Несмотря на трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. между лидерами Азербайджана, Армении и России, завершившее вторую карабахскую войну, военно-политическая ситуация на линии соприкосновения армяно-азербайджанских сил (включая как на границе Армении и Азербайджана, так и непосредственно вокруг оставшейся части армянонаселенного Нагорного Карабаха) продолжает оставаться напряженной.
Суть происходящего определяется тем, что власти Азербайджана пытаются легитимизировать свой успех во второй карабахской войне путем подписания мирного договора с Арменией на условиях капитуляции. При этом Карабах де-юре и де-факто признается составной частью Азербайджана, проводится делимитация и демаркация межгосударственных армяно-азербайджанских границ на условиях Баку и, наконец, либо Ереван предоставляет «Зангезурский коридор» для беспрепятственного транзита азербайджанских пассажиров и грузов в Нахичевань и Турцию, либо в направлениях Нахичевана и Карабаха устанавливается «зеркальный режим» пропуска товаров и пассажиров (включая, КПП и таможня).
Попытки Армении предложить иную повестку переговоров и вариант мирного договора, где исключается «коридорная логика» в контексте Зангезура (мегринского участка) и иначе обсуждается карабахский вопрос (отложение окончательного статуса на неопределенное будущее по варианту президента РФ Владимира Путина, либо установление международного механизма прямых переговоров между Степанакертом и Баку по вопросам гарантированного обеспечения прав, свобод и безопасности карабахских армян по варианту главы ЕС Шарля Мишеля), как правило, не получают понимания со стороны Азербайджана.
Баку, учитывая сложившуюся благоприятную для себя конъюнктуру (региональную, военно-политическую и энергетическую), грубо торпедирует зыбкие инициативы и надежды армянской дипломатии, что в мае 2021 г. и сентябре 2022 г. приводило к очередным вспышкам азербайджанской агрессии и оккупации части приграничных территорий Армении на юго-восточном направлении. В самом же Карабахе президент И. Алиев провел административно-территориальную реформу и заявил, что отныне для Азербайджана нет понятия «Нагорный Карабах», а есть «Восточный Зангезур» и «Карабахский экономический регион». Несмотря на присутствие в карабахском анклаве РМК, Азербайджан за последние два года неоднократно нарушал режим перемирия согласно заявлению от 9 ноября (включая применение оружия, убийство гражданского населения и военнослужащих, проведение диверсий на объектах энергетических коммуникаций, аннексия новых территорий и, наконец, блокирование Лачинского коридора).
Азербайджан, в надежде на гарантированную военно-политическую помощь своих союзников и партнеров (включая Турции, Израиля, Пакистана) и молчание США и Европы, продолжает политику силового завершения армяно-азербайджанских противоречий (включая по вопросу Нагорного Карабаха, демаркации границ и транспортных коммуникаций).
Армения оказалась в ситуации, когда ее членство в ОДКБ и двусторонние военные соглашения с Россией не гарантируют ей безопасность и защиту от притязаний того же Азербайджана (не говоря уже от Турции). Во всяком случае, об этом свидетельствует практика 2020–2022 гг. Можно, конечно, попытаться понять причины такого отношения российской стороны к Армении. Однако это становится пустой тратой времени, ибо Москва в лице федерального руководства сегодня определяет приоритетом стратегические отношения с Азербайджаном и Турцией, где Армения со своими прошлыми и настоящими проблемами создает одни неудобства.
Некоторые армянские эксперты обвиняют в сложившихся проблемах по линии безопасности Армении (например, недостаток вооружения и техники в армии, дефицит профессиональных кадров в командовании, отсутствие коренной военной реформы) саму власть, а еще точнее – премьер-министра РА Никола Пашиняна. В России же, если послушать главу RT Маргариту Симонян, то Никол продал и предаст все что можно и нельзя, и вообще он агент ЦРУ (это еще мягко сказано, в подлиннике Симонян использует гораздо непотребные выражения в адрес армянского премьера).
Естественно, власть в любом государстве отвечает за государственную безопасность. Со дня прихода к власти в Армении Пашиняна (8 мая 2018 г.) прошло уже почти 5 лет. Хоть и были эти годы весьма сложными в судьбе Армении и Нагорного Карабаха, но Никол Пашинян за это время уже обязан нести ответственность за ситуацию в стране в целом и безопасность в частности. Однако и после прихода к власти, и после тяжелого поражения в Карабахе Пашинян пытался изменить ситуацию в части вооружения армии. При этом главным партнером Армении определялась именно Россия – единственный стратегический союзник и гарант безопасности армянского государства. Но что же получилось от этих стараний Никола?
