×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/grozyat-li-kazahstanu-bolotno-saharnye-scenarii-posle-vyborov/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля

Накануне RU

В Казахстане прошли выборы в нижнюю палату парламента – Мажилис. Главной неожиданностью стало то, что парламент перестанет быть однопартийным. Впрочем, успехи двух оппозиционных партий едва ли можно считать значительными – они несущественно преодолели 7-процентный порог. С правящей партией «Нур Отан», набравшей 80%, в парламенте будут вести диалог коммунисты (КНПК) и партия среднего класса и мелкой буржуазии – «Ак Жол». В политической жизни Казахстана есть много аналогий с российской действительностью. Как и у нас, оппозиция лишь носит соответствующую вывеску, а в действительности оглядывается на администрацию, говорят политологи. Как же воспримет итоги выборов население Казахстана? Не последует ли за событиями в Жанаозене и прошедшими выборами «центрально-азиатская» весна? Или сделанный выбор отражает чаяния народа?

На выборах в парламент Казахстана пропрезидентская партия «Нур Отан» набирает 80,74%, «Ак Жол» — 7,46% коммунистическая партия – 7,2%.

Кроме того, за партию патриотов Казахстана проголосовало 0,89% избирателей, за партию «Адилет» — 0,66%, за партию «Ауыл» — 0,46%, за Общенациональную социал-демократическую партию — 1,59%, Партию патритов — 0,89%.

Для попадания в парламент установлен 7-процентный порог. Между тем, новое законодательство Казахстана делает необходимым присутствие второй партии, даже если она не набрала 7% голосов.

Итоги выборов в Казахстане для Накануне.RU прокомментировал завотделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Вопрос: Как Вы оцениваете итоги прошедших выборов? Можно ли сказать, что фактор Жанаозена сыграл какую-то роль?

Андрей Грозин: Неожиданностью стало, пожалуй, то, что двум партиям удалось преодолеть 7-процентный барьер. Многие эксперты были убеждены в том, что никому 7% пройти не удастся и что в парламенте будет две партии, чего требует новое законодательство. «Ак Жол» в качестве спарринг-партнер партии власти «Нур Отан» рассматривался всеми и именно его прочили в качестве наиболее вероятного кандидата на прохождение в Мажилис. То, что прошла Коммунистическая народная партия Казахстана, — в определенной степени неожиданность, но и это можно было, в принципе, предсказать, судя по достаточно наступательной предвыборной кампании, с одной стороны, с другой стороны, по той поддержке, которую ей оказывала администрация президента. Кроме того, на имидж так называемых народных коммунистов сыграла и общая ситуация – полевение электората, которое наблюдается на всем постсоветском пространстве. А наши политические процессы, казахстанские и российские, вообще очень похожи. Да, естественно, там есть своя специфика, но с точки зрения макрополитики, электоральной политики, есть очень много схожих моментов. Кроме того, ясно, что сконструированная в свое время администрацией коммунистическая партия устраивает власть полностью, в отличие от КПК – бывшей партии, которой не дали возможности участвовать в выборах под весьма спорными предлогами. Естественно, весь электорат, который настроен протестно, был вынужден голосовать за партию Косарева, просто выбирая лучшее из худшего. Ведь и в «Ак Жол», насколько можно судить, смена руководства была инспирирована в высших эшелонах власти республики. Она позиционировала себя как партия среднего класса, мелкой буржуазии.

Вопрос: Аналог нашей «Справедливой России»?

Андрей Грозин: Да, в каком-то смысле. Ясно, что электорат подобного рода партии невелик. Кто-то голосовал за радикальную оппозицию, но власть была не заинтересована в том, чтобы такая самая конструктивная часть неконструктивной оппозиции попала в парламент. Поэтому прошли коммунисты Косарева.

Вопрос: И что это значит для республики? Ведь президентская вертикаль в ней, так или иначе, останется ведущей?

Андрей Грозин: Действительно, итоги выборов не несут серьезной интриги, парламент перестанет быть однопартийным, что улучшит имидж страны, а «цивилизованное сообщество» очень долго добивалось того, чтобы в парламенте заседала не одна партия, а хотя бы две или три. Вопросы со стороны «вашингтонского обкома», что называется сняты. Но я думаю, что делалось это не столько для того, чтобы меньше спрашивали в этом «обкоме», сколько, исходя из общих электоральных тенденций и в Центральной Азии, и на постсоветском пространстве в целом. Наступивший год будет очень сложным – и в экономическом, и в социальном смысле для всех государств, ориентированных на так называемую сырьевую модель развития, — что для России, что для Казахстана, что для Узбекистана, Туркмении и Азербайджана. Спрос на наше сырье падает на европейских рынках, вполне возможно, что начнется падение спроса на постсоветское сырье и у наших восточных соседей.

О том, как будет развиваться экономика Китая, сейчас очень много спекуляций. Но если там будет общее замедление, синхронизированное с западной рецессией, то денег в наши бюджеты будет приходить меньше, а социальные расходы будут урезаться, поэтому будет расти градус социального недовольства, тем более, в Казахстане, где прошлый год охарактеризовался появлением таких явлений, как исламистский терроризм и как события в конце декабря на западе страны – расстрел в Жанаозене, нанесший очень серьезный удар по имиджу республики и действующего президента.

