Самый традиционный муфтий России «Традиционные» и «нетрадиционные» мусульмане появились в России с легкой руки верховного муфтия Талгата Таджуддина, который является автором термина «традиционный ислам». Об этом написал аналитик Ильдар Сафаргалиев, анализируя причины появления данного понятия.
Он полагает, что это связано с новой эпохой так называемых 90-х, которая началась с падением «железного занавеса», когда страна лихорадочно бросилась перенимать все заграничное, в том числе и в религиозной сфере. Появление нового термина Сафаргалиев видит вполне оправданным, однако считает его не вполне корректным.
– В ответ на внешне кажущийся убедительным довод оппонентов, что ислам как истина един и не делим, – рассуждает Ильдар Сафаргалиев, – на мой взгляд, было бы, наверное, корректнее употреблять расширенный термин «традиционное понимание ислама», «истинный ислам» или «пророческий ислам», как это предложил в свое время покойный Валиулла Якупов.
«Истинным исламом» во всем мире принято считать ортодоксию суннитского большинства. В аутентичной мусульманской литературе данная ортодоксия обозначается как «ахлю ас-сунна ва аль-джамаа», что для большинства постсоветских россиян звучит как непроговариваемая абракадабра. Это стало второй причиной рождения нового термина. Российскому обществу нужно было предложить нечто удобоваримое, понятное, чем можно было бы оперировать в рамках возникшей дискуссии с импортированными трактовками ислама».
Другими словами, «традиционный ислам» – это вынужденный термин, ориентированный, прежде всего, на аудиторию постсоветских государств. Напомним, что появление термина «традиционный ислам» совпало с началом передела мусульманского религиозного пространства и обострившейся борьбой муфтиятов за мечети. Муфтий Таджуддин стал активно использовать обвинение в приверженности «нетрадиционному исламу» в борьбе со своими оппонентами. Термин взяли на вооружение и другие российские муфтии, а также чиновники и публицисты, что привело к распространению этого понятия в информационном пространстве.