×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/mejdu-russkim-shtykom-i-kitayskim-yuanem/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля

Предлагаем читателям вторую часть интервью с заведующим отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андреем Грозиным (первая часть называлась «Игры на узбекском поле»).

— Андрей Валентинович, в Центральной Азии пять государств вот уже третье десятилетие после развала СССР не могут договориться о реальном сотрудничестве, причем не только политическом, но и экономическом. Почему так происходит? И что может изменится, если Китай будет продолжать наращивать свое присутствие в регионе, а Россия, наоборот, ослаблять его?

— Действительно, экономическое присутствие России в регионе сегодня гораздо меньше, чем было двадцать лет назад. По инвестициям в Центральную Азию она уступает Китаю. Впрочем, ему все уступают. Но я во многом согласен с экспертами КИСИ, которые еще лет пять назад выдвинули идею о том, что один из сценариев будущего — это доминирование в регионе российско-китайского тандема. Условно говоря, «китайский банкир — русский полицейский» или «китайский юань — русский штык»».

Не уверен, что существуют подобного рода неформальные договоренности между Пекином и Москвой, но есть ощущение, что в России нет антагонизма по поводу расширения китайского экономического влияния в регионе. Были две возможные стратегии реагирования на экспансию Пекина – противодействовать либо встраиваться. И решение двухлетней давности о сопряжении ЕАЭС и инициативы «Один пояс – один путь» это демонстрация того, что Россия решила встраиваться.

— Но почему? За ростом экономического влияния рано или поздно ведь последуют попытки политического давления…

— Думаю, в Кремле здраво оценили свой потенциал — играть одновременно и против Запада, и против Китая теоретически, наверное, можно, но затратно, и эта стратегия, скорее всего, приведет к поражению на всех фронтах. Что же касается китайцев, то, на мой взгляд, они реализовали в Центральной Азии пока только первый этап своих экономических интересов. Они посадили на кредитную иглу все государства региона, которым, действительно, приходится теперь учитывать китайский фактор, в том числе, и определяя свою политическую позицию. Например, Таджикистан не входит в ЕАЭС не только потому, что он неоднозначно относится к необходимости тесной интеграции, но и потому, что Китай не заинтересован в этом.

Здесь мы наблюдаем игру интересов двух ведущих центров силы в Центральной Азии – Москвы и Пекина. Есть моменты, которые должны были вызвать бурление в России, как, например, поставки серьезного вооружения – систем ПВО Ташкенту и Ашхабаду, но они не вызвали ажиотажа даже среди военных. То есть какое-то разделение сфер влияния имеется. Оно носит неформальный характер, не имеет устойчивых рамок, и на эту тему вряд ли ведутся переговоры. Но, видимо, имеется общее понимание того, что регион необходим и русским, и китайцам в качестве стабильного предполья. Ну а кто и как будет извлекать деньги из Центральной Азии – это уже вопрос договоренностей.

Кроме того, инициатива «Один пояс — один путь» позволяет Китаю, особо не перестраивая внешнюю политику, постепенно ставить страны Центральной Азии в такую ситуацию, когда они будут бороться между собой за право подойти к китайскому чемодану с деньгами.

А что Китай приобрел в Центральной Азии в ущерб российским интересам — государства или бизнеса? Туркменский газ? Да, его было интересно перепродавать Украине, а свой гнать в Европу, и на этом имели хороший доход лучшие люди королевства. Но для страны в целом этот газ не нужен. Газпрому свой, по большому счету, девать некуда.

Золото в Таджикистане, уголь и уран в Казахстане? Но этого и в России вполне достаточно. Да, есть категории, которые интересны российским корпорациям, тот же уран, например, частично хлопок, частично редкоземельные металлы. Но для экономики страны в целом – некритично. Свою долю сырьевого рынка Центральной Азии российский бизнес осваивал, осваивает и будет осваивать.

Говорят, что китайцы отжимают все больше лакомых кусков на центральноазиатском рынке сырья. Но у кого? У западных партнеров, а не российских компаний.

— То есть России, российскому бизнесу волноваться по поводу китайской экономической экспансии в Центральной Азии не приходится?

