В Узбекистане завершились президентские выборы. Предварительные результаты говорят о том, что с большим отрывом предсказуемо победил кандидат от Либерально-демократической партии, премьер-министр страны Шавкат Мирзиёев. Он набрал 88,61% голосов. Окончательные итоги будут объявлены 14 декабря. После смерти прежнего лидера страны Ислама Каримова Мирзиёев был назначен временно исполняющим обязанности главы государства. На этом посту он уже успел проявить себя, наметив основные пути своей будущей политики. RT выяснил, каким будет курс нового президента республики.
Выйти из тени
Шавкат Мирзиёев 13 лет занимал пост премьера при Исламе Каримове. Но, как и все местные политики, он находился в тени первого лица государства, поэтому о нём до сих пор мало что известно. Родился в 1957 году. В 1981 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Был секретарём комсомольской организации, затем парторгом и проректором в этом же институте. Кандидат технических наук, инженер-механик, в 1974-1991 годах он работал на предприятиях ирригационной системы. В 1990 году был избран депутатом Верховного совета Узбекистана, а в 1994-м — нового парламента страны, Олий Мажлиса. С 1992 года занимал пост хокима (главы администрации) Мирзо-Улугбекского района Ташкента. Затем руководил Джизакской и Самаркандской областями. Возглавляет кабмин с декабря 2003-го — дольше, чем все его предшественники.
Столь долгое премьерство говорит о незаурядных способностях Мирзиёева, ведь Каримов не приветствовал продолжительное нахождение людей у власти — 5-6 лет, после чего чиновники переводились на другие посты. И конечно, 13 лет у руля кабмина — это колоссальный опыт и доскональное знание внутриполитических и внутриэкономических процессов.
Красный директор
«То, что Шавкат Миромонович 13 лет находился у руля узбекской экономики, говорит о том, что он сейчас самый разбирающийся человек в этом вопросе в Узбекистане», — сказал в интервью RT руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
По словам Грозина, Мирзиёев — типичный хозяйственник, красный директор, как говорили в 90-е. Основное внимание, по крайней мере в ближайшей перспективе, он будет уделять экономике. А проблем в этой области у страны предостаточно, несмотря на положительные статистические отчёты. И в первую очередь эти вопросы носят социально-экономический характер.
«Узбекистан недавно перешагнул планку в 31 миллион человек. В стране сейчас проживает половина населения всей постсоветской Азии. Столько же примерно, сколько во всех четырёх республиках Центральной Азии вместе взятых, — подчеркнул Грозин. — В экономике много хронических вопросов, которые существуют ещё с советских времён: монозависимость от хлопка, трудоизбыточность, около 70% граждан республики — люди не старше 30 лет. Это проблема: каждый год сотни тысяч человек оканчивают школы и их надо трудоустраивать».
У страны есть также масса структурных проблем в экономике. В Узбекистане сложилась государственно-капиталистическая система со слаборазвитым частным предпринимательским комплексом, с постоянно испытывающим давление малым и средним бизнесом. И в этом вопросе от Мирзиёева можно ждать перемен.
«За те месяцы, что он исполнял обязанности президента, он уделил больше внимания ослаблению влияния государства на малый бизнес, — продолжает Грозин. — Люди связывают с ним надежды на экономические реформы».
Либерализация 2.0
От Мирзиёева в первую очередь ждут шагов по либерализации экономики. И он сам, судя по его предвыборным заявлениям, понимает, что такие меры назрели.
«Страна уже в 2008–2009 годах предпринимала попытки либерализации экономики, тогда по разным причинам это не получилось, — напомнил Грозин. — Сейчас, судя по предвыборной программе и выступлениям Мирзиёева, складывается ощущение, что человек экономическое реформирование видит в качестве своей основной задачи».
Для решения социально-экономических проблем внутри страны Мирзиёев на посту врио президента уже подписал с десяток указов и постановлений, вносящих изменения в решения первого президента Узбекистана. Мирзиёев выступил за принятие закона о противодействии коррупции, предложил либерализовать валютный рынок, объявил амнистию для предпринимателей.
Однако резких шагов от Мирзиёева ждать не стоит. Его либеральные реформы будут носить очень осторожный, дозированный характер.
«В Узбекистане любые реформы в любой области всегда идут медленно и осторожно. Так было при Каримове, так будет и при Мирзиёеве», — подчеркнул Грозин.
Военно-технический роман
«Россия будет играть ту же роль в обеспечении безопасности Узбекистана, что и при Каримове, — заявил Грозин. — Основное военно-техническое сотрудничество у Узбекистана идёт с Россией. Двусторонние отношения не испытывали никогда серьёзных спадов. Даже когда Ташкент выходил из ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. — RT). В России по-прежнему готовят узбекских офицеров в военных вузах. Поставки боевой техники и вооружения увеличиваются. Что касается возвращения Узбекистана в ОДКБ, то оно возможно, если ситуация на юге обострится до такой степени, что Ташкенту понадобится военная помощь».
Статус мигранта
Немаловажную роль в двусторонних отношениях между Россией и Узбекистаном играют трудовые мигранты. По официальным оценкам Ташкента, переводы мигрантов составляют 3-4% ВВП страны. Это очень большая цифра.
Однако при Каримове положение трудовых мигрантов оказалось непростым. Они были предоставлены сами себе и не имели достаточной правовой базы. Мирзиёев попытается изменить эту ситуацию и улучшить положение мигрантов на территории РФ через совершенствование договорно-правовой базы, полагают эксперты. Оптимальным для этих людей было бы присоединение Узбекистана к Таможенному и Евразийскому союзу, но пока Ташкент не готов к такому радикальному решению, поэтому Мирзиёев постарается договориться с Кремлём о юридическом статусе этих людей, считают политолог.