Когда соперники – два сапога пара
Депутат Европарламента, центристка Яна Тоом часто отмечает свою неприязнь к ультранационалистам консервативной партии EKRE. Вот и теперь она сообщает в Фейсбуке: «Я совершено счастлива, что наши зайчики из ЭКРЭ наконец оказались там, где им самое место – в оппозиции. И, разумеется, меня очень радует провал идиотского референдума».
С другой стороны она никогда не скрывала, что мечтает о сотрудничестве в Эстонии с реформистами, что она и делает, работая в Европарламенте во фракции ALDE (партии Альянс либералов и демократов за Европу) вместе с реформистом Урмасом Паэтом и другими единомышленниками эстонских реформистов – правыми центристами (Ратас, Репс, Симсон).
Ясно, что с EKRE в дальнейшем карьера весьма сомнительна, другое дело – реформисты. Понимая, что избиратель упрекнёт её в дврушничестве, она поясняет: «Партия Ансипа и партия Каллас – вовсе не одно и то же». Но не разъясняет, в чём же отличие? Конечно, Кая Каллас в отличие от Андруса Ансипа не имеет отношения к «Бронзовым ночам». Но партия Реформ ведь имеет! Зато Каллас и реформисты совсем недавно требовали начать ликвидацию обучения на русском языке, полностью эстонизировав детсады, школы и гимназии с русским языком общения и обучения.
Что, кстати, тоже было в планах Андруса Ансипа и реформистов и в 2007 году. Усмирение русской и русскоязычной молодёжи, участвовавшей в спровоцированных тогда Ансипом массовых беспорядках в связи со сносом «Бронзового солдата» в Таллине было одной из основных задач. В том числе надо было устрашить и обеспечить смирение русских и русскоязычных жителей перед намеченным на 1 сентября того же года стартом уже реальной эстонизации русскоязычного образования – началом двуязычного обучения в гимназиях в соотношении 60:40 в пользу эстонского.
О русской школе просто забыли
Но о русской школе, эстонизировать которую совсем недавно требовали реформисты, Яна Тоом сразу даже не вспомнила. Как и не афишируемую (в отличие от прямолинейной партии EKRE) русофобию новых партнёров по коалиции. Впрочем, это естественно, так как борьбу с тем и другим она использовала в основном для карьерного роста.
Такая же была первая реакция на правительственный кризис центристов Марии Юферевой-Скуратовски и Андрея Коробейника (в прошлом реформист). Они даже не обмолвились о русской школе. Первая оправдала случившееся тем, что в оппозиции труднее отстаивать интересы избирателей. Второй надеется, что коалиция реформистов и центристов пойдёт на пользу Эстонии.
И только вице-мэр Таллина Вадим Белобровцев в интервью Елене Повериной в студии издания Postimees вспомнил о преступном замысле эстонской этнократии: «Надеюсь, что ликвидация русского образования не станет главным обещанием новой коалиции». Видать он надеется, что и реформисты отступят, как и EKRE и Isamaa от немедленной эстонизации русской школы: «… прежняя коалиция положительно относилась к возможности продолжения образования на русском языке в школах и детских садах». Увы, но снова речь о возможности и надеждах приостановить эстонизацию, которая тем временем последовательно осуществляется без особой огласки.
«Плачем Ярославны» стал на портале rus.postimees.ee материал «Что будет с русскими школами, если союз Партии реформ и Центристской партии состоится?» журналистов Олеси Лагашиной и Ирины Каблуковой. Ответа на поставленный ими же вопрос они не дают, ограничившись публикацией жалкого «блеянья» опрошенных ими политиков.
Так «толчок» или «пинок»?
Примечательно, что сразу после развала правительства Юри Ратаса в русскоязычных СМИ появились внушительные статьи учёных Тартуского университета – руководителей проекта RITA-ränne, которые пытаются наукообразно втюхивать русскому и русскоязычному жителю мысль о том, почему счастье их детей – в обучении исключительно на эстонском языке.
В статье «Для перехода на единую эстонскую школу необходим толчок» профессор образовательных технологий Тартуского университета лицемерно, да и цинично, заботится о русских: «… у нас до сих пор две школьные системы, что воспроизводит сегрегацию». Так введите полноценное изучение эстонского языка, как и английского в той же русской школе. И весь вопрос!
Но уже совсем с «полицейской» позиции в вопросе окончательного приручения местных русских исходит декан этого же университета Рауль Эаметс – об этом говорит уже заголовок его статьи: «До того, как обсуждать тему интеграции, нужно принять решение, кого впускать в страну».
Наконец, академик (!) и руководитель проекта RITA-ränne Тийт Таммару в статье «Эстонское национальное государство в эпоху миграции» прогнозирует, что «Эстонии не придется зависеть от иммиграции рабочей силы, если приложить усилия для интеграции людей, уже живущих здесь». Господи! Снова ассимиляция под вывесками переплетения и интеграции. Не надоело ещё?!
И возникает смутная ассоциация с тем, что во время немецкой оккупации в 1941-1944 годы в Тартуском университете крайне успешно, как и в нацистской Германии, развивалась евгеника – учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. О вульгарной селекции человека говорят и опыты на людях в нацистских концлагерях.
В любом случае сегодня в Эстонии только усиливается продвижение лицемерной и циничной, добровольной по форме, но принудительной (а куда деваться простому человеку) по содержанию, эстонизации русских и русскоязычных жителей, то есть трети населения страны. Между тем принудительная ассимиляция осуждается Организацией Объединённых Наций.
Это кого-то нынче волнует?