— Есть элемент потенциального беспокойства о том, что Китай, постепенно посадив страны этого региона на кредитную иглу и приобретя контрольные позиции в их сырьевых экономиках, сформирует под себя политический ландшафт. Прямо говоря, перекупит элиту, посадив ее на короткий поводок. Но пытаться Кремлю перебить китайские денежные вливания центральноазиатской элите — это неверный путь, который обречен на провал, как провалилась подобная политика в Украине в 2014 году.

Конечно, денежный интерес важен для элитариев, но такие отношения не создают долговременных обязательств сторон друг перед другом, потому что всегда можно кого-то перекупить. Строить на деньгах долгосрочную стратегию – бессмысленно и порочно, на мой взгляд.

— Почему же Китай такими отношениями не гнушается?

— Китай лоббирует элиты, но не требует отношений типа вассал – сюзерен. Он действует более гибко. У него тысячелетний опыт покупки лояльности туземных вождей и всевозможных варварских князей и выстраивания с ними сотрудничества – в этом за ним не угнаться и даже пытаться не стоит.

Россия, как мне кажется, занимает правильную позицию: она старается избегать конкуренции с Китаем в тех экономических сферах, где у китайцев имеется серьезный интерес, но предлагает ресурс, который Пекин не поставляет на экспорт – безопасность, или, если угодно, штык.

— Однако в СМИ все чаще появляются публикации о том, что в Китае бурно развивается рынок частных военных компаний…

— Да, но Китай пока еще нигде не продемонстрировал готовности защищать свои экономические интересы с оружием в руках. Может быть, это время настанет, но не в ближайшей перспективе. Потому что Пекин еще не отказался от внешнеполитического наследия Дэн Сяопина, который учил, что «Китай не должен быть ни для кого лидером», «не должен вступать в альянсы и союзы и заниматься решением чужих проблем». Безусловно, некий пересмотр наследия товарища Дэна в Китае идет, но смена китайской внешней политики – не быстрый процесс.

— А как скажется на Узбекистане и в целом на Центральной Азии обострение отношений между США, с одной стороны, и Россией, Китаем и Ираном — с другой? Причем не только в краткосрочном, но и в среднесрочном и долгосрочном периодах?

— Борьба санкций опосредованно сказывается на всех центральноазиатских государствах, для которых Россия является одним из важных экономических партнеров. В качестве примера: девальвация рубля, снижение долларового содержания зарплат трудовых мигрантов и общего объема их денежных переводов привели к сокращению поступлений валюты в экономики некоторых центральноазиатских стран, в том числе Узбекистана. Кроме того, девальвация рубля сказывается на товарных позициях и товарных потоках.

Кстати, в 2014 году, когда Россия только объявила об ответных продуктовых санкциях, многие в регионе воодушевились, мол, товары из Центральной Азии теперь займут те ниши на российском рынке, с которых подвинули западных поставщиков. Но получилось далеко не у всех – систему ГОСТов РФ смогли пройти очень немногие.

В целом же, конфликт США с Россией, Китаем поставил центральноазиатские государства в сложное положение – им надо делать выбор между этими странами, отходя от комфортной политики многовекторности. А этого делать не хочется. Необходимость выбора создает некомфортную среду для режимов . Как сменить вектор, если у всех перед глазами свежие примеры последствий такой смены? Все прекрасно понимают, что просто сказать «Прощай, Советская империя» не получится.

Кроме того, процесс смены вектора, помимо объективной зависимости от России — географической, экономической, в области безопасности, культуры — осложняет еще и фактор Китая. Отношение к китайскому экономическому присутствию, которое расширяется, усиливается и укрепляется, уже не вызывает у элиты той эйфории, которую можно было наблюдать еще десять лет назад. А общества в странах Центральной Азии всегда смотрели на Китай с опаской. Все понимают особенности отношения народов этого региона к Поднебесной.

То есть получить вместо одного имперского центра другой, еще более своеобразный, никому не хочется, а Запад далеко и не стремится взваливать на плечи ответственность за все, что происходит в Центральной Азии, как, впрочем, и Россия с Китаем.

— Но выбирать придется?

— Знаете, в поведении центральноазиатских лидеров последние два года просматривается неуверенность, благодаря которой, возможно, и появилось у них понимание того, что, может быть, стоит объединиться и тогда будет проще решать проблемы региона. Еще пять лет назад не было даже мыслей созвать консультативную встречу лидеров государств региона, чтобы поговорить, обсудить проблемы. А в марте этого года такая встреча прошла в Астане, на которой даже было заявлено, что «проблемы Центральной Азии будут решать своими силами, без третьих лиц».

