×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/kirgizskaya-ekonomika-spustya-20-let-suvereniteta/
Новости
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая
7 мая
6 мая
3 мая

Сентябрь 2011 года стал юбилейным для независимой экономической деятельности. Однако достижений в области экономики практически никаких. Этот факт констатировали впервые за долгие годы и официальные власти: «За последние двадцать лет наша страна больше потеряла, чем построила, — заявил в день независимости премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев. — Главное достижение, наверное, состоит в том, что мы сохранили единую страну. Но этого мало. Нам еще только предстоит достичь независимости настоящей — энергетической, экономической». Таким образом, двадцать лет суверенного развития привели к полной потери экономической, финансовой, продовольственной и энергетической зависимости страны от внешних акторов.[1]

За двадцатилетний период своего суверенного развития Кыргызстан прошел достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 85% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики (без учета данных национализации последних двух лет). Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются государством, не превышает 10-15% объема ВВП. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми. Однако республику не перестают лихорадить кризисы, причем не только экономические, но политические, основной причиной которых служат проблемы экономического характера (крайне низкий уровень благосостояния населения, социальное неравенство, низкая степень социальной защищенности, а самое главное низкая эффективность национальной экономики).

2011 г. Кыргызстан проходит с обнадеживающими макроэкономическими показателями в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансово-экономического кризиса 2008 г.. По официальной статистике во всех сферах экономики наблюдался высокий темп роста, реальный экономический рост ВВП по предварительным данным за 9 месяцев составил около 6,5 процентов, против (-) 0,2 процента за соответствующий период 2010 года. Заметнее всего росла промышленность – около 18 % роста:

— рост энергетики отмечается — на 30%,

— горонодобывающей промышленности — на 16,9%,

— текстильного и швейного производства – на 29,4%,

— производства строительных материалов – на 31,7%.

Годы рыночных преобразований в Кыргызстане существенно изменили не только экономический уклад страны, но и создали уже значительный класс собственников и менеджеров, заинтересованных в долговременном подъеме экономики, готовых находить эффективные решения даже в условиях относительно неблагоприятной экономической ситуации. Однако политический кризис, острая фаза которого пришлась на весну 2010г., высветил фундаментальные проблемы национальной экономики, складывавшиеся продолжительное время.

Теперь уже для многих, очевидно, что рыночная система хозяйства – не панацея. Дело не только в провальной сущности безоглядного перехода к рынку. В завоевывающей все больше сторонников разработанной под эгидой ООН концепции устойчивого развития общества и экономики решительный поворот сделан в сторону гумманизации социально-экономической жизни общества, обеспечения действенного контроля за эффективностью использования природно-ресурсного потенциала земли в интересах всего населения планеты, соблюдения прав и свобод граждан, социальной защиты населения на путях более равномерного распределения доходов и капиталов. Эта концепция получила названия третьего пути.

Именно эта идея третьего пути все больше позволила сочетать в себе большие демократические свободы и невозможность жесткого антикризисного управления экономикой, что и привело в политическому и социально-экономическому кризису в Кыргызстане. Нам следует быть крайне осторожными в своем выборе. Необходимо помнить, что человечество сейчас переживает глобальный кризис современной постиндустриальной системы. И нужно не усугублять собственными действиями у себя дома и во внешней политике этот кризис, а добиваться глобального перераспределения рисков, связанных с его опасными проявлениями. Все эти положения становятся аксиомами, если их переложить на киргизский опыт функционирования искусственной рыночной модели, основой которого является право сильного (понимать как право, подкрепленное административным ресурсом), а не неприкосновенность права собственности и права бизнеса работать в работать в равных конкурентных условиях.

Оценивая состояние экономики КР, следует отметить, что она находится в тисках системного кризиса, сочетающего в себе элементы финансового, денежно-кредитного и структурного кризисов, осложненных недоразвитостью рыночных механизмов регулирования экономики в период рыночного реформирования.

