×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/obzor-ekonomicheskoy-jizni-respublik-sredney-azii-i-kazahstana-s-29-noyabrya-po-06-dekabrya-2010-g/
Новости
2 мая
27 апреля
26 апреля
25 апреля
Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана с 29 ноября по 06 декабря 2010 г.

На прошлой неделе в Казахстане в центре внимания было сельское хозяйство и проблемы его развития. Такое внимание обусловлено рядом причин: с одной стороны – состояние мирового рынка продовольствия демонстрирует рост рисков продовольственной безопасности (данные агентства “Financial Times” показывают не только повсеместный рост цен на продовольствие, но заметный дефицит ресурсов в мире), с другой стороны – сотрудничество в рамках ТС крупнейших экспортеров продовольствия обязывает использовать вызовы мирового рынка. Для этой цели необходимо унифицировать условия и методы государственного рынка сельхозпродукции. К тому же подготовка к вступлению РФ и РК в ВТО ставит на повестку вопросы ограничений датирования отрасли. Все это увеличивает значимость интеграционных процессов не только в рамках ТС, но и ЕврАзЭС, чему на этой неделе уделялось достаточно много внимания.[1]

1. В Таможенном союзе (ТС) необходимо выровнять уровень поддержки сельского хозяйства. Объем поддержки сельского хозяйства в Белоруссии составляет 18% от ВВП. Казахстан выторговывает 5% на дотации сельского хозяйства у Всемирной торговой организации. Общий объем средств, направленных на поддержку субъектов агропромышленного комплекса (АПК) Казахстана, составил по итогам десяти месяцев 2010 года 122,7 млрд. тенге. По данным АО «НУХ «КазАгро» сельское хозяйство Костанайской области профинансировано на сумму 17,9 млрд. тенге, Северо-Казахстанской области — 18,5 млрд. тенге. При этом холдинг финансирует инвестиционные проекты за счет средств Нацфонда по 13 приоритетным направлениям.[2]

2. В Казахстане намерены довести долю скота мясного направления минимум до 40%. Для этого на первом этапе необходимо завезти в ближайшие 5 лет минимум 72 тыс. голов племенного скота лучших мировых пород мясного направления. Это позволит увеличить в следующие 5 лет количество племенного поголовья до 250 тыс. голов, в том числе маточного — до 135 тыс. голов. Численность имеющегося племенного поголовья и низкие продуктивные качества большей части товарного стада не позволяют быстро решить эту задачу за счет внутренних возможностей. Первый пилотный проект по созданию 2-х племенных репродукторов холдинг «КазАгро» начал реализовывать в этом году.[3]

3. Заместители глав правительств Казахстана, России и Беларуси в ходе видеоконференции согласовали тексты документов, готовящихся для подписания на заседании Межгоссовета Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Заседание пройдет 9-10 декабря в Москве. Были окончательно согласованы тексты документов об единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, а также принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности субъектов естественной монополии.[4]

4. «КазМунайГаз» увеличил в январе-октябре 2010 года объем добычи нефти и газоконденсата на 17,49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем добычи нефти и газоконденсата по группе компаний за январь-октябрь 2010 года по консолидированным данным составил 18,238 млн. тонн, что на 17,49% выше аналогичного показателя за соответствующий период 2009 года. Объем переработки нефти за январь-октябрь 2010 года составил 12,221 млн. тонн, что на 32,79% выше по сравнению с таким же периодом прошлого года. При этом на трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводах было переработано 9,465 млн. тонн нефти.

Объем транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» составил 54,594 млн. тонн. Это на 3,5% больше, чем в прошлом году.

Объем транспортировки природного газа по магистральным газопроводам АО «Интергаз Центральная Азия» за январь-октябрь текущего года составил 81,773 трлн. кубометров, что на 10,6% превысило аналогичный показатель 2009 года. [5]

5. Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2011 — 2013 годы». Документ предусматривает направление средств из Национального фонда в республиканский бюджет на 2011 — 2013 годы.[6] Данным законом с учетом рыночного курса утверждается ежегодный размер гарантированного трансферта из Национального фонда РК в 2011 — 2013 годах в сумме 1 трлн. 200 млрд. тенге, который направляется на финансирование расходов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.

В Киргизии на прошлой неделе занимались исследованием проблем, связанных с состоянием государственного бюджета страны, что, очевидно обусловлено завершением трудного финансового периода 2010 года. В 2010 году дефицит бюджета в Киргизстане составил 14 миллиардов сомов. По мнению первого вице-премьер-министра КР А. Муралиева «временное правительство попало в сложную ситуацию, потому что бюджет на 2010 год, подготовленный прежними властями, не был подкреплен на 5,8 миллиарда сомов. Мы добились того, что в 2010 году доход бюджета превысил показатели 2009 года на 3 миллиарда сомов за счет упрощения таможенных процедур и администрирования налоговых сборов. Согласно пессимистичным прогнозам, дефицит бюджета составит 1,5 процента от ВВП. Хотя до этого мы предполагали, что будет значительно больше — 5,4 процента».[7]

Тем не менее, дефицит бюджета и уровень внешнего долга остается в зоне высокого риска, поступлений от внешних доноров (которые были обещаны на донорской конференции) пока не поступает, что возможно обусловлено затянувшимся процессом формирования легитимного правительства страны.

Пока же власти пытаются сохранить ситуацию под контролем, ведут переговоры с возможными донорами и партнерами, расследуют потери финансового сектора из-за банкротства известного ОАО «АзияУниверсалБанк» и из-за невыполнения требований международных доноров (в данном случае Евросоюза), и подсчитывают темпы инфляции.

