×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/gruziya-v-nato-kratkiy-put-ot-namere/
Новости
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
11 июня

Материк публикует авторский цикл статей «Грузия – в НАТО: по факту, без формализма и конкретно» исполнительного директора Института стран СНГ в Севастополе, кандидата политических наук, капитана 1 ранга запаса, председателя Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России Сергея Горбачева. Представляем вашему вниманию первую «подачу». Следите за продолжением…

Альянс к России всё ближе… (1-я подача)

 Конец уже 2020 года, несмотря на раннее коронавирусное предновогодье, а также начало 2021-го, априори предполагающие политическое затишье, были богаты на громкие заявления. Очевидно, не в последнюю очередь это связано с американским «межсезоньем», когда при трампо-байденской «смене вех» можно выловить рыбку в не совсем чистой воде, отбросив обычно сдерживающие скрепы  нерешительных оглядок и различных сомнений. Это относится и к вопросу перспектив вступления Грузии в НАТО.

 Предыстория: краткий путь от намерений – к взаимодействию

 На финише мирового политического сезона почти одномоментно целый ряд политиков и экспертов сделали ряд заявлений по поводу перспектив развития отношений Украины, Грузии и Молдавии с Североатлантическим альянсом. По мнению некоторых аналитиков это свидетельствует о дальнейшем, но более настойчивой и сжатой по времени реализации курса Запада на создание эффективного и слаженного антироссийского пояса постсоветских держав на юго-западе Российской Федерации в её нынешних границах. Причём этот пояс пролегает на территориях, на протяжении веков принадлежащих собственно России – Российской империи и Советскому Союзу, что принципиально отличает нынешнюю ситуацию от существовавших ранее «антибольшевистских кордонов» и «железных занавесей». Кроме того, это стратегическое направление имеет значительный морской сегмент, включающий не только акватории Черного и Азовского морей, но и примыкающее к нему с точки зрения параметров перспективного театра военных действий Восточное Средиземноморье.

Следует отметить: практическая деятельность Организации Североатлантического договора за семь десятилетий её существования, непрерывно совершенствуясь и развиваясь, приобрела различные формы. Причём, степень участия в организации собственно членов альянса различна. К примеру, Исландия, не имея собственных регулярных вооруженных сил, тем не менее, важна как плацдарм и транзитный хаб для флотов и авиации НАТО. Инфраструктура страны  играет огромную роль как стратегически важный опорный пункт в Северной Атлантике, здесь могут осуществляться  практически любые транспортно-логистические операции. В то же время Украина на базе статуса «партнёра расширенных возможностей» (Enhanced Opportunities Partner, EOP) участвует в различного рода мероприятиях активнее, чем иные полноправные члены блока, в том числе предоставляя свою территорию для решения широкого спектра задач.  То же самое можно сказать и о Грузии, как и Украина находящейся под внешним управлением.

Несмотря на заверения (правда, устные) США и коллективного Запада не расширять НАТО на Восток после ликвидации Организации Варшавского в 1991 году, эти декларации сразу же были дезавуированы на практике. Уже в следующем году было положено начало отношениям Тбилиси и Брюсселя –  в 1992 году уже ставшая самостоятельной Грузия вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 года – Совет евроатлантического партнёрства). Стоит отметить: постепенное и последовательное «вливание» Грузии в альянс происходило при руководстве страной Э.А. Шеварднадзе, ближайшего соратника разрушителя СССР М.С. Горбачева.

В 1994 году Тбилиси присоединился к программе «Партнёрство ради мира», направленной на расширение сотрудничества в области безопасности и обороны между НАТО и отдельными странами-партнёрами. В 1997 году Грузия ратифицировала Соглашение о статусе сил и с 1999 года направляет свои миротворческие подразделения в состав Сил для Косово (KFOR). В 1999-м последовало присоединение к программе «Процесс планирования и анализа». С этого времени грузинские военные на регулярной основе стали участвовать в совместных со странами альянса учениях. В дальнейшем это сотрудничество стало углубляться и расширяться по различным направлениям, в т.ч. в подготовке кадров.

С 2001 года Грузия стала играть роль перспективного плацдарма – на её территории на регулярной основе стали проводиться многонациональные военные учения в рамках программы «Партнёрство ради мира», практически обязательным стал заход НАТОвских кораблей в грузинские порты.

В 2002 году Грузия (опять же, ещё при президенте Шеварднадзе) заявила о своём стремлении стать членом НАТО и о намерении разработать Индивидуальный план действий партнёрства с НАТО. В 2003 году на саммите в Стамбуле лидеры стран НАТО, уделив особое внимание стратегически важным регионам – Кавказу и Центральной Азии, – приняли решение об учреждении должности специального представителя генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии.

