×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/polojitelnyy-potencial-tasavvufa-i-nacionalizm-v-musulmanskom-mire/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Положительный потенциал Тасаввуфа и национализм в мусульманском мире

(на примере суфийского тариката Накшбандийя-Муджадидийя Шейха Ахмада Зульфикара)

Исламское вероучение отвергает разделение правоверных по национальному признаку. Это ясно и однозначно предписано Священной Книгой мусульман – Кораном, а также Сунной – деяниями и высказываниями Пророка Мухаммеда (да благославит его Всевышний Аллах и да приветствует).

Однако несмотря на это мусульманский мир как раньше, так и в настоящее время потрясается от межнациональных конфликтов. К сожалению, не является исключением в этом смысле и постсоветское пространство. Не секрет, что весьма напряжены отношения между узбеками и киргизами, которые периодически выливаются в кровавые стычки на юге Киргизии, а также между таджиками и узбеками. И все это несмотря на жесткое кораническое предписание, гласящее, что кровь и имущество мусульман являются запретным друг для друга, а нарушившим его уготован ад.

В этом контексте заслуживает внимания исследователей такая известная многовековая духовная исламская традиция как тасаввуф, или суфизм, которая очень широко была распространена ранее в упомянутом Центрально-Азиатском регионе. Ее положительный потенциал, на мой взгляд, является актуальным и востребованным в деле преодоления межнациональных противоречий мусульман.

В качестве примера можно привести влиятельный и распространенный по всему миру тарикат Накшбандия-Муджадидийя, и в частности одно из его направлений (турук), возглавляемое пакистанским шейхом Ахмадом Зульфикаром.Отличительной особенностью данного течения является жесткое следование нормам шариата в соответствии с деобандийской исламской школой, что наряду с полной его аполитичностью и сосредоточенностью на пропаганде исключительно методов нравственного самосовершенствования верующего позволяет, при соответствующих условиях и обеспечении непосредственного дискуссионного контакта с представителями радикальных исламских течений, обращать последних в деполитизированных и абсолютно «неопасных» для любого общества суфиев.

Указанная особенность позволяет аналогично «сплотить» казалось бы непримиримые этносы под «эгидой» следования по пути тариката (сулук) суфийского братства. В этой связи можно привести конкретные многочисленные примеры, когда под началом заместителей (халифов) шейха Ахмада Зульфикаракак в России так и за рубежом объединены общей ритуальной практикой братства и мирным бытовым общением упомянутые узбеки, таджики и киргизы, а также и другие конфликтующие между собой мусульманские народы по всему миру, что может вызвать и вызывает удивление «непосвященных».

Единению казалось бы непримиримых этносов способствует жесткая иерархическая структура суфийских братств и практикуемые правила поведения, т.н. адабы по отношению друг к другу между последователями тариката, а также к его главе или заместителям (халифам).

Следует отметить, что не все суфийские течения в Исламе так «интернациональны» как Накшбандийя-Муджадидийя шейха Ахмада Зульфикара. Существуют и тарикаты с «отклонениями», которые вызваны тем обстоятельством, что они не в ладу с нормами шариата. Вместе с тем в целом «идеология» суфизма как исламской этики направлена против любой формы национализма.

В этом контексте представляется достойной внимания исследователей возможность использования положительного потенциала Тасаввуфа для преодоления межнациональных распрей и предрассудков среди мусульман постсоветского пространства и Ближнего и Среднего Востока, а также интеграции мусульман-мигрантов в российский и европейский социумы.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

4 октября 2021

АНОНС II Международная конференция «Итоги работы независимых международных комиссий: сербские жертвы в гражданской войне в Сараево (1991–1995 гг.) и жертвы всех народов в районе Сребреницы (1992–1995 гг.)»   МГИМО, 6 октября с 16:00 до 19:00 в ауд. 423 состоится II Международная конференция «Итоги работы независимых международных комиссий: …

13 сентября 2018

Выступление вице-президента по международным проектам и народной дипломатии Фонда поддержки культуры и искусства (Бишкек) Айгуль Тешебаевой на научно-практическом семинарепо теме «Россия и Турция: восприятие друг друга и пути преодоления стереотипов» (11 сентября 2018 года, г. Москва) Уважаемые коллеги! Спасибо за …

25 июля 2018

19-20 июля 2018 года в Татарстане прошел IX Всероссийский Форум татарских религиозных деятелей, в котором мне посчастливилось поучаствовать. В предлагаемой к обсуждению на Форуме Резолюции отмечалось: «Участники, подтверждают свою приверженность сохранению мусульманской, гражданской и национальной идентичности татар, соблюдению законов Российской …


Ваш браузер устарел! Обновите его.