Инициатором начавшегося сегодня визита президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Москву стала российская сторона. Приглашение поступило по линии российского президента Дмитрия Медведева. Это говорит о том, что в российско-туркменских отношениях, как минимум за последние полгода, накопился комплекс вопросов.
Мы помним, как в ходе недавнего европейского турне Г.Бердымухамедов твердо выразил готовность строить газопроводы на все четыре стороны света. Тогда Москва не восприняла это заявление болезненно, посчитав его пиаром. Туркменские лидеры делают такие заявления регулярно (как правило, накануне переговоров с «Газпромом»). Но необходимость подтверждения контрактов, заключенных с «Газпромом», причем на достаточно долгосрочный период, все же есть.
Также есть вопрос о формировании закупочной цены на газ. До сих пор контракты заключались по средневзвешенной европейской цене. Но в середине года ожидается заметное понижение мировых цен на голубое топливо: цены на газ идут с некоторым «временным лагом» вслед за нефтяными ценами. «Газпром» может понести финансовые убытки, сократить закупки газа на российской территории. «Газпром» выкупает у Туркменистана около 50 млрд. кубометров газа, и в денежном эквиваленте ожидаемые потери могут составить от 2-х до 3-х млрд. долларов. Это существенная сумма даже для такой крупной компании, как «Газпром».
Другой вопрос – и в нем больше заинтересован Ашхабад – возможность модернизации вооруженных сил республики. В последнее время эта тема крайне актуальна для Туркменистана. Недавно была переписана военная доктрина, были проведены учения на юге страны, вблизи границы с Афганистаном. Есть риски трансляции нестабильности Афганистана на территорию Туркменистана.
Но нейтральный статус страны не дает возможности координировать оборонную политику со своими соседями и с Россией. Неучастие в ОДКБ не позволяет закупать военную технику и готовить кадры на льготных основаниях. Туркменистан закупал вооружение у Украины, но эти закупки не оправдали себя.
Необходимость в модернизации армии стала очевидной после того, как потребовалась ликвидация некоей неопределенной вооруженной группировки чуть ли не в центре Ашхабада в 2008 году. Туркмения использовала военные силы, но привлечение российских специалистов отрицает. По моим данным, такой факт все же имел место.
При этом и Россия заинтересована в расширении военно-технического сотрудничества с Ашхабадом. Туркменистан, в отличие от Киргизии или Таджикистана, способен платить за вооружение твердой валютой и, что называется, сполна.
Кроме того, во время встречи лидеров России и Туркменистана будет рассмотрен гуманитарный блок вопросов. Россия может поднять вопрос о введении безвизового режима. Это должно интенсифицировать экономическое сотрудничество, снизить затраты российского бизнеса. Инвестиционная привлекательность страны и так оставляет желать лучшего, инвестиционное законодательство самое жесткое в регионе. Кроме того, существуют визовые препоны. Поэтому было бы логично вернуться к прежней безвизовой практике.
Могут быть рассмотрены и текущие вопросы, такие как развитие торгового партнерства, массовые закупки продовольствия Туркменистаном. Вероятно, вопрос предоставления финансовой помощи также может быть поставлен. Хотя финансовый кризис коснулся Туркменистана пока в меньшей степени, чем ближайших соседей в Центральной Азии. Тем не менее ряд масштабных проектов, инициированных еще прежним президентом С.Ниязовым, в ближайшем будущем наверняка начнут испытывать недостатки с финансированием.