×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/armeniya-menyaet-vektor-bezopasnosti/
Новости
20 ноября
19 ноября
18 ноября
15 ноября
14 ноября
aysor.am
Армения меняет вектор безопасности?

Несмотря на трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. между лидерами Азербайджана, Армении и России, завершившее вторую карабахскую войну, военно-политическая ситуация на линии соприкосновения армяно-азербайджанских сил (включая как на границе Армении и Азербайджана, так и непосредственно вокруг оставшейся части армянонаселенного Нагорного Карабаха) продолжает оставаться напряженной.

Суть происходящего определяется тем, что власти Азербайджана пытаются легитимизировать свой успех во второй карабахской войне путем подписания мирного договора с Арменией на условиях капитуляции. При этом Карабах де-юре и де-факто признается составной частью Азербайджана, проводится делимитация и демаркация межгосударственных армяно-азербайджанских границ на условиях Баку и, наконец, либо Ереван предоставляет «Зангезурский коридор» для беспрепятственного транзита азербайджанских пассажиров и грузов в Нахичевань и Турцию, либо в направлениях Нахичевана и Карабаха устанавливается «зеркальный режим» пропуска товаров и пассажиров (включая, КПП и таможня).

Попытки Армении предложить иную повестку переговоров и вариант мирного договора, где исключается «коридорная логика» в контексте Зангезура (мегринского участка) и иначе обсуждается карабахский вопрос (отложение окончательного статуса на неопределенное будущее по варианту президента РФ Владимира Путина, либо установление международного механизма прямых переговоров между Степанакертом и Баку по вопросам гарантированного обеспечения прав, свобод и безопасности карабахских армян по варианту главы ЕС Шарля Мишеля), как правило, не получают понимания со стороны Азербайджана.

Баку, учитывая сложившуюся благоприятную для себя конъюнктуру (региональную, военно-политическую и энергетическую), грубо торпедирует зыбкие инициативы и надежды армянской дипломатии, что в мае 2021 г. и сентябре 2022 г. приводило к очередным вспышкам азербайджанской агрессии и оккупации части приграничных территорий Армении на юго-восточном направлении. В самом же Карабахе президент И. Алиев провел административно-территориальную реформу и заявил, что отныне для Азербайджана нет понятия «Нагорный Карабах», а есть «Восточный Зангезур» и «Карабахский экономический регион». Несмотря на присутствие в карабахском анклаве РМК, Азербайджан за последние два года неоднократно нарушал режим перемирия согласно заявлению от 9 ноября (включая применение оружия, убийство гражданского населения и военнослужащих, проведение диверсий на объектах энергетических коммуникаций, аннексия новых территорий и, наконец, блокирование Лачинского коридора).

Азербайджан, в надежде на гарантированную военно-политическую помощь своих союзников и партнеров (включая Турции, Израиля, Пакистана) и молчание США и Европы, продолжает политику силового завершения армяно-азербайджанских противоречий (включая по вопросу Нагорного Карабаха, демаркации границ и транспортных коммуникаций).

Армения оказалась в ситуации, когда ее членство в ОДКБ и двусторонние военные соглашения с Россией не гарантируют ей безопасность и защиту от притязаний того же Азербайджана (не говоря уже от Турции). Во всяком случае, об этом свидетельствует практика 2020–2022 гг. Можно, конечно, попытаться понять причины такого отношения российской стороны к Армении. Однако это становится пустой тратой времени, ибо Москва в лице федерального руководства сегодня определяет приоритетом стратегические отношения с Азербайджаном и Турцией, где Армения со своими прошлыми и настоящими проблемами создает одни неудобства.

Некоторые армянские эксперты обвиняют в сложившихся проблемах по линии безопасности Армении (например, недостаток вооружения и техники в армии, дефицит профессиональных кадров в командовании, отсутствие коренной военной реформы) саму власть, а еще точнее – премьер-министра РА Никола Пашиняна. В России же, если послушать главу RT Маргариту Симонян, то Никол продал и предаст все что можно и нельзя, и вообще он агент ЦРУ (это еще мягко сказано, в подлиннике Симонян использует гораздо непотребные выражения в адрес армянского премьера).

