После того, как Ташкент приостановил свое членство в Евразийском экономическом союзе в прошлом году, разговоров о том, что следующим его шагом будет выход из ОДКБ, было предостаточно, то есть все этого ждали. Отсюда, как мне кажется, и достаточно спокойная реакция по этому поводу Москвы.

Кроме того, понятно, что Узбекистан со всеми зигзагами и поворотами в своей внешней политике суверенное государство, оно может само определять, где и в какой организации ему находиться. Российской власти не с руки упрекать Узбекистан в стремлении вышибить деньги из Западной коалиции. Собственно, Россия сама пытается заниматься примерно тем же самым.

Интервью взяла Юлия Горяйнова, редактор NBCA в Бишкеке



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.