6. Доходы республиканского бюджета в Киргизстане в 2010 году снизятся еще на 681,3 миллиона сомов. Соответствующие изменения в Закон «О республиканском бюджете КР на 2010 год и прогнозе на 2011-2012 гг.» сегодня внесли на заседании члены временного правительства. В итоге общие доходы бюджета составят 51,419 миллиарда сомов и уменьшатся в основном за счет сокращения налоговых поступлений.[8]

7. В Киргизстане в 2010 году расходная часть бюджета за всю историю независимости достигла угрожающих масштабов — 42 процента от ВВП, к середине года бюджет Киргизстана характеризовался беспрецедентным дефицитом — 15,3 процента к ВВП.[9] События 2010 года обнажили ряд проблем, существовавших в бюджетной сфере на протяжении многих лет. Это проведение ассиметричной фискальной политики, выражающееся в наращивании расходов при выпадении доходов. К примеру, в этом году по разным причинам выпадение составило 7,6 миллиарда сомов. Из них недопоступление внешней помощи — 5,28 миллиарда только в первом полугодии. В 2010 году также увеличились объемы задолженностей по компенсационным выплатам пострадавшим от стихийных бедствий, а также по коммунальным услугам и тарифам на свет и тепло.[10]

8. Закрытие киргизско-казахской границы на два месяца после апрельских событий и ужесточение администрирования отрицательно повлияли главным образом на теневые потоки товара. Потери бизнеса от закрытия границ оцениваются в $320-350 миллионов. При этом, начиная с момента функционирования Таможенного союза, официальные объемы внешней торговли Киргизстана со странами ТС не снизились, а, наоборот, увеличились.[11]

9. Китайские предприниматели готовы возобновить в Киргизстане сборку тракторов в городе Кара-Балте.[12]

Тракторный завод «Ито» является крупнейшим производителем тракторов в Китае. В 2007 году корпорация «Ито» в рамках правительственного гранта КНР поставила в КР более тысячи единиц тракторов, а в 2008-м создала совместное с киргизской стороной предприятие по их сборке «Ак-жол Ито» в городе Кара-Балте.[13]

10. Как сообщил Национальный банк Киргизстана, проверка деятельности ОАО «АзияУниверсалБанк» показала, что данные, представляемые ОАО вплоть до 7 апреля 2010 года, являлись недостоверными.

Так, в балансе банка в группе «Ценные бумаги» отражено порядка 2,5 миллиарда сомов, включая векселя российских эмитентов и иные ценные бумаги. Все эти ценные бумаги фактически отсутствовали у банка, и соответственно денежные средства при наступлении сроков их погашения не поступали в банк. Результаты проведенной проверки подтвердили, что указанные активы не являлись собственностью банка, а баланс, предоставляемый банком, был заведомо сфальсифицирован.

В настоящее время по данному факту органами прокуратуры проводится следствие, сообщают в НБ КР.

Размер выведенных средств из ОАО «АзияУниверсалБанк» оценочно составил более $250 миллионов, в том числе 7 апреля 2010 года было выведено около $40 миллионов, заявляют в Национальном банке КР.[14]

11. Киргизстан может потерять 18,5 миллиона евро в рамках Программы бюджетной поддержки Евросоюза. Каждый год ЕС в рамках программы оказывает помощь государственному бюджету КР в виде грантов. «В 2011 году планировалось оказать Киргизстану помощь в сумме 13,5 миллиона евро. Естественно, у Евросоюза были определенные условия. Во-первых, провести реформы в сфере социальной защиты, возобновить работу профильного министерства. Всего этого, к сожалению, не произошло. Новый парламент уже решил, что в республике не будет создаваться отдельного министерства. В связи с этим появилась большая угроза потерять 5 миллионов евро за 2010 год, которые оставалось внести до окончания бюджетного года в республиканский бюджет. Есть угроза, что 13,5 миллиона евро не поступят в бюджет 2011-го. Очень жаль, что мольбы гражданского общества к каждому депутату учесть их предложения не будут услышаны, а работа межведомственной рабочей группы, которая была организована по специальному указу президента, практически проделана напрасно.[15]

12. По итогам мониторинга розничных цен на основные продукты питания и ГСМ на 3 декабря 2010 года стоимость мясной продукции по сравнению с 25 ноября 2010 года в республике повысилась на 3,9 процента и составляет 168,85 сома за килограмм.[16]

За текущую неделю по республике средние розничные цены на зерно продовольственной пшеницы составили 10,34 сома за килограмм и повысились на 4,02 процента. Цена муки первого сорта повысилась на 4,1 процента, составив 25,69 сома за килограмм. Хлеб подорожал на 0,4 процента и стоит 31,18 сома за килограмм.

Стоимость килограмма риса понизилась на 0,6 процента и составила 56,63 сома. Значительное понижение цены продукта произошло в Ошской области КР — на 5,2 процента.

В сегменте молочной продукции (молоко, творог, сметана, кефир, масло сливочное) по республике наблюдается незначительное повышение цен на 1,1 процента.

Цены на овощи по сравнению с прошлой неделей понизились на 3,6 процента и составили 45,25 сома за килограмм. Цены на растительное масло повысились на 0,3 процента, составив 85,94 сома за литр. Цена яиц также выросла — на 4,4 процента и составила 65,6 сома за десяток.

Стоимость килограмма сахара повысилась на 1,2 процента и составила 52,11 сома. Также повысились цены на фрукты и ягоды на 0,7 процента, составив в среднем 93,68 сома за килограмм.

Средние розничные цены по республике на ГСМ составили 37,09 сома за литр и повысились на 0,4 процента. Так, в среднем литр бензина марки А-93 стоит 39 сомов, марки А-80 — 34,9, дизельного топлива — 37,4.