Естественно, власть в любом государстве отвечает за государственную безопасность. Со дня прихода к власти в Армении Пашиняна (8 мая 2018 г.) прошло уже почти 5 лет. Хоть и были эти годы весьма сложными в судьбе Армении и Нагорного Карабаха, но Никол Пашинян за это время уже обязан нести ответственность за ситуацию в стране в целом и безопасность в частности. Однако и после прихода к власти, и после тяжелого поражения в Карабахе Пашинян пытался изменить ситуацию в части вооружения армии. При этом главным партнером Армении определялась именно Россия – единственный стратегический союзник и гарант безопасности армянского государства. Но что же получилось от этих стараний Никола?

Россия до 2018 г. щедро вооружала Азербайджан – главного военного противника своего союзника на почти 6 млрд долл. США, что мотивировалось якобы соображениями бизнеса и ничего более. Однако оружие и боевая техника это не помидоры, а чистая политика. Тем более в ситуации, когда соответствующих поставок современных видов вооружения из России в Армению не поступало. Что же изменилось после ноября 2020 г.? Фактически ничего, ибо Россия не стала поставлять новые виды вооружения в Армению с учетом давления со стороны Азербайджана. Более того, Ереван согласно официальным заявлениям армянского премьер-министра внес оплату на сотни миллионов долларов за поставки военного заказа, но и в этом случае Москва не выполнила своих обязательств (теперь сославшись на занятость в проведении СВО на Украине).

В ситуации, когда Россия продавала вооружение и боевую технику Азербайджану, российская сторона мотивировала свою политику соображениями бизнеса и налаживания стратегического партнерства с Баку. В условиях же, когда Азербайджан продолжает военные закупки в разных странах и вышел победителем во второй карабахской войне, Россия вновь не поставляет армянской стороне искомого вооружения с учетом давления Баку и занятости в проведении СВО. Иными словами, армянские интересы пока что игнорируются, либо не замечаются Москвой.

Аналогичная ситуация наблюдалась и по линии ОДКБ. В ситуации двух малых агрессий Азербайджана в мае 2021 г. и сентябре 2022 г. ОДКБ фактически не поддержала своего союзника Армению – ни отправкой миссии, ни адекватным политическим заявлением с признанием факта агрессии. Мотивация – Алиев наш друг и мы не можем за Армению воевать с Азербайджаном (примерно так и весьма честно обозначил позицию президент Белоруссии А.Г. Лукашенко на известном саммите глав стран-членов ОДКБ в Ереване).

И как быть в данной ситуации Армении? Ереван в итоге стал последовательно бойкотировать свое участие в работе ОДКБ в различных формах (то отказ подписывать общую декларацию на ереванском саммите, то не принятие и не участие в запланированных совместных военных учениях стран ОДКБ, то отказ от квоты заместителя генсека ОДКБ). Более того, премьер-министр Н. Пашинян в 14 марта с.г. прямо заявил, что «ОДКБ выходит из Армении». Как может организация выйти из одного из своих членов – понять сложно. Если же попытаться понять смысл слов армянского руководителя, то получается, что ОДКБ, отказываясь от реальной поддержки обратившегося к ней по всем регламентным документам своего члена, фактически выталкивает Армению из состава организации (5–1, то есть интересы Армении не сошлись с интересами всех остальных пяти членов ОДКБ).

В таком случае возникает вопрос, а в чем же смысл дальнейшего пребывания Армении в составе ОДКБ? Если в ситуации с Азербайджаном получилось таким образом, то и с Турцией будет подобная же картина. Других же прямых и потенциальных военных противников и угроз у современной Армении не имеется. В таком случае понятно и недавнее решение Никола Пашиняна об освобождении от должности командующего объединенной военной группировки ВС Армении и России генерал-майора Тиграна Парваняна. А собственно против кого данная группировка будет действовать? Вроде Армения и Россия сформировали объединенное ПВО, но события в сентябре 2022 г. в Джермуке показали, что данная группировка не сработала, армянская же сторона понесла новые потери средств ПВО (включая уничтожение силами БПЛА противника ЗРК-С300).