Россия до 2018 г. щедро вооружала Азербайджан – главного военного противника своего союзника на почти 6 млрд долл. США, что мотивировалось якобы соображениями бизнеса и ничего более. Однако оружие и боевая техника это не помидоры, а чистая политика. Тем более в ситуации, когда соответствующих поставок современных видов вооружения из России в Армению не поступало. Что же изменилось после ноября 2020 г.? Фактически ничего, ибо Россия не стала поставлять новые виды вооружения в Армению с учетом давления со стороны Азербайджана. Более того, Ереван согласно официальным заявлениям армянского премьер-министра внес оплату на сотни миллионов долларов за поставки военного заказа, но и в этом случае Москва не выполнила своих обязательств (теперь сославшись на занятость в проведении СВО на Украине).
В ситуации, когда Россия продавала вооружение и боевую технику Азербайджану, российская сторона мотивировала свою политику соображениями бизнеса и налаживания стратегического партнерства с Баку. В условиях же, когда Азербайджан продолжает военные закупки в разных странах и вышел победителем во второй карабахской войне, Россия вновь не поставляет армянской стороне искомого вооружения с учетом давления Баку и занятости в проведении СВО. Иными словами, армянские интересы пока что игнорируются, либо не замечаются Москвой.
Аналогичная ситуация наблюдалась и по линии ОДКБ. В ситуации двух малых агрессий Азербайджана в мае 2021 г. и сентябре 2022 г. ОДКБ фактически не поддержала своего союзника Армению – ни отправкой миссии, ни адекватным политическим заявлением с признанием факта агрессии. Мотивация – Алиев наш друг и мы не можем за Армению воевать с Азербайджаном (примерно так и весьма честно обозначил позицию президент Белоруссии А.Г. Лукашенко на известном саммите глав стран-членов ОДКБ в Ереване).
И как быть в данной ситуации Армении? Ереван в итоге стал последовательно бойкотировать свое участие в работе ОДКБ в различных формах (то отказ подписывать общую декларацию на ереванском саммите, то не принятие и не участие в запланированных совместных военных учениях стран ОДКБ, то отказ от квоты заместителя генсека ОДКБ). Более того, премьер-министр Н. Пашинян в 14 марта с.г. прямо заявил, что «ОДКБ выходит из Армении». Как может организация выйти из одного из своих членов – понять сложно. Если же попытаться понять смысл слов армянского руководителя, то получается, что ОДКБ, отказываясь от реальной поддержки обратившегося к ней по всем регламентным документам своего члена, фактически выталкивает Армению из состава организации (5–1, то есть интересы Армении не сошлись с интересами всех остальных пяти членов ОДКБ).
В таком случае возникает вопрос, а в чем же смысл дальнейшего пребывания Армении в составе ОДКБ? Если в ситуации с Азербайджаном получилось таким образом, то и с Турцией будет подобная же картина. Других же прямых и потенциальных военных противников и угроз у современной Армении не имеется. В таком случае понятно и недавнее решение Никола Пашиняна об освобождении от должности командующего объединенной военной группировки ВС Армении и России генерал-майора Тиграна Парваняна. А собственно против кого данная группировка будет действовать? Вроде Армения и Россия сформировали объединенное ПВО, но события в сентябре 2022 г. в Джермуке показали, что данная группировка не сработала, армянская же сторона понесла новые потери средств ПВО (включая уничтожение силами БПЛА противника ЗРК-С300).
С учетом известных и неизвестных проблем с обеспечением безопасности Армения вынужденно начало искать если и не альтернативы в вопросах гаранта безопасности, то, во всяком случае, внешнего партнера для закупок вооружения, боеприпасов и боевой техники. В числе подобной категории стран стали не безосновательно называться Индия и Иран (хотя у Армении, очевидно, есть и другие адресаты на Западе и Востоке).
Я помню, как один из боевых генералов в полемике о целесообразности налаживания соответствующего военно-технического партнерства Армении с Ираном еще до второй карабахской войны уверенно утверждал, что иранское вооружение морально и технически якобы устарело (хотя в области ракетостроения, артиллерии и БПЛА Иран намного опережает своих близких и дальних соседей). Но сегодня с Ираном по линии ВТС ведут сотрудничество более сильные, чем Армения, государства, а другие жалуются во все международные инстанции от ООН до ОБСЕ на иранские военные поставки своим противникам.
Сегодня сам Азербайджан, хотя и тешит себя надеждой на гарантированную военную помощь Турции и Израиля в случае военного конфликта с Ираном, но, все же, осознает мощь иранской стороны. На Востоке говорят: «Пока из Ирана привезут противоядие, укушенный змеей умрет». Баку не собирается подставляться иранским ракетам и БПЛА, поэтому и пытается всеми средствами дипломатии и внешнего давления на Тегеран предотвратить возможную эскалацию.
Течет время и все меняется. Одно можно отметить – если государство ставит задачу возродить армию, то вне зависимости от внешних и внутренних преград и проблем (политического, финансового, технического и иного свойства) подобная задача может быть успешно решена в оптимальные сроки. Армения в силу своих очевидных внешних проблем (противоречий) и транспортной уязвимости (например, отсутствия прямого выхода к морю) обязана в целях обеспечения надежного уровня государственной безопасности наладить собственную военную науку и промышленность. При этом исходить в данном вопросе не ситуативно (мол, сейчас с Азербайджаном решим карабахский вопрос, а там нам и армия не нужна), а продуктивно и постоянно. Без сильной армии нет и эффективного государства.