В Таджикистане на прошлой неделе МВФ оценивал финансово-инвестиционные возможности республики, результат оказался неутешительным – уровень внешнего долга Таджикистана в 2011 году достигнет около 60% к ВВП. Цифра угрожающая финансовой независимости страны (см. приложение 1). Однако уже сейчас проблемы платежеспособности ощутимы – долги по узбекскому газу, поставляемому в республику, лежат тяжелым бременем и без помощи Всемирного банка вряд ли разрешаться.

Еще одной проблемой для республики является вопрос водоснабжения и санитарии, нерешенность которого сказывается на экспортном потенциале Таджикистана (распространение инфекционных заболеваний прошлой весной-летом отрицательно сказалась на торговле сухофруктами).

13. АО «Таджиктрансгаз» ведет переговоры с Всемирным банком для получения льготного кредита в размере 5 миллионов долларов США для погашения долга перед узбекской газораспределительной компанией АО «Узтрансгаз». Руководство АО «Узтрансгаз» неоднократно выходило с официальным письмом на руководство АО «Таджиктрансгаз» с просьбой погасить все существующие долги. В случае непогашения они не будут поставлять природный газ вплоть до полного прекращения.[17] Ранее, «Таджиктрансгаз уже сталкивался с подобной проблемой и для ее решения брал кредит у «Ориенбонка». До сегодняшнего дня часть кредита, выданного «Ориенбонком», погашена, однако большая часть с процентами остается неоплаченной. В настоящий момент, для выхода из этой ситуации ведутся переговоры с Всемирным банком для получения льготного кредита.Кредитные средства пойдут на приобретение газа и финансовый оборот «Таджиктрансгаз».[18]

14. ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» в сотрудничестве с Государственным Агентством по статистике при Президенте РТ начинают проведение неофициального исследования объектов водоснабжения и санитарии в более 4000 населенных пунктах Таджикистана. Кроме того, в ГУП «ЖКХ» до 2011 года будет действовать Информационный Центр с целью обеспечения заинтересованных сторон информацией о ситуации с водоснабжением и санитарией в Таджикистане. Эти мероприятия будут осуществляться Проектом ТаджВСС, ОКСФАМ Великобритания в Таджикистане.[19]

Лишь 58.1% населения Таджикистана обеспечены водопроводной водой, и 20.5% источников — это открытые: каналы и арыки. Доступ к централизованной канализации, в городской местности, имеют лишь 25.4% населения, в сельской 5%.[20]

В Узбекистане прошлая неделя ознаменовалась тем, что республике удалось привлечь внимание Всемирного банка к водно-энергетическим проблемам региона (ВБ начнет экспертизу Рогунской ГЭС и других вопросов, см. приложение 2). На этом фоне в республики продолжаются проекты по укреплению энергетической независимости.

15. Государственно-акционерная компания «Узбекэнерго» продлила тендер на закупку трансформаторного и реакторного оборудования для модернизации Талимарджанской тепловой электростанции (ТЭС) в Кашкадарьинской области Узбекистана.[21]

В рамках тендера, объявленного в начале октября, компания планирует закупить 4 комплекта однофазных автотрансформаторов 167 МВА/500/220 кВ и 9 комплектов шунтирующих реакторов 60 MВар/500 кВ.

Оборудование будет использовано при строительстве новой подстанции (ПС) 500/220 кВт на Талимарджанской ТЭС и новой линии электропередачи 500 кВ протяженностью 218 км от новой ПС до ПС «Согдиана» (Самаркандская область), а также объединение их с Каракульской ПС и Гузарской ПС. [22]

16. Открытый акционерный коммерческий банк «Микрокредитбанк»[23] получил награду от компании «Financial Times Limited». Компания «Financial Times Limited» объявила ОАКБ «Микрокредитбанк» победителем в номинации «Лучший банк Узбекистана 2010 года». На состоявшейся в Лондоне презентации «Bank of The Year Awards-2010» с участием представителей более 140 лидирующих банков мира.

Наиболее интересные публикации

Приложение 1

Обсуждение госбюджета в этом году проходило в парламенте очень активно, наверное, разрушив стереотип о том, что бюджет у нас принимается «вслепую». Можно было бы порадоваться ответственному подходу нового состава парламента, но, по мнению экспертов, меры по пополнению бюджета могут иметь негативный характер для налогоплательщиков. [24]

Итак, парламент принял Закон «О государственном бюджете на 2011 год». По словам председателя Комитета по экономике и финансам Сафарали Раджабова, в этом году главный финансовый документ страны отходит от антикризисного плана, так как «республика уже пережила это явление», и придерживается курса на поддержку социального сектора. Доходная часть бюджета в следующем году должна составить 8,2 млн. сомони, а расходная более 8, 5 млрд. сомони. То есть дефицит составит ровно 301,8 млн.

Кстати, бюджет следующего года превышает текущий — почти на 2 млрд. сомони. Доходная часть бюджета-2011 будет формироваться за счет налоговых поступлений, которые должны составить 3 млрд. 616 млн. 3 сомони, таможенных сборов – 2 млрд. 200 млн. сомони., сборов Минфина — 97,7 млн. сомони, МВД РТ — 92 млн.сомони, а 429,6 млн. должны составить спецсчета госпредприятий и учреждений (за счет предоставления различных услуг). Предполагается, что остальную часть – около двух млрд. сомони составит поддержка международных финансовых институтов в виде грантов и инвестиций.

