Подготовка к местным выборам в Украине стартовала и идет полным ходом. ЦИК уже формирует территориальные избиркомы, участковые комиссии также находятся на стадии создания. При этом законодательство в нынешнем году изменилось: стремясь избежать манипуляции голосами избирателей, Верховная Рада голосами коалиции приняла новый закон о местных выборах — теперь депутаты райсоветов и выше будут избираться по смешанному принципу, а сельские и поселковые депутаты — по мажоритарной системе.
Страсти предстоят нешуточные. Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин уже спрогнозировал, что борьба на выборах в местные советы будет жестокой. По его мнению «схватка будет чрезвычайно жестокой, потому что одни будут пытаться закрепить свой успех, а другие взять реванш». По его мнению, людям в такой ситуации «нужно пристально смотреть, и не выбирать войну, продолжение войны, потому что людям нужны спокойствие, определенность, нужна уверенность, что завтра будет нормальная жизнь для них и их детей».
Как повлияют местные выборы на украинскую политическую жизнь, как отразятся их результаты на правящей элите и простом народе? Об этом и многом другом портал Материк.ру спросил у главного редактора журнала «Однако» Михаила Леонтьева:
— Михаил Владимирович, насколько, по Вашему, важны для ситуации на Украине местные выборы 2010 года?
— Местные выборы очень важны для Украины в силу политически осознанной региональности. Кроме того, для многих политических сил на Украине, а политика там дробна, местные выборы являются шансом. Когда речь идет об общенациональных выборах, то желание голосовать за партию- аутсайдера сдерживается у ее потенциальных избирателей самим этим фактором. А на местных выборах для таких партий появляется надежда на успех в разных регионах, что уже потом составляет для них стартовую площадку.
На Украине есть достаточно сильные региональные пророссийские партии. Но достаточного количества ресурсов у них нет, в том числе и медиа-ресурсов. А в регионах они имеют позиции и могут на них закрепиться, к примеру — одесская «Родина», которая является, в чистом виде, наиболее прообъединительной партией. Но все это сводится на нет, потому что украинская политическая система построена на совершенно открытом коррупционном торге: при выборе кандидатов, игре между кандидатами, поддержки кандидата той или иной политической силы и т.д. идет просто прямая продажа. Продажа мест, поддержки, политическая составляющая которых ничтожна.
— Как повлияют на результаты местных выборов поправки в закон об их проведении, сделавшие возможным участие новых политических сил?
— На мой взгляд, это уступка Партии регионов, потому что если бы они препятствовали появлению невраждебных регионалам партий то, безусловно, весь негатив аккумулировался бы прямыми противниками. Я думаю, что то, что регионалы выступали раньше против таких поправок, а теперь – за, связано с тем, что они думали воспользоваться своей внушительной победой, то есть, своим контролем над административным ресурсом. Может быть, несколько по модели «Единой России». Но на Украине такая модель не действует и не может действовать.
— Угрожает ли отставка Кабинету Азарова, и что она может означать для стабильности на Украине и позиций Президента Виктора Януковича?
— Я, собственно, и не понимаю, почему должна угрожать отставка правительству Азарова. Его Кабинет, — по постсоветским масштабам, − сильный и дееспособный. Если это, конечно, не связано с коррупционно-коммерческими раскладами внутри правящего блока, учитывая, что нынешняя власть, по сути, представляет собой коалицию кланов.
— Как вы оцениваете внесенный в Верховную Раду депутатами от Партии регионов, Компартии и Блока Литвина Александром Ефремовым, Петром Симоненко и Сергеем Гриневецким законопроект «О языках на Украине»?
— Исходя из подлости ситуации в целом — это единственная возможность частично реализовать хоть какие-то обещания, которые регионы давали людям. Потому что признание русского языка государственным политически неприемлемо для нынешней системы. И если Янукович хочет оставаться системным политиком, — а он, собственно, показал свою способность быть системным политиком, именно поэтому его и допустили к власти те, кто являются гарантами этой системы, — то он, конечно, не может объявить русский язык государственным. Это все, на мой взгляд, является стратегически вредной линией на то, чтобы избежать обсуждения главного вопроса, − что проблема политическая Украины — это проблема воссоединения с Россией в единое государство. Все остальное — это ни о чем. Таким образом, этот законопроект ни про что.
Защита этнокультурных прав русского и русскоязычного населения на территории Украины является задачей предельно пошлой. Реальной задачей является воссоединение. Ликвидация совершенно абсурдной, безумной и глупой ситуации – наличие двух кусков единой страны и единого народа. Часы тикают, и операция по восстановлению единого тела не может откладываться бесконечно.