В Москве некоторые эксперты полагают, что Армения якобы решила поменять вектор своей безопасности в ситуации, когда Россия занята СВО на Украине и ей действительно сложно на двух театрах вести одновременную игру. Я не думаю, что Армения способна на такие шаги в ущерб интересам России. Во-первых, Армения не собирается расторгать пакет подписанных с Россией соглашений (включая и по военной линии). Во-вторых, в мире не так и много стран, желающих дать Армении гарантии стратегической безопасности (Запад, включая те же США, исходят из своих интересов на том же Южном Кавказе). В-третьих, Армения никого (включая Россию) не собирается предавать, ибо она в сложившейся ситуации очевидной военной угрозы обязана, прежде всего, задуматься о вопросах собственной безопасности. Если же Россия по каким-то причинам не может в данное время оказать адекватное содействие (помощь) армянскому союзнику, то союзник сам будет вынужден подумать о своих интересах (как говорил Паскаль, «помоги себе сам, и небо тебе поможет»). В-четвертых, Россия этим и отличается от остальных государств, что она великая (в том числе, ядерная) держава и ее статус обязывает параллельно вести игру и на западе, и на юге. В-пятых, что же предлагают критики Армении в настоящее время – сидеть молча, соглашаться со всеми предложениями Азербайджана и Турции и без боя отказаться и от Карабаха и от самой армянской государственности?
В одной из моих статей последнего времени отмечалась целесообразность рассмотрения вопроса вхождения нынешней Армении в состав не союзного государства Россия – Беларусь, а самой Российской Федерации на правах особого статуса национальной республики и при условии вхождения в РФ Нагорного Карабаха в статусе российской области (края, губернии). Правда, данная тема не была поддержана (причем, в самой России). Один из скептиков, например, утверждал, что это невозможно по причинам сложности интеграции народов. И это в ситуации, когда значительное число армянских трудовых мигрантов уже интегрированы в российскую экономику, имеется общность в религии и культуре, присутствуют исторические традиции совместного проживания в составе единого государства (Российской империи и Советского Союза), сохраняется фактическое доминирование России в экономике Армении (в энергетике, транспорте, коммуникациях, горнорудной промышленности, производстве цветных металлов и т.д.), достигнута военная интеграция (наличие в Армении российской военной базы и пограничников, совместной группировки, общее военное образование, присутствие в одном блоке ОДКБ), русский язык и культур интегрированы в армянское общество и государство, продолжается высокая привязка Карабаха к России. Ну, а довод Азербайджан рассердится, просто поразил своей политической импотенцией. Каким образом Азербайджан должен принимать решение по судьбе Армении или России? Армения или Россия каким-либо образом влияют на азербайджано-турецкий лозунг «Два государства – один народ»?
Иными словами, Россия пока недооценивает важность Армении в ее геополитике на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке. Однако в России понимают, что безоговорочное поддержание азербайджанского варианта разрешения карабахского вопроса может спровоцировать потерю для России армянского фактора – и Карабаха, и Армении. Если армяне должны уступить Баку и Анкаре, то зачем же им российская военная база и пограничники? В таком случае Армения окажется подчиненным сателлитом той самой натовской Турции под контролем США и их альянса. Что же в этом случае выиграет Россия?
Надежды русской дипломатии на Реджепа Эрдогана и «турецкое окно» во внешний мир после СВО на Украине могут не привести к ожидаемым результатам для Москвы. Сегодня Станислав Тарасов пока восхищается «геополитическим размахом» президента Эрдогана, который добивается определенных результатов на внешней арене в силу своей гибкой игры на очевидных противоречиях внешнего мира – между Россией и США, США и ЕС, внутри Европы, Китаем и США. Но кто сказал, что Эрдоган и «эрдоганизм» есть вечные категории в рамках турецкой дипломатии?
Вчера турки вынужденно из-за вхождения в таможенное пространство ЕС приостановили транзит санкционных товаров из Европы в Россию, а завтра тот же Эрдоган или его сменщик даст добро на вход той же Финляндии в состав НАТО, что сулит России новыми 1330 км границами с членом данного альянса. Кто гарантировал Москве, что газовый хаб не откроет туркам дорогу в Туркмению, но закроет «русский транзит» в ту же Европу под мотивом Запад (США и ЕС) не пускает и отказывается от потребления сибирского газа.
Однако в свободном мире каждый вправе выбирать свой путь, своего друга и партнера. Надеюсь, этот принцип обоюдный во взаимоотношениях народов и государств. Исключением является тот факт, что учитывая наше общее прошлое и сложившиеся многовековые традиции армяно-русского союза, армяне не могут в своем большинстве воспринимать Россию не иначе, как друга и союзника. Время и события, как и вода, вновь вернутся в свое русло. Важно преодолеть сложное время и сохранить курс на новый союз.