В Казахстане в прошлую пятницу возникла и в считанные дни распространилась инициатива по проведению внеочередных президентских выборов.
Предложила это Ассамблея народа Казахстна – общественная структура без серьезного конституционного статуса, но зато с формальным руководителем – Назарбаевым Н.А.
Все казахстанские СМИ и экспертное сообщество сейчас заняты одним – попыткой найти ответы на вопрос с чем все таки могут быть связаны выборы и каковы реальные причины всей этой очередной неожиданности (прошлые президентские (2011) и парламентские (2012) также были внеочередными – в республике ни высшая, ни законодательная власть, вообще, почти что никогда в установленные законодательством сроки не избирались).
Представляется, что этот никем не ожидаемый и не предсказанный поворот объясняется несколькими причинами.
1. Выборы лучше провести заранее для того, чтобы не проводить их тогда, когда проблем во внутриполитической и/или экономической сфере Казахстана станет критически много.Так много, что они начнут «портить рейтинг» уже не традиционно отвечающему в РК за все проблемы правительству, но бросит тень и на светлый образ лидера нации. Вероятно, для того чтобы не создавать панических настроений населения, до него не доводят какую-то крайне значимую информацию.
На пространствах бывшего СССР существует многократно испытанный прием: хочешь отвлечь население от экономических неурядиц – устрой какие-нибудь выборы (с соответствующим шумным медиа-сопровождением) и на некоторое время люди перестанут думать об опустевших кошельках и холодильниках, начав обсуждать внутриполитическую ситуацию в стране.
Стоит заметить, что предстоящие выборы вряд ли прямо связаны с ожидаемой всеми казахстанцами очередной девальвацией — слишком горячо и часто власть РК (включая самого Н.Назарбаева) твердо обещала, что «девальвации не будет». Поэтому если девальвация и будет, то, вероятно, только после выборов – где-нибудь в самом конце апреля или в мае.
2. Недвусмысленный месседж всем элитариям, их командам и финансово-промышленным группам: можно выдохнуть и расслабиться. Разговоры о транзите высшей власти как и пять или десять лет тому назад по прежнему остаются лишь способом проведения досуга околополитческой тусовки в Астане и Алматы и экспертного сообщества. Ясно, что «при живом президенте» (да еще и бодро идущем на выборы) говорить о каких-то «преемниках» просто нелепо.
В постоянной подковерной взаимной борьбе высшей элиты РК за большую близость к президенту намечается небольшая пауза.
3. Выборы демонстрируют ведущим мировым центрам силы, играющим в Центральной Азии в увлекательную геополитическую игру – России, Китаю, США — и без того известный факт, что абсолютное большинство казахстанцев считают действующего президента совершенно безальтернативной фигурой. И все мировые игроки должны еще раз убедиться в том, что у Нурсултана Абишевича все в порядке и под контролем, «рука тверда» и т.д.
Ассамблея заявила, что ожидает пика мирового финансового кризиса в 2016 году, в связи с чем и предлагает провести выборы. Если власть РК и Ассамблея, как ее составная часть реально имеет информацию о том, что в 2016 г. всех ждет «финансовый Армагеддон», то выборы логичнее (и технологичнее) провести именно весной – летом текущего года.
Впрочем, от будущих президентских выборов в Казахстане абсолютно не зависят мировые цены на нефть, металлы и пшеницу, а потому никакого практического влияния на состояние экономики и самочувствие общества будущие выборы не окажут.
Другое дело, что будущие выборы при всей отработанности в РК проведения данного рода мероприятий, создают и определенные риски: во время выборов, даже в условиях таких специфических систем, как, скажем, узбекская, или туркменская, технологически ослабляется система административного контроля и управления. Повышаются риски управленческих сбоев, снижается эффективность работы чиновничьего аппарата сверху донизу. Следовательно, общая уязвимость государства перед внешними вызовами повышается.
Сейчас не существует ни одной страны серьезно намеревающихся угрожать суверенитету Казахстана. Профессиональные казахские патриоты и ультралибералы (этого добра в РК маловато, но оно очень крикливое в Казнете), конечно, обвинят Москву в совершенно выдуманном намерении «захватить русскоязычный север» республики. Любому неангажированному наблюдателю ясно, что получить 10 российских регионов, превратившихся в одночасье в прифронтовые, став еще одной «черной дырой» для российского бюджета — страшный сон российской элиты (причем любой идеологической окраски).
Пекину также нужен спокойный, стабильный Казахстан, поскольку без этого условия всю стратегию «Экономический пояс Великого шелкового пути» можно смело выбрасывать в мусорную корзину и готовиться к еще более серьезной и кровавой войне с террористами и сепаратистами в Синьцзяне.
С позицией Запада (точнее говоря, США, поскольку Европа не имеет в Центральной Азии ни внятной политики, ни серьезных позиций) сложнее:– с одной стороны высок соблазн открыть против «русского медведя» и «китайского дракона» «южный фронт».
С другой – и там понимают, что раскачав ситуацию в ЦА можно легко получить не только потерю денег ТНК и утратить контроль над региональной ресурсной базой, но и, вообще, совершенно неконтролируемый процесс с возможно совсем неожиданными результатами. Слишком велик риск. От того какой из двух подходов победит в «вашингтонском обкоме» и зависит, будут ли предприняты практические шаги по дестабилизации обстановки в Центральной Азии вообще и в Казахстане, в частности.