×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ocherednaya-ozabochennost-uzbekistana/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

Один из несомненно позитивных итогов завершившегося на Иссык-Куле неформального саммита ОДКБ — заключение между Россией и Киргизией масштабного оборонного меморандума. Подписанный президентами Медведевым и Бакиевым документ предусматривает «развитие и совершенствование двусторонней договорно-правовой базы и размещение в Киргизии дополнительного российского воинского контингента».

Это означает открытие в самом ближайшем будущем в одной из южных областей республики центра дислокации российского батальона (350-500 человек) и совместного учебно-тренировочного центра, в близкой перспективе способного стать учебной базой Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, создаваемый Россией и Киргизией на двусторонней основе учебный центр будет открыт и для всех стран-членов ОДКБ. Подразумевается, что здесь будут проходить подготовку и переподготовку не только представители чисто военных профессий, но и спецслужб, полиции и милиции, а также структур, занимающихся обеспечением экономической и, в том числе, информационной безопасности ОДКБ.

Отдельной темой меморандума стала статья о размещении в южной Киргизии новой российской военной структуры численностью до батальона, вдобавок к уже действующей шесть лет на севере республики российской авиабазе «Кант» и трем другим, носящим, в основном, научно-исследовательский и опытно-конструкторский характер объектам МО РФ на киргизской территории.

В окончательном соглашении будет предусмотрено, что статус личного состава объединенной российской военной базы и членов их семей приравняется к статусу административно-технического персонала российского посольства в Киргизии. Еще оно определит «условия аренды земельных участков и другого имущества, обеспечения экологической безопасности, возмещения ущерба, связанного с использованием и функционированием объектов объединенной российской военной базы».

Срок действия нового документа – 49 лет с возможностью автоматического продления на 25-летние периоды.

Как ожидается, уже в августе в Киргизию, пока еще на авиабазу «Кант», начнется переброска подразделений российских подразделений из числа создаваемых КСОР.

Ответ на российско-киргизскую инициативу последовал достаточно быстро. В понедельник информагентство «Жахон» при МИД Узбекистана выпустило заявление со словами о том, что Ташкент против размещения новой российской военной базы в Киргизии, так как считает ее появление возможной угрозой, которая приведет к дестабилизации обстановки в регионе. «Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил», — говорится в заявлении.

В Ташкенте утверждают, что «реализация подобных проектов на достаточно сложной и трудно предсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик, может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний». Сказано, что Узбекистан опасается, что начнутся выступления радикальных экстремистских сил, «могущих привести к серьезной дестабилизации обстановки в обширном регионе».

Ясно, что Узбекистан не боится Киргизии как своего оппонента, в том числе в военной сфере, потому что, во-первых, потенциалы двух государств несопоставимы, а во-вторых, до сих пор серьезных конфликтов там не наблюдалось. Узбекский демарш вызван рядом иных обстоятельств.

С одной стороны, некой ревностью по отношению к развитию военно-политического содружества между Россией и Киргизией. В Центральной Азии все давным-давно поняли простую вещь: активизация партнерства в военно-политической сфере предполагает вполне конкретное усиление финансово-экономических потоков, поступающих от мировых центров силы в «страны — стратегические партнеры». Это касается и отношений с Россией, и оборонного партнерства с Западом или с Китаем. Во всех случаях вслед за генералами идут бизнесмены и финансисты.

Имеет место также опасение, что Узбекистан, с размещением у его границ на киргизской территории российских военных, самым существенным образом утратит возможность демонстрировать и Бишкеку и Душанбе, что в случае недостаточного уважения его узбекских национальных интересов у таджиков и киргизов могут появиться самые серьезные проблемы. Теперь все эти демонстрации, особенно с учетом того, что произошло с Грузией после убийства российских миротворцев год назад, практически обнуляются. Вероятно, это очень горько и обидно.

Во время майских терактов в узбекском Ханабаде, июньских событий в киргизском Джалал-Абаде пограничники двух стран оказались на расстоянии выстрела. Лишь экстренным вмешательством руководителей пограничных ведомств, высшего политического руководства Киргизии удалось закрыть границы, не дать террористам спровоцировать межгосударственный конфликт, на что они и рассчитывали. Понятно, что если бы события развивались по наихудшему сценарию, Узбекистан, который обладает военным преимуществом над всеми ближайшими соседями, мог бы посчитать себя вправе преследовать террористов и на территории сопредельного государства. К чему все это могло бы привести — трудно представить.

Если в непосредственной близости от средоточий внешних угроз, а также спорных территорий внутри региона будет находиться российская военная структура, то и Ташкенту, и Бишкеку, и Душанбе придется учитывать этот фактор.

Третий момент связан с тем, что Узбекистан сейчас вновь стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, «задружиться с Вашингтоном и Брюсселем», и тем самым Ташкент демонстрирует свою независимость от Москвы и ее политики в Центральной Азии.

В первую очередь, новый «разворот на 180 градусов» во внешней политике Ташкента имеет имиджевый характер: Узбекистан демонстрирует свою независимость Вашингтону, давая сигнал, что он готов к возобновлению сотрудничества. В этой ситуации режим Каримова в очередной раз стремится если не к полной смене своих внешнеполитических приоритетов, то, по крайней мере, к игре на противоречиях мировых центров силы в Центральной Азии.

Вполне возможно, что на фоне такой стратегии в близкой перспективе может последовать постановка Узбекистаном вопроса о своем членстве в ОДКБ. В отличие от многих наблюдателей, всегда считал, что подобный шаг Ташкента не следует рассматривать как трагедию и «настораживаться» по этому поводу. Слишком уж часто узбекские представители в ОДКБ играли если уж и не роль «троянского коня», то, по крайней мере, серьезного дестабилизатора в некоторых актуальных вопросах работы организации (свежий пример – КСОР). Да и с точки зрения здравого смысла Организация договора о коллективной безопасности без символического узбекского участия абсолютно ничего не потеряет. Зато у России окажутся «развязаны руки» в сфере активизации оборонного и экономического (в том числе, и по линии возведения крупных ГЭС в регионе) партнерства с другими странами региона. Полагаю, что в Ташкенте это прекрасно понимают.

Поэтому Узбекистан, с одной стороны, не будет терять взаимовыгодных контрактов и партнерских отношений с Россией, с другой стороны, Ташкент будет и далее периодически инициировать различные недружественные для нашей страны акции для того, чтобы продемонстрировать Вашингтону и Брюсселю готовность к широкомасштабному восстановлению партнерства.

Ситуацию, впрочем, портит небольшой нюанс: Ислам Каримов очень многими на Западе воспринимается как Сапармурат Туркменбаши – человек «слабодоговороспособный» и, по сути, «уходящий президент». Рано или поздно у Узбекистана появится новый лидер, и на Западе сейчас просто очень заинтересованно ждут (и уже много говорят в экспертном сообществе) появления на узбекской политической сцене некоего местного аналога «молодого туркменского реформатора» Бердымухамедова. Вот с ним-то и будут стараться выстроить долгосрочные отношения.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.