Кроме того, дефицит бюджета частично будет покрываться за счет приватизации государственных объектов (25 млн. сомони). На такую же сумму планируется выпуск казначейских векселей. В отношении 251,8 млн. сомони надежда возлагается на помощь иностранных партнеров, которые в рамках своих визитов в Таджикистан предоставляют различные гранты, реализуют программы и т.дВ том, что такие вложения будут, С.Раджабов также не сомневается. По его мнению, в рамках политики открытых дверей Таджикистан налаживает отношения со многими странами мира, и некоторые из них готовы оказать свою помощь нашей стране.

Три особенности бюджета

В целом, парламентарии остались довольны бюджетом, ведь не зря его так тщательно обсуждали. Член комитета по экономике и финансам парламента, член КПТ Исмоил Талбаков отмечает три его особенности. Одной из них является то, что была создана рабочая группа при парламенте, в которую помимо депутатов вошли специалисты, участвующие в разработке законопроекта, которые на месте давали все пояснения по возникшим вопросам.

— Кроме того, до обсуждения мы провели парламентские слушания, что не так часто практиковалось парламентом. Основой слушаний стал результат проверок Агентства по государственному финансовому контролю, согласно которому за 9 месяцев этого года было присвоено 700 млн. сомони бюджетных денег (или более 10% бюджета, — прим.ред.). Часть средств была восстановлена, остальная — должна быть возмещена до конца года. Также было выявлено много других недостатков, на устранение которых были даны сроки.

Другая особенность заключается в том, что впервые за годы независимости параллельно были обсуждены еще два документа, которые являются неотъемлемой частью бюджета – это проект поправок в Налоговый кодекс и Программа внешних заимствований. Их обсуждение было необходимым для того, чтобы конкретизировать доходную часть бюджета. Раньше эти документы рассматривались уже после принятия бюджета, что, конечно, отражалось на бюджетном доходе. И это, наверное, было одним из недостатков при обсуждении бюджета прошлых лет, — говорит И.Талбаков.

Отчаянные шаги

Между тем еще недавно С. Раджабов говорил, что по итогам 9 месяцев текущего года доходная часть госбюджета выполнена на 97,7%, то есть бюджет недополучил 217,2 млн. сомони. Из общего числа недобора 205,6 млн. сомони приходится на таможенные пошлины, 12,6 млн. — за счет продажи алюминия. По словам С. Раджабова, из-за невыполнения доходной части госбюджета ни одна из отраслей народного хозяйства республики не финансируется на 100%. В связи с этим возникает вопрос, сможет ли бюджет потянуть еще около 2 млрд. сомони, которые прибавили? По мнению И.Талбакова, сильного повода для беспокойства нет.

— Факторы, которые в этом году повлияли на исполнение доходной части бюджета, в основном являются внешними, то есть транспортная блокада, когда около 1000 вагонов, имеющие большие ресурсы для пополнения бюджета, простаивали на территории Узбекистана. А это примерно $200 млн. недополученных сборов. Но чтобы заполнить эти дыры, нужно думать о дополнительных источниках дохода, и они уже включены в НК.

Если говорить о поддержке международных финансовых институтов, так, у нас 61 проект – по внешнему заимствованию, которые составляют 1,6 млн. сомони. Другие гранты и кредиты, которые выдаются под государственную гарантию, инвестиционные проекты — 1,8 млрд.сомони. Поэтому я не считаю, что есть повод для беспокойства, хотя и расслабляться тоже нельзя, — говорит И.Талбаков.

Доктор экономических наук Ходжимухаммад Умаров считает, что неправильно включать в доходную часть бюджета международные гранты и внешние кредиты, так как бюджет в основном должен формироваться за счет внутренних сборов.

Однако некоторые эксперты считают, что налоговое бремя, которое может увеличиться после дополнительных поправок в НК, может стать серьезной нагрузкой для налогоплательщиков, более того, могут быть губительным для бизнеса.

— Конкретно об этих изменениях ничего не известно, так как они будут обнародованы только после принятия. То есть налогоплательщики не знают, чего им ждать. Но по некоторым данным, планируется отменить перечень оборудования, которое не облагается налогом при ввозе в республику, ввести налоги на учебную, научно-исследовательскую и образовательную деятельность, которые раньше пользовались льготами. Теперь даже частные садики будут платить больше налогов. И, конечно же, будут вводить акциз на мобильную связь. Только эти факторы могут говорить о том, что в этом году налоги станут более обременительными для большинства налогоплательщиков. Они сильно ударят по крупным налогоплательщикам, так как только они могут завозить оборудование в страну. У нас и так не развивается производство, а таким образом положение в этом секторе еще больше ухудшится, — говорит председатель Ассоциации малого и среднего бизнеса Матлуба Ульджабаева.

Один из экспертов, пожелавший остаться неназваным, считает, что новые поправки в НК окажут сильное налоговое давление на предпринимателей.

— Выполнение доходной части бюджета с каждым годом становится труднее. Его увеличение на 2 млрд. сомони еще больше усложняет ситуацию. Фискальные органы стараются любыми путями найти эти деньги, поэтому новые поправки в НК являются отчаянным шагом для выполнения поставленной задачи. Но бизнес эти шаги будут душить. Кто-то уйдет в тень, так как и без того после отмены моратория у них начались многочисленные проверки, которые в большинстве случаев сопровождаются неофициальными взиманиями. Кто-то может просто не осилить такую ношу и закроет свое дело, — считает источник.

Эксперт также считает, что действующие налоги могли бы больше пополнить государственную казну, если бы доходили до нее в полном объеме. По его словам, в большинстве случаев этого не происходит.

— Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть хотя бы дворы перед зданиями фискальных органов, которые заполнены иностранными автомашинами, — говорит он.