Появившиеся позитивные тенденции по результатам двух десятилетий реформ не дают, однако, оснований для успокоенности. Во-первых, заметный рост после масштабного спада (1992-1996гг. и 2009-2010 гг.), особенно при наличии значительных незагруженных мощностей, – естественное явление. Во-вторых, появляются признаки того, что импульс, вызванный стабильностью сома (с 1999г. НБКР наконец-то удалось выработать более эффективную финансовую политику стабилизации сома), практически исчерпан и рост существенно замедляется, если не сходит на нет, т.к. потенциал роста даже при сохранении благоприятных внешних условий не является устойчивым. В-третьих, ненадежность достигнутых результатов определяется тем, что развитие национальной экономики продолжает находиться под огромным влиянием внешних факторов, слабо зависящих от усилий предпринимателей и государства. Речь идет о внешней финансовой зависимости от зарубежных инвестиций. Если же благоприятная внешняя конъюнктура нарушится, экономика снова окажется в тяжелом положении, в том числе перед угрозой неспособности платить по долгам, сокращения возможностей выполнять социальные обязательства государства, падения курса сома и т.п. Таким образом, и постепенное исчерпание текущих возможностей экономического роста, и острота внешних опасностей свидетельствуют о том, что страна снова находится перед дилеммой: жить под угрозой оказаться на длительное время в состоянии застоя или принять энергичные меры по созданию условий для высокого и устойчивого роста, без которого невозможно рассчитывать на какое-либо приемлемое решение острейших социальных проблем. Многие экономисты согласны с тем, что сейчас есть шанс пойти по второму пути. Важно его не упустить. Главное – избавляться от угрожающей внешней зависимости. Способ один – повышение конкурентоспособности национальной продукции, особенно в сфере переработки. Следовательно, на первый план выходит не просто экономический рост, а его качество.

Попытаемся определить истоки формирования кризисных явлений в национальной экономике Кыргызстана. Очевидно, что к причинам кризиса у нас с полным основанием, как и в других странах СНГ, можно отнести следующие факторы:

• Экономический кризис обусловлен непродуманностью реформ, промахами

в банковской, торговой, производственной сферах;

• Ориентиром экономического роста считают валовые темпы прироста экономики, тогда как следует ориентироваться на обеспечение устойчивого роста на базе увеличения конкурентоспособности производства и повышения уровня жизни населения;

• Главная беда в условиях рыночных преобразований не в остроте внутреннего кризиса экономики, а в глубокой зависимости от внешних сил;

• Поворот к цивилизованному развитию экономики в ХХI в. должен базироваться не на мнимых демократических свободах, лишенных моральных ограничений, а опираться на предпринимательскую инициативу и разумную деятельность государства в процессе активного регулирования национальной экономики.

Таковы общие предпосылки экономического кризиса в Кыргызстане. И как показывает экономическая практика, в республике все перечисленные причины подтверждаются статистическими данными. Периодический рост показателей валового продукта, к сожалению, носит статистический характер, а частью маскирует то, что республика не смогла полностью оправиться от потерь даже в валовых объемах по сравнению с дореформенным уровнем.

Главный экономический показатель – ВВП (диаграмма 1). Несмотря на кажущиеся увеличение темпов роста ВВП говорить об экономическом росте уже не приходится: экономика в целом, состояние которой выражает ВВП, не восполнила спад, образовавшийся в первые годы оголтелых рыночных реформ, более того темп роста ВВП так и не сравнялся с докризисным уровнем 1997г. (109,9%) и 2008 г. (107,1%).

Диаграмма 1

Эйфория, таким образом, связана с ростом валовых объемов потребления на фоне стабилизации сома, наращивания объемов за счет увеличения нагрузки на существующие мощности и высокий темп роста инфляции. Об исчерпанности ресурсов ее дальнейшего роста свидетельствуют социальные взрывы 2005г. и 2010г., низкие темпы наращивания ВВП по сравнению с дореформенным уровнем, выработанные ресурсы промышленных мощностей, отсутствие собственных и дефицитность внешних источников инвестиционных средств. Налицо две главные тенденции — развитие некоторых признаков стабилизации экономики при низком жизненном уровне населения и одновременно сохранение в производстве и социальной сфере ряда кризисных процессов.

