Комитет по защите прав потребителей Казахстана в конце марта разыграл так называемую «карту Онищенко»
Сегодня российские средства массовой информации заговорили о начавшейся торговой войне между Россией и Казахстаном. Действительно ли запрет Казахстана на поставку мяса, молока, конфет и майонеза из России можно считать началом полномасштабной торговой войны, или пока прозвучал только предупредительный выстрел в воздух?
Ситуация развивалась следующим образом: из-за девальвации рубля, Астана с 1 марта 2015 года на полтора месяца ограничила импорт российского топлива. Спустя месяц пришел черед продуктов. Комитет по защите прав потребителей Казахстана в конце марта разыграл так называемую «карту Онищенко», перечислив перечень российских продуктов, которые не удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим нормам Астаны. Речь идет о сыре, молоке, мясе, сливочном и подсолнечном масле, майонезе и кондитерских изделиях.
Роспотребнадзор не стал тянуть с ответными мерами и 10 апреля объявил об изъятии из оборота таких казахских продуктов, как кефир, айран, дыня и свекла, а также были изъяты расфасованные в Казахстане американская курага и грецкий орех. Именно эта ситуация в прессе с легкой руки журналистов теперь известна как «торговая война». В Кремле утверждение о «торговой войне» назвали некорректным, в Казахстане заместитель министра экономики Каирбек Ускенбаев также подчеркнул, что «Россия является самой дружественной и близкой страной, никакой торговой войны нет».
Ситуацию прокомментировал руководитель Отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
«Говорить о торговой войне действительно преждевременно, потому что и категория товаров, в которой возникли противоречия, невелика, да и в целом проблемы в товарообороте не вышли на тот уровень, который можно бы назвать серьезными проблемами, влияющими на отношения между государствами, как минимум в сфере экономики. Пока это скорее технические шероховатости», — считает эксперт.
По мнению Грозина, проблема приобрела хоть какое-то звучание именно в силу того, что сложилась определенная политическая конъюнктура. Разнообразные конфликты интересов у российского и казахского бизнеса, в том числе по линии пищевой промышленности, возникали и раньше. «Причем эти проблемы возникли не сейчас, они были и во второй половине 90-х годов, и в начале нулевых, но тогда на эти проблемы обращали гораздо меньше внимания», — вспоминает эксперт.
«Ясно одно, что споры вокруг майонеза, это не та ситуация, которая всерьез может повлиять на отношения между Астаной и Москвой. Такого рода взаимное непонимание оно характерно вообще для любых интеграционных экономических объединений. Сторонам необходимо найти баланс между геоэкономическими интересами, когда интеграция приносит серьезную пользу экономике государства, и с другой стороны стремлением отстоять интересы национальных бизнес-структур», — резюмирует Андрей Грозин.