Я так понимаю, основной целью власти было стремление продвинуться по пути реформы политической системы. Необходимость этого не отрицается и основными спичрайтерами власти. Политическая система застряла где-то в 90-х, и в связи с резким ростом вызовов, которые сейчас есть, необходима выработка более гибкой политической системы, которая бы более здраво реагировала на вызовы, в том числе, на подобия жанаозенских событий. Очевидно, новый парламент, где появятся пусть и управляемые, но хотя бы по названию оппозиционные партии, будет более гибким, многоголосым, разнообразным, а это уже само по себе предполагает большую гибкость системы. Последние месяцы работы Мажилиса продемонстрировали полную неспособность парламента решать хоть какие-то значимые для страны вопросы. Мажилис превратился в машину по штамповке одобряющих виз на документы, которые приходили из правительства.

Вопрос: В связи с упомянутой Вами схожести процессов в России и Казахстане можно ли ожидать в республике того, что было у нас после 4 декабря? 80% «Нур Отана» способны вызвать аллергию общества, как у нас 50% у «Единой России»?

Андрей Грозин: В Казахстане, несмотря на параллелизм многих процессов, общество гораздо более архаизировано, деполитизирвано, более патерналистски настроено. Для них слово «стабильность» значит гораздо больше, чем для нашего городского сословия, столичного, в особенности. Они в этом смысле еще находятся там, где мы находились в конце 90-х. Они понимают, что стабильность – это непреходящая ценность, за которую надо держаться, и для них она является гораздо более значимой ценностью, чем какие-то абстрактные ценности другого порядка, тем более, привнесенные извне.

Вопрос: Но таким ценностям сильно подвержено и белорусское общество, однако мы видели акции протеста после последних выборов президента.

Андрей Грозин: Сконструировать извне все эти процессы, безусловно, можно, и то, что происходит в России, на мой взгляд, — это явная демонстрация того, что современное информационное общество гораздо более манипулируемо, чем, допустим, то, которым управляли только через телевизор. Да, внешний импульс, который может инициировать эти процессы, возможен, но я пока не вижу поля для того, чтобы в Казахстане подобного рода процессы можно было бы запустить. Да,появляются совершенно неожиданные вещи, как расстрел на западе Казахстане, которые, мягко говоря, никак не способствует сохранению стабильности в обществе, а, скорее, подрывает стабильность, на которую молится большинство населения. Подобные эксцессы могут повториться по тем или иным причинам. Но есть один маленький нюанс, помимо разницы в ценностных ориентациях. Тут есть и сугубо технологические вещи.

Вопрос: Распространение интернета?

Андрей Грозин: Сколько людей регулярно пользуются сетью в России? Гораздо больше, чем в Казахстане. Казахстанское общество пока в этом смысле гораздо менее подготовлено к тому, чтобы ориентироваться на какие-то «болотно-сахарные» сюжеты. Но это не дает гарантий защиты, однако я не думаю, что в том же «вашингтонском обкоме» кто-то всерьез сейчас заинтересован в том, чтобы раскачать ситуацию в Казахстане.

Вопрос: Почему же? Вслед за Ливией на очереди уже Иран.

Андрей Грозин: Да, многим не нравится, что строит Россия вместе с Казахстаном и Белоруссией, но не настолько, чтобы пытаться действовать так, как в Египте или уж тем более в Ливии. Слишком это далеко, слишком много экономических интересов. Где-то год-два у Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, да и у Туркмении есть на то, чтобы попытаться выстроить более устойчивые политические системы. Там, несмотря на все разговоры о стабильности, все не так просто и не все власть контролирует. Камешек, который может вызвать лавину, может покатиться гораздо быстрее, чем все мы ожидаем.

Кроме того, где Египет и где – Казахстан? Казахстан – государство, зажатое, в первую очередь, между Россией и Китаем. И в Пекине, и в Москве прекрасно понимают, что реализация цветных сценариев несет прямую угрозу национальным интересам. Они будут им противодействовать и использовать самый широкий арсенал методик. Если начнется эффект домино в одной из стран Центральной Азии, а этого, к счастью, не случилось в 2005 и в 2010 годах в Киргизии, то нетрудно предугадать, что «посыпятся» все центрально-азиатские государства. Одной страной дело уже не ограничится. Поэтому и в Пекине, и в Москве, и в Тегеране это прекрасно понимают, стараясь выстроить самые разнообразные механизмы компенсации возможных новых угроз.

Почему ситуация в Казахстане ухудшается последние годы? Не только потому, что есть происки внешних врагов суверенитета. Не они в конечном итоге рушат режимы. Они могут дать толчок тому или иному процессу. Все проблемы, в конечном, итоге, разворачиваются на внутренней почве, и в преддверии смены лидеров в ключевых центрально-азиатских государствах необходимо создать более гибкие системы реагирования на вызовы, включающие не только одного президента и его администрацию, которые за все отвечают, но и правительство, и парламент.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.