К слову, хотим отметить, что с начала этого года, согласно данным Налогового комитета при правительстве РТ, шесть отечественных компаний из-за финансовых и налоговых проблем с начала года были объявлены банкротами, дела в отношении еще 28 компаний, которые не имеют возможности погасить свои накопившиеся долги по налогам, находятся на стадии рассмотрения в суде.

Что делать?

Все эксперты сходятся во мнении, что для пополнения бюджета государство должно подходить объективно ко всем налогоплательщикам и отойти от системы давать привилегии одним компаниям и облагать двойными налогами других.

— Все субъекты государства должны платить налоги. Но при этом государство должно создавать для каждого условия, в частности стимулировать налогоплательщиков, предоставлять льготы или создавать условия другого характера, например, в плане финансирования, лицензирования и т.д. Но когда одним льготы неправильно распределяются, это убивает саму суть развития экономики, саму систему предоставления льгот. Налог должен быть стимулирующим, а не убивающим, — говорит один из собеседников «АП».

Профессор Х.Умаров также говорит о том, что в стране существуют компании, которым если формальной не даны большие привилегии, но фактически они ими пользуются. Деятельность и финансовая часть этих компаний даже не проверяется в полном объеме.

— Даже Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией не может провести тотальную проверку отдельных компаний. Я думаю, здесь они проводят только поверхностные проверки. А речь идет о многих крупных налогоплательщиках. То есть эти компании могут вносить крупные налоги, но не вносят их, и на это закрываются глаза. Даже Алюминиевый завод не вносит налоги в полном объеме. В общей сложности он должен выплачивать 35% от своего чистого дохода. Таким образом, из $1 млрд. долларов в бюджет должно поступить $350 млн., но фактически в бюджет поступает $70-90 млн., даже $100 млн. никогда не было, — говорит Х.Умаров.

Кстати, глава Минфина РТ Сафарали Наджмиддинов также обращался к членам правительства, чтобы они воздержались от освобождения отдельных налогоплательщиков от выплаты налогов, считая, что принятие таких мер серьезно влияет на пополнение бюджета страны.

«Министерство экономического развития и торговли ежегодно предлагает давать налоговые преференции разным категориям налогоплательщиков, — сказал главный финансист страны. — Однако мы убедились в нецелесообразности принятия таких мер, и я прошу впредь воздержаться от таких предложений», — отметил министр финансов.

Тем не менее, по словам некоторых экспертов, в данном случае речь идет об инфраструктурных проектах, которые в основном строятся за счет иностранных вложений, в то время как многие крупные отечественные компании пользоваться привилегиями не перестают.

Кто контролирует?

Кстати, эксперты также считают, что у нас нет контроля за тем, насколько правильно у нас был распланирован бюджет, и нет анализа его расходной части. Во многих случаях государственные средства не всегда используются с пользой и тратятся на ненужные мероприятия, например, на конкурс «Чакомаи гесу» (на самую длинную косу). «Это ненужные и лишние расходы для бюджета», — считают эксперты.

P.S. Месяц тому назад редакция «АП» пыталась в какой-то степени выяснить на что используют бюджетные средства министерств, отправив им официальные письма. В частности, мы интересовались о том, как ими использован бюджет, который в этом году был антикризисным. Свои письма мы разослали еще 15 октября, однако на сегодняшний день получили лишь пару ответов, которые будут опубликованы в ближайших номерах.



Приложение 2

Всемирный банк инициирует комплексную Центрально-Азиатскую Программу развития энергетических и водных ресурсов[25]

Всемирный банк признает, что рациональное использование водных ресурсов для ирригации и выработки электроэнергии является исключительно важным для устойчивого развития всех стран Центральной Азии.

Центральная Азия обладает водными, а также богатыми и разнообразными энергетическими ресурсами. Водные ресурсы, дефицит которых все более усиливается, имеют важное географическое и экономическое значение: страны, расположенные ниже по течению, в сильной мере зависят от стран, расположенных выше по течению, в получении крайне необходимой воды для ирригации. Гидроэнергетические ресурсы сконцентрированы в Киргизской Республике и в Таджикистане, расположенных в верховьях рек Сырдарья и Амударья. Тепловые ресурсы сконцентрированы в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане. Таким образом, вопросы водно-энергетических связей неотделимы от вопросов национальной безопасности, региональной стабильности и экономического роста.

При оказании поддержки в области энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии, Всемирный банк осуществляет деятельность как на региональном, так и на национальном уровне.

Поддержка Всемирного банка на региональном уровне

На региональном уровне по просьбе правительств Центральной Азии Всемирный банк ведет активный диалог по энергетическим и водным вопросам с Казахстаном, Киргизской Республикой, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Банк действует в интересах всех своих стран-членов и предельно тщательно применяет все свои процедуры, в том числе специальные предписания и меры защиты по экологическим и социальным вопросам.

«Более совершенное управление водными ресурсами и энергетическая безопасность являются исключительно важными вопросами для населения, проживающего в странах Центральной Азии», — отмечает Мото Кониши, Региональный директор Всемирного банка по странам Центральной Азии. «В последние годы возрастающий дефицит энергетических ресурсов и его последствия для населения выдвинули на первый план сложные проблемы, с которыми столкнулись страны Центральной Азии. В некоторых странах имеющегося в наличии электричества едва хватает на покрытие потребностей, в особенности в очень холодное время. Это приводит к длительным отключениям электричества (до 12 часов в день) и отсутствию отопления в школах, больницах и домах. Но эти проблемы сами собой не решатся. Необходимо более тесное региональное сотрудничество, больше доброй воли, и открытое и прозрачное обсуждение, основанное на фактах и результатах анализа. Работая на региональном уровне в сотрудничестве со всеми странами Центральной Азии и их организациями, мы ставим целью разработать сильную аналитическую базу с тем, чтобы она могла служить основой для стратегических и выгодных для всего региона решений по управлению водными ресурсами и энергией».

