Более 4 лет прошло с тех пор как республики Донбасса заявили всему миру о своём существовании. 4 года вооруженной борьбы за свою независимость, за свою жизнь. За 4 года республикам действительно удалось многое: полноценно функционируют все органы власти и только для типичного оголтелого украинского пропагандиста по типу панночки Геращенко по-прежнему «Не существует никаких «ДНР» и «ЛНР»». Впрочем, любой желающий может убедиться в обратном, просто приехав в пока еще не признанные республики и увидеть собственными глазами, что Украины на этих территориях больше нет ни в каком виде. Многие, в том числе и иностранные граждане, кстати, так и сделали.
Тем не менее, жизнь на этих территориях далека до идеала и социально-экономическая обстановка остаётся достаточно сложной. Главной проблемой этого является отсутствие полноценного признания республик со стороны других стран. Единственным государством, которое официально признало ДНР и ЛНР является Южная Осетия, которая, в свою очередь, сама является полупризнанным государством. Официальная позиция Российской Федерации на данный момент известна – на Украине идёт гражданская война, Донбасс – неотъемлемая часть Украины. С другой стороны практически все, в том числе и на Украине понимают, что в случае крайнего обострения ситуации в Донбассе, то есть фактического геноцида русских, не исключен вариант и с официальным признанием этих образований.
Понятно, что в силу определенных гарантий и обязательств России, в настоящее время на полноценное признание рассчитывать Донбасским республикам пока не приходится. И, тем не менее, Россия уже сейчас может сделать значительно больше для того, чтобы помочь соотечественникам, русским людям, своим! Но сделать это так, чтобы не иметь при этом никаких политических и экономических последствий для себя со стороны мирового сообщества.
Логистика
Тот, кто хотя бы раз побывал на российско-донбасской границе меня поймёт. Серьезные неспешные дотошные проверки частного автотранспорта я понимаю, все это объяснимо, безопасность превыше всего. Но до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения. Что мешает пустить прямой поезд из Донецка на хотя бы Ростов? Такой поезд при Украине был, очень удобный, садишься вечерком, и пока он кланялся каждой остановке с утра ты уже бодрый и выспавшийся в Ростове. А если вспомнить о начале 90-х, когда только из одного Иловайска на Таганрог гоняло 7 пар электричек, еще 2 было из Харцызска… А какой был Иловайск в 90-е… Негде было на громадном для такого городка вокзале присесть – «Ворота Кавказа» были явно перегружены. Теперь в Иловайске запустение. Мощная громадина — произведение периода застоя выглядит удручающе. А люди вереницами ездят на автобусах. Сомнительное удовольствие, надо сказать, 1200 километров проехать сидя до Москвы. Единственный пассажирский поезд который курсирует по территории республики в сторону России это Ясиноватая – Успенская. Несмотря на то, что расстояние между этими двумя населенными пунктами составляет около 75 километров по прямой, поезд преодолевает это расстояние за 3 с половиной часа, после чего пассажиры вынуждены покинуть поезд и дождаться ближайшей российской электрички. Поэтому абсолютно логичным шагом является установление прямого беспересадочного железнодорожного сообщения, хотя бы с Ростовом! А там глядишь и до Москвы запустить…
Единственный российский пассажирский поезд, следующий по территории Украины на данный момент, это Москва-Кишинёв, и конечно в случае если Россия запустит свой поезд на территорию ЛДНР, существует большая вероятность того, что усилиями Украины железнодорожное сообщение с Молдавией будет нарушено. Но ведь ничего не мешает собрать полноценный пассажирский состав Донецкой приписки, и именно его впускать в Россию. Этот шаг разгрузит погранпереходы, да и просто, по человечески, люди должны передвигаться быстро, удобно и дешево.
Подвижной состав
Крайне серьезные потери понес и подвижной железнодорожный состав после 2014 года. Особый удар пришелся по узловым станциям Иловайск, Ясиноватая и Дебальцево. Да, и то, что осталось ещё в ходу по большей части это составы образца 60-70х годов, а то и раньше. Тем временем, в России который год идет переоснащение подвижного состава. Только в 2016 году РЖД потратило только на локомотивы почти 70 миллиардов рублей. Выводятся из эксплуатации локомотивы ВЛ80. И это при том что в Донбассе до сих пор бегают ВЛ60 и достаточное количество даже ВЛ 10 и ВЛ 8.