— А это возможно?

Интерес мировых центров силы к этому региону снижается. В России никто этого не делал, а было бы интересно провести сравнительный анализ количества материалов о Центральной Азии в средствах массовой информации десять, пять лет назад и сегодня. По моим ощущениям, их стало значительно меньше — и информационных, и аналитических.

Это свидетельствует о снижении интереса и показателей экономической активности России в этом регионе. И дело не только в российских экономических проблемах. Товарооборот России с Германией растет из года в год, и он больше, чем со всей Центральной Азией. Или взять российско-китайский товарооборот — по итогам 2018 года он должен выйти на докризисный уровень. То есть на ключевых направлениях Россия демонстрирует неплохие результаты, а вот со странами ЦА роста нет.

Это говорит о том, что, с одной стороны, российская экономическая политика на центральноазиатском треке ситуативная, зависящая от текущей конъюнктуры, а с другой — у бизнеса снижается интерес к региону, потому что в нем мало интересных предложений, активов, в которых можно поучаствовать.

Такое же снижение интереса мы наблюдаем и в Китае. Четвертая ветка газопровода, которая должна пройти через Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и дальше выйти в Поднебесную, строится уже три года. Точнее, она заморожена, потому что Пекин пока удовлетворен тем объемом газа, который страна уже получает из Туркменистана. Из последних запущенных и реализованных крупных инфраструктурных проектов – Кашаган. Других нет.

При этом Китай начал предъявлять претензии по долгам кыргызам и таджикам. Государства, которые более всего зависимы от китайских кредитов, столкнулись с тем, чего раньше Пекин никогда себе не позволял делать в публичном поле – с жесткими официальными претензиями и указаниями на то, что списания долгов не будет. Видимо, в Китае происходит изменение интереса к Центральной Азии. Он достиг определенной планки экономической экспансии в регионе и теперь переваривает то, что получил, закрепляет завоеванные позиции и оценивает перспективы.

Кстати, не так давно, общаясь с китайскими экспертами, я впервые услышал откровенные высказывания о том, что, может быть, не стоило Пекину так вкладываться в туркменский газовый проект и надолго там задерживаться, потому что, возможно, там нет тех запасов, о которых говорит официальный Ашхабад. Конечно, и раньше такие сомнения были, но они не озвучивались в разговорах с иностранцами. Или, например, высказывалось сомнение в необходимости приобретения доли в Кашагане: «Нужна ли была эта инвестиция?».

— Снижение интереса к региону – это хорошо или плохо?

— Это вызывает обеспокоенность у центральноазиатских лидеров: чем меньше внимания, тем скуднее инвестиции и поддержка – политическая, дипломатическая, финансовая. А нет поддержки – нет ресурсов. Снижение внимания к региону сужает поле возможностей для элиты. Но, с другой стороны, появилась необходимость в перезагрузке региональных отношений. Правда, при этом афганская тематика не сходит с центральноазиатской повестки дня как напоминание ведущим центрам силы о том, что именно Центральная Азия – форпост на границе с Афганистаном.

— Иными словами, надежда на возрождения интереса к региону со стороны США, России и Китая у элиты есть?

— Сложно сказать, окажется ли вновь Центральная Азия в перекрестии интересов трех ведущих мировых центров. Теоретически можно предположить, что если американцы захотят создать русским и китайцам проблемы, то Центральная Азия для этого самая удобная площадка в силу своего геополитического, географического, геостратегического и геоэкономического положения. Администрация Трампа демонстрирует склонность к авантюрным и резким шагам. От нее можно ожидать, что американцы попытаются вернуться в Центральную Азию, расширить там позиции и тем самым создать проблемы и русским, и китайцам, и даже персам.

Нравится нам это или нет, но очень многое зависит от американцев, как они себя поведут. Если они начнут демонстрировать рост интереса к тому, что происходит в центральноазиатском регионе, то автоматически и русские, и китайцы включатся в геополитическую свистопляску. Сейчас мяч на американской стороне: ждем, что они решат с ним делать.

Евгения Мажитова



Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.