В рамках своей региональной деятельности Всемирный банк инициирует комплексную Центрально-Азиатскую Программу развития энергетических и водных ресурсов (CAEWDP). Первоначально планируется, что это будет четырехлетняя программа, целью которой является совершенствование диагностических и аналитических инструментов для содействия странам региона в принятии решений по управлению водными и энергетическими ресурсами на основании всей доступной информации, а также содействие в усилении региональных институтов и стимулировании инвестиций.

Целью Программы CAEWDP также является координация и эффективное использование вклада донорского сообщества для оказания важной технической поддержки, а также предоставления финансовых ресурсов для Программы. В настоящее время в Центральной Азии в области водных и энергетических ресурсов задействован ряд доноров, в том числе Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития, Европейская комиссия (ЕС), Евразийский банк развития, ПРООН, ЕЭК ООН, Германия (GTZ), Швейцария (SECO), Великобритания (Dfid), США (USAID) и Фонд Ага Хана.

Всемирный банк в настоящее время обсуждает Программу CAEWDP с этими донорами и другими потенциальными партнерами с целью создания многостороннего донорского трастового фонда для поддержки основных элементов Программы. Данное партнерство будет строиться на основе уже существующих совместных инициатив в области энергетических ресурсов, таких как совместное председательство по внедрению Плана действий в области энергии Координационного комитета ЦАРЭС по энергетическому сектору для Центральной Азии.

Торговля и экспорт энергии являются важными составляющими регионального взаимодействия. Страны Центральной Азии, расположенные вверх по течению, имеют значительный потенциал экспорта электроэнергии в страны Южной Азии, что подчеркивалось в исследовании Всемирного банка по Оценке перспектив экспорта энергии в регионе, а также в последующем Исследовании по вопросам водно-энергетических связей в Центральной Азии. Всемирный банк работает совместно с Азиатским банком развития по оценке поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан и Пакистан (УАП), а при содействии Исламского банка развития – над Проектом региональной торговли электричеством между странами Центральной и Южной Азии (CASA 1000). Значительный вклад в обсуждение вопросов по углублению региональной интеграции в области электроэнергии осуществляет Агентство по международному развитию США (USAID) в рамках финансируемой им Программы содействия развитию региональных энергетических рынков (REMAP).

В других секторах Банк координирует программу адаптации к изменению климата в Таджикистане, финансируемую многосторонними банками развития, и оказывает поддержку GTZ и ЕЭК ООН в институциональном усилении Международного фонда по спасению Арала. В Узбекистане USAID применяет методологию, разработанную Всемирным банком в Албании, для улучшения понимания вопроса уязвимости энергетического сектора к изменению климата и выработки мер для его решения.

Поддержка Всемирного банка на национальном уровне

Одновременно с работой и диалогом на региональном уровне Всемирный банк также оказывает поддержку в реализации ряда проектов и исследований в секторе энергетики и водных ресурсов на национальном уровне. Многие из них имеют региональное значение и выгодны для всего региона, тогда как другие имеют более локализованное значение и приносят выгоды на уровне страны.

В Казахстане Банк профинансировал долгосрочную программу улучшения связанных с водой экономических и экологических условий в северных районах р. Сырдарья и Аральского моря. В энергетическом секторе Банк профинансировал несколько проектов, позволивших создать диспетчерский центр и систему управления энергетической системой по последнему слову техники, модернизировать сеть линий электропередачи и укрепить систему электропередачи «Север-Юг», что также повышает надежность энергетической системы Центральной Азии.

В Узбекистане Банк содействует реализации Проекта управления водными ресурсами в Ферганской долине. Кредитная линия в рамках Проекта повышения энергоэффективности, проводимая через коммерческие банки Узбекистана, направлена на стимулирование инвестиций в повышение энергетической эффективности промышленными предприятиями. Также на стадии подготовки находятся проекты в секторе энергетики, предназначенные для поддержки модернизации линий электропередачи с целью повышения надежности подачи электроэнергии, а также улучшения взаимодействия энергетического предприятия с потребителями для снижения технических и коммерческих потерь.

В Киргизской Республике Банк финансирует проект по совершенствованию оказания ирригационных услуг через Ассоциации водопользователей. В Киргизской Республике, а также в Таджикистане Банк инициирует проект по совершенствованию гидрометеорологических услуг и данных. Эти страны будут фокусными в данном Проекте, но Проект также содержит компонент, направленный на региональную координацию. В обеих странах Банк профинансировал проекты по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в энергетическом секторе и оказанию поддержки для решения проблемы острой нехватки электроэнергии в зимний период.

В Таджикистане сотрудничество Всемирного банка в области энергетики и водных ресурсов основано на результатах широкого спектра исследований и обсуждений с Правительством в течение последних восьми лет. Оценка реформы энергетических компаний направлена на проведение анализа структурных реформ с тем, чтобы улучшить инвестиционный климат в отрасли. Всемирный банк в партнерстве с Международной финансовой корпорацией (подразделением Банка, работающим с частным сектором) и Фондом Ага Хана профинансировал проект по улучшению доступа к гидроэнергетическим ресурсам в отдаленном юго-восточном регионе Таджикистана. Для улучшения коммерческого управления и снижения технических потерь в энергетической системе Банк совместно с правительством Швейцарии профинансировал и успешно реализовал программу снижения энергетических потерь.

