×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/malchishi-kibalchishi-iz-centralnoy-azii/
Новости
21 мая
20 мая
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая

«Свободная пресса»

Недальновидная политика наших южных соседей грозит региону катастрофой

Разногласия между союзниками по ОДКБ продолжаются. Министерство обороны Таджикистана выступило с заявлением, в котором прокомментировало недавнее высказывание главнокомандующего Сухопутными войсками России Владимира Чиркина о возможных локальных конфликтах на территории стран Центральной Азии. Назвав его «политически некорректным», в военном ведомстве подчеркнули, что такие прогнозы вряд ли будут способствовать налаживанию конструктивных и добрососедских отношений между государствами региона.

Напомним, 26 июня на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности главком сухопутных войск РФ Владимир Чиркин заявил, что «в связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии». Он также сказал, что подписание соглашения о продлении пребывания 201-й российской военной базы в Таджикистане сроком на 49 лет находится на грани срыва. Это то самое соглашение, о достижении которого властями двух стран было помпезно заявлено в сентябре 2011-го года.

Хотя его официальное закрепление еще только предполагалось (речь шла о первом квартале 2012 года), Россия уже тогда подписала акт о передаче от Минобороны РФ Таджикистану более тысячи единиц вооружения, военной и специальной техники, стоимость которой эксперты оценивали в сумму около 1 млрд. долларов. Но теперь ходят слухи, что Таджикистан запрашивает с России плату за аренду базы в размере 300 миллионов долларов в год. Сейчас наша страна не платит за нее ничего – считается, что ее наличие одинаково выгодно для обеих стран. На претензии Чиркина Минобороны Таджикистана ответило, что «работа по уточнению позиций сторон продолжается и, при проявлении доброй воли и взаимопонимания, завершится в установленные сроки».

Стоит заметить, что эти критические выпады со стороны обеих стран проходят на фоне недавнего решения Узбекистана о приостановке своего членства в ОДКБ, что в сумме совершенно ясно дает всем понять, что среди союзников по «восточному НАТО» согласия нет.

Мы попросили прокомментировать эту противоречивую ситуацию заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина:

– Я считаю, что в словах командующего действительно есть очень большая доля реальной оценки ситуации. Дело в том, что возможность локальных конфликтов между государствами региона существует как минимум несколько последних лет. Особенно сложные отношения между Таджикистаном и Узбекистаном. Периодически то одна, то другая страна выводит на границу с соседями тяжелую технику, — в последний раз подобная «игра мускулами» наблюдалась полтора месяца назад. Поэтому очевидно, что это постоянно существующее взаимное недоверие при неблагоприятном стечении обстоятельств может перерасти в локальный конфликт. Наш главком лишь констатировал давно свершившийся факт. Пока государствам удается балансировать на тонкой грани – с одной стороны, идет перманентное размахивание саблями перед соседями, с другой — режимы понимают, что и их армии, и сами они достаточно хрупки. Военное столкновение с совершенно неясными перспективами может опрокинуть эти режимы за несколько минут. Поэтому пока все ограничивается взаимной жесткой риторикой.

«СП»: — Чем объясняются сложности в подписании соглашения по 201-й военной базе?

– Эта стандартная позиция всех центральноазиатских республик – многовекторная политика по балансированию между ведущими мировыми центрами силы и извлечение максимальных выгод из этого балансирования: тактических политических, тактических экономических и т.д. Существование современных центральноазиатских стран основывается на этом балансировании между Россией, США и Китаем. Кто-то, как Казахстан, делает это более аккуратно, а кто-то, как узбеки, делает это, шарахаясь из стороны в сторону, в зависимости от политической конъюнктуры. Таджикистан делает то же самое: теперь он хочет свою якобы пророссийскую ориентацию продать за живые деньги, поэтому с базой сложилась такая ситуация.

«СП»: — Ему вообще выгодно наличие на своей территории нашей военной базы?

– Безусловно, да. Я бы не стал здесь ставить знак равенства между азербайджанской позицией по Габалинской РЛС и 201-й базе в Таджикистане. И жители этой страны, и политический режим, который там сейчас сложился, заинтересованы в том, чтобы эта база там была. Потому что если после 2014-го года события в Афганистане начнут развиваться по худшему сценарию, и талибы пойдут на север, понятно, что Запад не будет защищать эти политические режимы при всем их нынешнем интересе к странам региона.

«СП»: — Чем вы объясняете решение Узбекистана о приостановке своего членства в ОДКБ?

– Тем, что американцы просто перекупили Каримова, предложив ему в качестве нечлена ОДКБ статус ключевого игрока в деле обратного транзита грузов из Афганистана, который скоро начнется. Освободившись от обязательств, которые накладывает ОДКБ, Узбекистан теперь может себе позволить все, что угодно: открыть базы, принять на хранение тяжелую технику и т.д. Это все может быть представлено самым мягким образом, но понятно, что там будут американские военные специалисты в погонах. Во многом это происходит из-за того, что политика Ташкента очень персонифицирована и сильно зависит от воли одного человека: от его настроения, самочувствия, с какой ноги он встал и т.д.

«СП»: — Вы сказали, что политика центральноазиатских стран ориентирована на извлечение тактических выгод, но насколько она дальновидна со стратегических позиций?

– Конечно, она недальновидна. В следующие два года будет очень выгодно быть нечленом ОДКБ и зарабатывать деньги на бегстве американцев из Афганистана. Потом, если вдруг появятся проблемы с талибами, и они, свалив режим Хамида Карзая, начнут «наводить порядок» в сопредельных государствах, можно будет опять войти в ОДКБ и спрятаться за его спиной. Тем более, что такие прецеденты уже были. Это ситуативность ориентации в решении проблем по типу Мальчиша-Кибальчиша: «день простоять, да ночь продержаться». В это вся суть политических режимов всех стран Центральной Азии, кроме, пожалуй, Казахстана – там стараются просчитывать свою политику на десятилетия.

Но кроме политической составляющей есть еще и экономическая. Какие-то государства более, какие-то менее успешны в своем постсоветском развитии, но все они, так или иначе, приняли сырьевую модель развития экономики. Они все испытывают на себе серьезные последствия колебаний цен на сырье, и экономический кризис бьет по всем примерно одинаково. В конечном итоге это выливается в недовольство социумов в центральноазиатских республиках. Как показал опыт «Арабской весны», усталость от единоличного правления лидеров каких-то стран, помноженная на экономические сложности, может привести к массе проблем уже в политической и военной плоскости. Когда наш главком говорил о возможности возникновения военных конфликтов между странами региона, он, конечно, отчасти преследовал определенные цели в переговорном процессе по базе, но взрывной потенциал региона очень велик.

Виктор Савенков


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.