Происходящие в политической, экономической и общественной жизни Беларуси события позволяют утверждать, что, в силу ряда объективных и субъективных причин, «Белорусский проект — 1994» завершился. Последние несколько лет официальный Минск активно осуществлял поиск нового проекта, который без радикальной политической, социально-экономической, идеологической и кадровой ломки позволил бы, с одной стороны, трансформировать «Белорусский проект — 1994» в «Белорусский проект — 2011» таким образом, чтобы во главе нового проекта осталось прежнее руководство, а с другой, одновременно (с трансформацией власти) продолжить консервацию социально-экономической и общественно-политической жизни в стране.
Становление Республики Беларусь как независимого государства произошло в результате распада Союза ССР. Ни элита (за исключением представителей Белорусского народного фронта), ни народ не были готовы к такому повороту событий и не желали его — на референдуме 1991 г. более 90% граждан БССР проголосовало за сохранение СССР. После исчезновения с политической карты Советского Союза белорусская элита, как и элиты других постсоветских государств, столкнулась с необходимостью быстро сформировать государственные институты, самостоятельно определить векторы практической реализации внутренней и внешней политики, приоритеты социально-экономического и общественно-политического развития.
Ключевым моментом «народных ожиданий» в тот период острейшего социально-экономического кризиса, охватившего всю республику, было стремление решить новые незнакомые и сложные проблемы за счет воссоединения бывших союзных республики в единое государство. Политиком, который уловил эту суть народных ожиданий, поднял их на знамя своей предвыборной кампании и предложил российскому руководству, которое быстро ухватилось за эту идею и обеспечило легитимность итогов выборов, т.к. испытывало комплекс вины за распад СССР, стал Александр Лукашенко.
Внутриполитическая составляющая. Во внутренней политике после проведения в 1994 г. президентских выборов ставка была сделана на резкое расширение участия государства как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни страны. Государство было призвано быстро и решительно ликвидировать тот хаос, который воцарился в политической и экономической системе, обеспечить устойчивое политическое развитие и экономический рост страны.
С момента своего прихода к власти Лукашенко сделал ставку на консервацию общественно-политической жизни в стране и исключение из нее любых альтернативных взглядов и крупных фигур. Эта задача была достигнута за счет: а) вытеснения из системной политики оппозиционных общественных объединений и партий; б) монополизации печатных и, что особенно важно, электронных СМИ; в) создания мощного репрессивного аппарата подавления инакомыслия в стране; г) лишения системных источников финансирования оппозиции внутри страны; д) недопущения появления в правящей группировке любой более-менее заметной и политически самостоятельной фигуры.
В результате этих достаточно жестко и системно проведенных в жизнь действий оппозиция оказалась вытесненной на обочину, даже за обочину общественно-политической жизни в стране. Попытки оппозиции уличными акциями расшатать ситуацию внутри государства, со временем перестали вызывать у подавляющего большинства его граждан что-либо, кроме раздражения.
За период 1994-2010 гг. в условиях серьезного внешнеполитического давления за счет серьезной политической и, прежде всего, экономической поддержки России руководству страны удалось реализовать «белорусскую модель» политического и экономического устройства государства. Эта модель принесла свои плоды: Беларусь смогла сохранить политическую и социальную стабильность, избежать эксцессов так называемых «цветных революций», выйти из экономического пике и продемонстрировать хорошие темпы роста. Тем не менее, в настоящее время белорусская политическая система чрезвычайно уязвима, т.к. держится исключительно на авторитете фигуры президента и его поддержке силовыми структурами: партии слабы, парламент и правительство не воспринимаются гражданами как самостоятельные политический и экономический центры. За прошедшее с 1994 г. время руководство страны не предприняло никаких действий по созданию сложной, но устойчивой политической системы, что гарантировало бы страну от потери управляемости.
В настоящее время, во многом «благодаря» разводу с Россией, страна потеряла былую управляемость. Власть перестала быть монолитной командой, разборки наиболее приближенных к первому лицу кланов сотрясают страну и номенклатуру. Налицо идеологический кризис проекта — 1994: идея построения союзного с Россией государства сдана за ненадобностью в утиль, народ и номенклатура в недоумении, провозглашена идея независимости. Однако, насколько эта идея конкурентоспособна? На наш взгляд, на фоне подъема России, укрепления ее авторитета в мире, возвращения на былые позиции, роста благосостояния ее граждан, граждане Беларуси не поддержат ни вариант осажденной Брестской крепости, ни вариант «Восточного форпоста» Запада.
По сути дела, в результате непродуманных действий руководства Беларуси по разрыву уже достигнутых договоренностей с руководством России, в настоящее время страна вновь, как и в 1991 г., оказалась перед выбором пути развития, а политическое руководство страны у разбитого корыта союзной интеграции. Неспособность руководства страны решить элементарные экономические проблемы приводит к тому, что Беларусь все более скатывается к статусу европейской Северной Кореи – черной политической и экономической дыре в центре континента, к которой при негативном развитии событий со временем может быть применена вся западная риторика о «несостоявшемся государстве».