Исследования и консультации со странами речного бассейна по предлагаемому Проекту строительства Рогунского регионального водохранилища и ГЭС в Таджикистане

С целью всесторонней оценки возможностей обеспечения энергетической безопасности и услуг по управлению водными ресурсами, а также для содействия использованию потенциала Таджикистана в области экспорта электроэнергии Банк проведет оценку экономически целесообразных вариантов управления водно-энергетическими ресурсами, учитывая соответствующие экологические и социальные критерии. Данная оценка поможет правительству, Банку и международному сообществу лучше понять диапазон инвестиционных решений по обеспечению достаточности водных и энергетических ресурсов при наименьших затратах и наивысших результатах для экономического развития.

Данная оценка альтернативных решений будет проводиться одновременно и будет дополнять содействие Всемирного банка в подготовке двух исследований, касающихся предлагаемого Проекта строительства Рогунского регионального водохранилища и ГЭС в Таджикистане, а именно: i) Оценочное технико-экономическое исследование; и ii) Оценка экологического и социального воздействия. Данные исследования нацелены на проведение анализа технической и экономической обоснованности предлагаемого проекта, его соответствия всем применимым экологическим и социальным предписаниям и мерам защиты, а также целесообразности проекта с учетом современных международных стандартов и мировых практик. Соответствие всем этим параметрам является необходимым условием для продолжения любого дальнейшего участия Всемирного банка.

Предполагается, что планируемые оценочные исследования займут примерно 18 месяцев с момента начала их проведения. Технические задания на проведение данных исследований были разработаны с учетом широких консультаций, проведенных при содействии Всемирного банка в 2008-2009 г.г. с правительствами Казахстана, Киргизской Республики, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Афганистана. Кроме того, в рамках программы CAEWDP Всемирный банк взял на себя расширенную роль в обеспечении того, чтобы исследования были прозрачными и заслуживающими доверия, а также открытыми для тщательного рассмотрения международным сообществом и для диалога со всеми странами, расположенными в речном бассейне. Расширенная роль Всемирного банка включает следующие элементы:

  • Надзор за оценочными исследованиями, в том числе проверка отбора консультантов, присутствие на переговорах по обсуждению контрактов и рассмотрение всех промежуточных и предварительных отчетов.
  • Осуществление прямых выплат фирмам, отобранным для выполнения оценочных исследований.
  • Проведение дополнительных исследований (из средств Всемирного банка или трастовых фондов, управляемых Всемирным банком), в том числе исследований вариантов обеспечения энергии и управления водными ресурсами, альтернативных планируемому Проекту строительства Рогунского регионального водохранилища и ГЭС.
  • Отбор и управление независимой Панели экспертов, финансирование которой будет осуществляться из средств Всемирного банка или трастовых фондов, управляемых Всемирным банком. Эксперты данной Панели будут участвовать в исследованиях, предоставляя объективные консультации, осуществляя руководство и контроль качества.
  • Содействие структурированному процессу участия стран речного бассейна, в том числе обмену информацией и доступу к независимым экспертам.

На данный момент Всемирный банк достиг соглашения с Правительством Таджикистана о том, что новое строительство не будет начато до тех пор, пока оценочные исследования (технико-экономическое, экологическое и социальное) не будут представлены и обсуждены со странами речного бассейна, а также рассмотрены независимой Панелью экспертов, финансируемой Всемирным банком, для определения жизнеспособности проекта.




[1] Курсивом выделены авторские комментарии А.А. Мигранян

[2] Эти направления условно делятся на 2 блока. Первый блок включает проекты, нацеленные на обеспечение продовольственной безопасности за счет импортозамещения сельхозпродукции. Второй блок проектов позволит реализовать экспортные возможности Казахстана, в частности, КазАгро планирует решить вопрос выхода казахстанского мяса на внешний рынок. Также финансируются проекты по строительству откормочных площадок, убойных пунктов, современных мясокомбинатов. Сейчас холдингом финансируется 89 инвестпроектов общей стоимостью около 96,4 млрд. тенге. Из них по 59 инвестиционным проектам стоимостью 73,9 млрд. тенге одобрено финансирование за счет средств Национального Фонда, и 30 проектов стоимостью 22,6 млрд. тенге — за счет республиканского бюджета и других источников.

Источник: Business Resource

[3] Это совместный с американцами проект, по которому на сегодняшний день завезено 1347 высокопродуктивных голов КРС пород Ангус и Герефорд. Создание репродукторов финансируется в рамках инвестиционной программы холдинга. При этом предусмотрено кредитование проектов на льготных условиях. Срок до 12 лет по ставке 6% годовых. Льготный период погашения займа — до 2-х лет. Отбор и финансирование проектов будет осуществляться через АО «Аграрная кредитная корпорация». Источник: Business Resource

[4] Источник ИА Новости-Казахстан

[5] Источник: Business Resource

[6] В 2010 году зафиксирован размер гарантированного трансферта из Нацфонда РК в сумме $8 млрд. Политика по сбалансированности бюджета и Национального фонда будет направлена на сокращение нефтяного дефицита, который должен составлять не более 3% к ВВП к концу этого десятилетия, а также на сокращение текущих расходов и средств Национального фонда с последующим переходом на финансирование только бюджета развития. Источник Kazakhstan Today.

[8] По данным Министерства финансов КР также будут внесены изменения по расходам бюджета — они снизятся до конца года на 180,5 миллиона сомов. При этом увеличение предельного размера дефицита бюджета на 2010 год установлено на сумму 500,9 миллиона сомов. URL: http://www.24.kg/economics/85917-v-chujskoj-oblasti-kyrgyzstana-plan-doxodnoj.html

[9] Страны, которые превышают порог в 15 процентов, находятся в группе риска.