С приходом к власти Михаила Саакашвили связи с Западом и, соответственно, с альянсом стали ещё более тесными. В 2004 году Грузия стала первой страной, согласовавшей разработанный за два года Индивидуальный план действий партнёрства с НАТО. С этого же года грузинские вооружённые силы начали сотрудничество с альянсом в рамках Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане.  2005 году Брюссель и Тбилиси подписали соглашение о транзитном следовании, на основании которого страны НАТО и другие государства, выделившие воинские контингенты для ISAF, могут использовать грузинскую территорию для транзита материального снабжения своим войскам в Афганистане. В 2006 году грузинский парламент проголосовал единогласно за интеграцию Грузии в НАТО.

С приходом к власти ярого западника Михаила Саакашвили (после «революции роз» 2003 года) Грузия стала системно укреплять связи с НАТО с перспективой вступления в эту организацию. 5 января 2008 года в Грузии одновременно с президентскими выборами был проведён референдум, по результатам которого за присоединение к НАТО высказались 77 процентов грузинских избирателей. Уже в феврале Михаил Саакашвили направил письмо генеральному секретарю НАТО Яаапу де Хооп Схефферу, в котором была выражена готовность грузинской стороны присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ).

Следует отметить: США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция американцев была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие подключению Украины и Грузии к ПДПЧ оказали Германия и Франция, их поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия.

Тем не менее, несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в организацию для них расчищена и необходимо лишь немного подождать. Главы государств и правительств стран-членов блока заявили в Бухаресте, что Грузия и Украина станут членами НАТО, когда будут соответствовать предъявляемым требованиям к членству в этой организации. Это решение было подтверждено на последующих встречах в верхах, Брюссель и Тбилиси продолжили активный политический диалог и практическое сотрудничество в целях содействия Грузии в реализации её евроатлантических устремлений.

Правда, через несколько месяцев возникла проблема на этом пути – случилась Война 08.08.08, обрели независимость Южная Осетия и Абхазия, и на их территории   были размещены российские войска. Тем не менее, их
присутствие не помешало Тбилиси и Брюсселю продолжить процесс, начатый в Бухаресте, грузинское руководство стало рассматривать членство в альянсе как гарантию стабильности и безопасности в регионе, в том числе в бассейне Чёрного моря.

Сразу же после начала конфликта генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер призвал противоборствующие стороны в зоне конфликта немедленно прекратить боевые действия и вернуться к мирным переговорам. В то же время он признал, что альянс не имеет мандата на то, чтобы «играть прямую роль на Кавказе». 19 августа 2008 года на экстренном заседании Североатлантического совета министры иностранных дел стран блока призвали к мирному и устойчивому разрешению конфликта на основе соблюдения независимости, суверенности и территориальной целостности Грузии. Они высказали сожаление в связи с применением силы в конфликте, выразили особую озабоченность в связи с «несоразмерными военными действиями России, что несовместимо с её миротворческой ролью».

27 августа Совет НАТО на уровне послов, обсудив отношения альянса с Россией и Грузией в связи с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, осудил это решение и призвал его аннулировать, выразив полную поддержку принципу территориальной целостности Грузии. В начале сентября в Тбилиси прибыла группа экспертов НАТО для оценки ущерба, причинённого грузинской военной инфраструктуре в ходе конфликта. 15-16 сентября в Тбилиси состоялось выездное заседание совета НАТО на уровне послов. Участники заседания обсудили продолжение сотрудничества между Грузией и НАТО в рамках программы «Интенсивное партнёрство». 15 сентября 2008 года была учреждена Комиссия НАТО-Грузия, призванная руководить оказанием помощи Грузии в восстановлении её военной инфраструктуры, а также содействием в её продвижении к членству в НАТО.

Часть 2 — Грузия – в НАТО: от взаимодействия – к членству



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

7 июня 2025

Хотя тема конференции сконцентрирована достаточно локально, так или иначе в выступлениях звучала тема послевоенного устройства мира, в частности – будущего Украины. «Ливадийский дворец уже в пятый раз принимает научно-практическую конференцию «Соловьёвские чтения». Она названа в честь контр-адмирала Владимира Евгеньевича Соловьёва, …

10 марта 2025

Ситуация для Киева ухудшается с каждым днём. Следом за прекращением военной помощи из США приходят новости о значительном ограничении в передаче разведывательной информации для ВСУ. А теперь стало известно о приостановке поддержки истребителей F-16 на Украине – переданные самолёты без …

10 января 2025

Трамп собирается присоединить Канаду и Гренландию, а также добиться контроля над Панамским каналом. Варианты включения новых территорий в границы США всерьёз обсуждают и американские сенаторы. В Кремле отметили, что если Трамп в своих притязаниях аппелирует к мнению людей, то необходимо …


Ваш браузер устарел! Обновите его.