Акценты II 25.09.2012, 17:33 В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Особенности кадровой политики Казахстана
Отставка с повышением
Кадровую рокировку Нурсултан Назарбаев провел по обыкновению молниеносно. Кстати, примерно так же в январе 2007 года Карим Масимов был назначен премьером. Быстро, четко, по-рабочему, без лишних слов и пустых дискуссий. На раз-два. Здесь не принято обсуждать. Здесь принято верить, так будет лучше, потому, что сам знает, что делает и кому что поручает.
Вместе с тем накануне утром только самые посвященные могли лишь попытаться объяснить причину отставки премьера Масимова. Зато во второй половине дня ее уже называли повышением, а его новую должность — главы президентской администрации — второй в государстве. Политологи, правда, тут же объяснили, что она здесь всегда была таковой, хоть и не считалась публичной.
Как бы то ни было, именно о Масимове теперь говорят как о персоне, приближенной к императору настолько, насколько это возможно в принципе. Собственно, во властной иерархии это мало что меняет. Хотя аналитики допускают, что Масимов, снискавший славу антикризисного премьера, теперь должен будет проявить свои лучшие качества, только уже во внутренней политике. Что это значит конкретно, пока знают только Назарбаев и сам Масимов.
Но само по себе это назначение, полагают эксперты, уже свидетельство того, что ситуация в стране у ее лидера вызывает определенную тревогу. Бунт в Жанаозене, расстрел погранзаставы, то там, то здесь погони за террористами — это слишком много для одного года. И с этим надо что-то делать. Не потому, что уже тенденция, а потому, что пока симптом.
Для Масимова это новый фронт работ, в том числе и весьма перспективный. О нем теперь говорят даже как о возможном преемнике. Хотя сам он о себе так не скажет никогда. Во всяком случае, во всеуслышание. Это слишком опасно для репутации. Тылы Масимова, кажется, защищены надежно. Но дворцовые интриги еще никто не отменял. А на Востоке, как известно, их плетут крайне искусно.
Внешне, впрочем, казахстанская элита выглядит монолитом, устремленным к решению сложных инфраструктурных задач развития, в том числе и инновационного. Кстати, именно стагнация этого направления — чуть ли не единственное, что назвали премьерским упущением Масимова. В его новой должности как раз сюрпризы не нужны. Здесь необходимы консерватизм и жесткость. Этими качествами, как о нем говорят, он обладает вполне.
Кадровые перестановки в высших эшелонах власти принято называть рокировкой. Хотя, если строго следовать шахматной терминологии, ее задача не только вывести фигуры на ударную позицию, но и обезопасить короля.
Оценит кадровую комбинацию заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Шейнкман: Не поторопились ли некоторые политологи, которые уже успели назвать Масимова чуть ли не преемником Назарбаева?
Грозин: Конечно, поторопились. Дело в том, что в казахстанской элите, в правящем классе давным-давно сложилась ситуация, при которой разговоры о преемничестве той или иной фигуры чаще всего инициируются недоброжелателями этой самой фигуры. Существует твердое мнение о том, что если ты хочешь создать человеку проблемы, то достаточно пустить о нем слух как о будущем преемнике президента, и у человека появляются проблемы.
Я не считаю, что Карим Кажимканович имеет какие-то завышенные амбиции, спит и видит себя преемником. Во всяком случае, он никогда ни в своих высказываниях, ни в своем поведении не давал оснований президенту усомниться в его абсолютной лояльности.
То, что Масимов почти 6 лет занимал пост премьер-министра Республики Казахстан, — это вообще само по себе показательно. Это рекорд не только по казахстанским меркам, это близко к рекордам вообще на постсоветском пространстве. И то, что сейчас он перешел с повышением, я так понимаю, что Карима Кажимкановича Нурсултан Абишевич воспринимает как абсолютно достойного и лояльного человека, от которого он не ждет каких-то неприятностей.
Шейнкман: Какие функции на него будут возложены в новой должности? Означает ли его перевод, что понадобился антикризисный менеджер и для внутренней политики?
Грозин: Я согласен с вашей оценкой. Администрация президента последние как минимум полтора-два года, мягко говоря, не справляется с новыми проблемами и вызовами, с которыми сталкивается и политическая система Республики Казахстан, и вообще казахстанское общество, это не вызывает сомнений. Иначе не было бы такого количества проблем внутри страны, проблем, связанных с безопасностью.
Такого всплеска террористической активности в Республике Казахстан не знали за все годы суверенитета. Явный прокол предыдущего руководства администрации президента. Здесь понадобился новый антикризисный менеджер. И Масимов, который сумел провести страну через экономический кризис, человек, обладающий неконфликтным характером, в отличие от предыдущего главы администрации, человек, который ориентирован на консенсус, а не на конфликт, подходит на эту должность.