[10] По данным Министерства финансов КР. URL: http://www.24.kg/economics/85917-v-chujskoj-oblasti-kyrgyzstana-plan-doxodnoj.html

[11] По данным исследования Фонда «Проект будущего». Теневые потоки товаров проходили в страны ТС из Китая. Следовательно, существование структур, которые обслуживали их, перестанет быть оправданным. В результате объемы неофициальных потоков по маршруту Китай — Кыргызстан — ТС снизятся на $1,5 миллиарда. Сохранение реэкспортных потоков возможно через локацию китайских предприятий на территории Кыргызстана, полагают эксперты. URL: http://www.24.kg/economics/87837-fond-laquoproekt-budushhegoraquo-zakrytie.html

[12] Об этом сообщили в Посольстве КР в Китае по итогам визита главы диппредставительства КР Жээнбека Кулубаева на завод корпорации «Ито» в городе Лоян в КНР.

[13] URL: http://www.24.kg/economics/87955-kitajskie-predprinimateli-gotovy-vozobnovit.html

[14] URL: http://www.24.kg/economics/87958-nacbank-kyrgyzstana-do-vvedeniya-vneshnego.htm

URL: http://www.24.kg/economics/87981-nacbank-kyrgyzstana-informaciya-otrazhennaya-v.html

[15] По данным Института социальной политики.URL: http://www.24.kg/economics/88117-gulnara-derbisheva-kyrgyzstan-mozhet-poteryat-185.html

[16] По данным Министерства экономического регулирования Кыргызстана. URL: http://www.24.kg/economics/88167-myer-za-minuvshuyu-nedelyu-v-kyrgyzstane.html

[17] Основными получателями природного газа в Таджикистане остаются такие предприятия, как АО «Таджикцемент» и Таджикский алюминиевый завод. Указанные предприятия, в последние годы, осуществляли предоплату для импорта газа из соседней республики. И тем не менее этого было недостаточно для погашения долга, который в настоящее время составляет около 2 миллионов долларов США. В настоящее время газ из Узбекистана импортируется в объеме 25 тыс. куб.м в час. Порядка 22 тыс. куб.м в час идут по южному направлению для нужд алюминиевой компании и предприятия «Таджикцемент»

[18] Источник НИАТ «Ховар»

[19] По данным проекта «Водоснабжение и санитария в Таджикистане» офиса ОКСФАМ Великобритании в Таджикистане.

[20] По данным Службы Госсанэпидемнадзора Минздрава РТ

[21] Согласно объявлению компании, срок подачи тендерных предложений продлен до 20 декабря. Участник торгов должен иметь опыт проектирования, производства, тестирования и поставки как минимум 3-х однофазных автотрансформаторов 167 МВА, генераторных автотрансформаторов и 3-х однофазных реакторов 60 МВар напряжением 500кВ в течение последних пяти лет. Оборудование должно успешно эксплуатироваться как минимум 2 года на дату открытия торгов. Производитель должен показать способность производства и поставки требуемого количества в рамках сроков поставки, указанных в тендерной документации. Участник торгов должен представить документальные доказательства того, что он отвечает вышеупомянутым требованиям, говорится в условиях тендера. Источник UzDaily.uz

[22] Узбекистан планирует в 2010-2014 годах реализовать проект по модернизации Талимарджанской ТЭС стоимостью $1,28 млрд. и привлеч для этого кредитных ресурсов международных финансовых организаций в размере $800 млн.

В апреле 2010 года Азиатский банк развития (АБР) выделил $350 млн. на реализацию проекта, а в мае Японское агентство по международному развитию (JICA) предоставила $300 млн.

В мае Всемирный банк и правительство Узбекистана подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий предоставление банком кредита в размере $140 млн. для проекта.

В декабре 2004 г ГАК «Узбекэнерго» ввела в эксплуатацию первый энергоблок Талимарджанской ТЭС проектной мощностью 800 МВт. Общая стоимость строительства первого энергоблока составляет около $400 млн. Источник UzDaily.uz

[23] ОАКБ «Микрокредитбанк» создан Указом Президента Исламом Каримовым «О создании акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк»» от 5 мая 2006 года. В настоящее время 82 филиала, 283 мини-банка, 20 агентств банка оказывают все виды современных банковских услуг более чем 126 тыс. клиентов.

Всего банк уже предоставил представителям малого бизнеса и частного предпринимательства микрофинансовые услуги в объеме 268 млрд. сумов. За прошедший период текущего года в целях поддержки представителей малого бизнеса выделены микрокредиты в объеме 102,8 млрд. сумов. Источник UzDaily.uz

[24] Душарбе. Р. МИРЗОБЕКОВА: Источник: ИА «Аsiaplus» — http://www.asiaplus.tj/articles/211/5630.html

[25] Ташкент. Источник — UzDaily.uz



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

18 апреля 2024

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял в Астане главу Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева. Об этом сообщает пресс-служба казахстанского лидера. В ходе встречи Токаев отметил, что многогранные связи Казахстана с Республикой Саха (Якутия) развиваются весьма динамично. Ярким подтверждением тому, по его …

15 апреля 2024

Более 108 200 человек, включая 38 706 детей, были спасены службами гражданской защиты Казахстана в результате наводнений. По информации Zakon.kz, домой вернулись 11 950 человек. На данный момент 7444 человека, включая 3111 детей, временно размещены в специальных пунктах. МЧС страны, которое …

7 марта 2024

 «Укрспецэкспорт» ведет переговоры с Казахстаном о закупках российской военной продукции для нужд ВСУ, сообщил РИА Новости информированный источник. «Недавно стало известно, что ГК «Укрспецэкспорт» ведет переговоры с Казахстаном о закупках продукции российского ВПК для нужд ВСУ. Ниточки тянутся к зарегистрированным …


Ваш браузер устарел! Обновите его.