Неужели так трудно, в качестве гуманитарной технической помощи просто подарить с десяток старых локомотивов и вагонов Донецкой железной дороге? Всё равно же этот подвижной состав пойдёт на металл по себестоимости…
Почта
Несмотря на то, что государственные предприятия «Почта Донбасса» и «Почта ЛНР» контактируют через посредников с «Почтой России», выглядит это крайне удручающе. Оба государственных почтовых предприятия, а так же ряд частных курьерских служб действуют по одному принципу. Вся корреспонденция от отправителя передаётся из рук в руки в чётко отведенных пунктах приёма, которых естественно недостаточно на территории России.
Что говорить, если даже в самой Москве для того, чтобы отправить письмо или посылку, нужно ехать в отдаленные районы и там осуществлять передачу, вместо того, чтобы просто зайти в ближайшее отделение связи. Забор почтовых отправлений осуществляется в строго отведенные дни, а то и вообще по мере накопления, чтобы зазря не гонять автомобиль на дальние расстояния. Вся почтовая корреспонденция проходит через частные абонентские ящики в почтовых отделениях Ростовской области и именно оттуда и происходит забор почты, которую потом уже везут на территорию ДНР/ЛНР. Надо отметить, что помимо прочего весь этот процесс достаточно затратен. Отправка одной посылки в 1 килограмм веса будет стоить примерно столько же сколько стоит отправить 2 отправления с таким же весом, например, на Украину. При этом надо учитывать, что идти такое отправление будет примерно неделю. Что мешает ГУП «Почта России» установить прямые контакты с почтой Донбасса? Какие проблемы могут возникнуть у «Почты России» в этом случае? Что мешает решить эту проблему?
Банки
Государственные банки (а иной формы собственности в республиках нет) ДНР и ЛНР работают непосредственно на этих территориях. Ни одна международная платёжная система в этих банках не работает. Что препятствует возможности комуницировать с внешним миром, как по части переводов, так и по части он-лайн платежей. Тем не менее, «снять» деньги возможно. При чем с абсолютно любой платёжной системы и не только банковской. Но «снять» деньги не означает привычный для всех поход к банкомату. Функцию обналичивания денег давно взяли на себя частники.
По факту частники имеют на руках наличную массу и контролируют поступления на свои российские или украинские счета через интернет, при этом 3-5% от суммы перевода частник оставляет себе. При этом если речь идет об электронных кошельках, таких как «Вэмани» или «Яндекс Деньги» то процент маржи частника может достигать 10%. Российские банки боясь попасть под международные санкции входить на не признанные территории боятся. Удивительно, но даже на территории российского Крыма не работают такие гиганты как Сбербанк, Альфа, ВТБ и так далее. Но зато на территории Крыма работает ряд банков попавших под международные санкции. Так что же мешает эти банкам открыть свои филиалы на территории Донбасса? Какие проблемы могут возникнуть у этих банков? К тому же российская платежная система МИР вполне способна обеспечить быстрое движение переводов и более того она уже принимается многими не только российскими но даже иностранными торговыми платформами. Чего можно опасаться российской платёжной системе, если даже международная платёжная система Mastercard если и преращала свою работу на территории Крыма с момента его присоединения к России, то не надолго? Конечно это огромная брешь, и заделать эту брешь можно и нужно, тем самым сэкономив деньги как обычным гражданам, так и дать заработать российским подсанкционным банкам.
Миграционная легализация
Не хочется долго обсасывать эту тему, тем более что предложений от карты русского, миграционных амнистий и даже массовой раздачи паспортов — всё это нужно, и нужно было ещё 4 года назад. Но вернемся к проблемам насущным, в отсутствии официального признания со стороны России, что мешает открыть на территории России нормальные, я подчеркиваю, нормальные представительства Республик? Можно долго играть словами и терминами, дескать, представительство это не посольство или консульство, полномочий нет, но у людей есть проблемы. Эти проблемы безотлагательны и требуют немедленного решения. Проблемы с вклейкой фотографий в старые украинские паспорта уже сейчас делают для многих пересечение госграницы не осуществимыми, вступившие в совершеннолетие, находясь на территории РФ, имеют на руках просроченные документы, оформление продление ряда других документов – всё это требует безотлагательного выезда, причем зачастую на территорию Украины.
Так почему же нельзя решить эту проблему уже сейчас, открыв сеть таких представительств в ряде городов России. Тем более, что попыток создать такие представительства было более чем, и все они представляли из себя какие–то арендованные офисы, которые спешно закрывались и по факту не выполняли необходимых функций. Единственное представительство, которое официально действует на территории России и связано с МИД ДНР это представительство общественного движения «Донецкая Республика» в Симферополе. И это всё.
***
Конечно, всё это далеко не полный перечень того, что можно сделать уже сейчас. Но повторюсь, прошло уже 4 года. Не замечать или бездействовать во многих моментах по отношению к таким же русским, как минимум выглядит просто не красиво, а как максимум… и говорить не хочется.