По данным отраслевого роста в КР наблюдалась устойчивая тенденция роста непроизводственной сферы экономики до 2009 г., что вызвано меньшим уровнем риска потери вложенного капитала, благодаря ускоренной оборачиваемости, низкой капиталоемкости этих отраслей и наличием рынка сбыта в сопредельных странах. Исключением является развитие связи и транспорта, что, к сожалению, в большей степени обусловлено не ростом потребностей производственной сферы, а необходимостью обслуживания импорта и потребностью в более современной связи. Однако, данная тенденция также сменила свой вектор роста на сокращение объемов, сначала в 2009 г. это было обусловлено негативным влиянием последствий мирового финансового кризиса в 2008 г., что привело в резкому падению покупательной способности в сопредельных странах и снижению объемов реимпорта, затем в 2010 социальный взрыв в республике привел к очередному политическому кризису, который не исчерпан до сих пор.

Основными причинами, повлекшими нестабильность функционирования промышленности в целом и ряда ее отраслей, являются:

Ø наличие на большинстве предприятий физически и морально устаревшего оборудования, для обновления которого необходимы инвестиции, что лишает возможности производить конкурентоспособные товары даже для внутреннего рынка;

Ø влияние данного фактора усугубляется практическим отсутствием протекционистских мер по поддержке местных товаропроизводителей на внутреннем рынке, что практически лишило их рынков сбыта;

Ø недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок и их краткосрочности существенно ограничивает возможности финансирования технического перевооружения предприятий, применения новых технологий;

Ø высокий уровень налогообложения не позволяют предприятиям накапливать финансовые средства и использовать их на обновление основных фондов, пополнения оборотных средств;

Ø массовый вывоз за пределы республики сырьевых ресурсов, включая сельскохозяйственное сырье, разрыв кооперированных связей между предприятиями республики снизили коэффициент использования имеющихся производственных мощностей до 34 %;[2]

Ø нарушение прав собственности крупного бизнеса.

Сокращение объемов выпуска потребительских товаров, их слабая конкурентоспособность привели к вытеснению местных товаропроизводителей с внутреннего товарного рынка республики. Доля продаж товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота внутреннего рынка в 2010г. составила 25-30 %. В 2010г. не работало 53 крупных промышленных предприятия. Из 267 важнейших видов промышленной продукции по 102 (38,6%) наименованиям снижен объем производства, а по 50 наименованиям (18,7), продукция не производилась.[3]

Таким образом, общее состояние промышленности крайне неустойчивое, а некоторые отрасли находятся в глубоком кризисе. Такое положение обусловлено исчерпанием ресурсного потенциала большинства отраслей (степень износа основных фондов достигает 90%), потерей рынка сбыта, низкой технологичностью и конкурентоспособностью продукции, вывозом сырьевых ресурсов , вымыванием дешевых и качественных товаров.



[1] Кыргызстан. 20 лет спустя. Д. КАРИМОВ, Бишкек – ИА «24.kg», URL: http://www.24.kg/politic/107907-kyrgyzstan-20-let-spustya.html

[2] По данным Национального статистического комитета КР.

[3] Там же.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

12 апреля 2024

Премьер-министр Киргизии Акылбек Жапаров заявил, что правительство страны не причастно к прекращению работы российских карт «Мир» в стране. Это решение ассоциации частных банков. По его словам, работа карт «Мир» принесла самой Киргизии больше пользы, чем России. Сейчас местные власти изучают …

2 апреля 2024

С 5 апреля в Киргизии перестанут обслуживать карты «Мир», сообщил оператор местной платежной системы «Элкарт». Решение принято из-за санкций США против Национальной системы платежных карт (НСПК) — оператора платежной системы «Мир». В НСПК сказали Frank Media и «Прайму», что «Элкарт» прекратит обслуживать карты «Мир» …

12 марта 2024

Президент Белоруссии Александр Лукашенко принял решение освободить от должностей послов республики в Швеции, Финляндии, Германии, а также в Киргизии. Его указ опубликовали на национальном правовом интернет-портале страны. Согласно документу, с должности чрезвычайного и полномочного посла Белоруссии в Королевстве Швеция и по совместительству в Королевстве Норвегия сняли Дмитрия Мирончика. Также пост чрезвычайного и полномочного посла …


Ваш браузер устарел! Обновите его.