С учетом известных и неизвестных проблем с обеспечением безопасности Армения вынужденно начало искать если и не альтернативы в вопросах гаранта безопасности, то, во всяком случае, внешнего партнера для закупок вооружения, боеприпасов и боевой техники. В числе подобной категории стран стали не безосновательно называться Индия и Иран (хотя у Армении, очевидно, есть и другие адресаты на Западе и Востоке).

Я помню, как один из боевых генералов в полемике о целесообразности налаживания соответствующего военно-технического партнерства Армении с Ираном еще до второй карабахской войны уверенно утверждал, что иранское вооружение морально и технически якобы устарело (хотя в области ракетостроения, артиллерии и БПЛА Иран намного опережает своих близких и дальних соседей). Но сегодня с Ираном по линии ВТС ведут сотрудничество более сильные, чем Армения, государства, а другие жалуются во все международные инстанции от ООН до ОБСЕ на иранские военные поставки своим противникам.

Сегодня сам Азербайджан, хотя и тешит себя надеждой на гарантированную военную помощь Турции и Израиля в случае военного конфликта с Ираном, но, все же, осознает мощь иранской стороны. На Востоке говорят: «Пока из Ирана привезут противоядие, укушенный змеей умрет». Баку не собирается подставляться иранским ракетам и БПЛА, поэтому и пытается всеми средствами дипломатии и внешнего давления на Тегеран предотвратить возможную эскалацию.

Течет время и все меняется. Одно можно отметить – если государство ставит задачу возродить армию, то вне зависимости от внешних и внутренних преград и проблем (политического, финансового, технического и иного свойства) подобная задача может быть успешно решена в оптимальные сроки. Армения в силу своих очевидных внешних проблем (противоречий) и транспортной уязвимости (например, отсутствия прямого выхода к морю) обязана в целях обеспечения надежного уровня государственной безопасности наладить собственную военную науку и промышленность. При этом исходить в данном вопросе не ситуативно (мол, сейчас с Азербайджаном решим карабахский вопрос, а там нам и армия не нужна), а продуктивно и постоянно. Без сильной армии нет и эффективного государства.

В Москве некоторые эксперты полагают, что Армения якобы решила поменять вектор своей безопасности в ситуации, когда Россия занята СВО на Украине и ей действительно сложно на двух театрах вести одновременную игру. Я не думаю, что Армения способна на такие шаги в ущерб интересам России. Во-первых, Армения не собирается расторгать пакет подписанных с Россией соглашений (включая и по военной линии). Во-вторых, в мире не так и много стран, желающих дать Армении гарантии стратегической безопасности (Запад, включая те же США, исходят из своих интересов на том же Южном Кавказе). В-третьих, Армения никого (включая Россию) не собирается предавать, ибо она в сложившейся ситуации очевидной военной угрозы обязана, прежде всего, задуматься о вопросах собственной безопасности. Если же Россия по каким-то причинам не может в данное время оказать адекватное содействие (помощь) армянскому союзнику, то союзник сам будет вынужден подумать о своих интересах (как говорил Паскаль, «помоги себе сам, и небо тебе поможет»). В-четвертых, Россия этим и отличается от остальных государств, что она великая (в том числе, ядерная) держава и ее статус обязывает параллельно вести игру и на западе, и на юге. В-пятых, что же предлагают критики Армении в настоящее время – сидеть молча, соглашаться со всеми предложениями Азербайджана и Турции и без боя отказаться и от Карабаха и от самой армянской государственности?

В одной из моих статей последнего времени отмечалась целесообразность рассмотрения вопроса вхождения нынешней Армении в состав не союзного государства Россия – Беларусь, а самой Российской Федерации на правах особого статуса национальной республики и при условии вхождения в РФ Нагорного Карабаха в статусе российской области (края, губернии). Правда, данная тема не была поддержана (причем, в самой России). Один из скептиков, например, утверждал, что это невозможно по причинам сложности интеграции народов. И это в ситуации, когда значительное число армянских трудовых мигрантов уже интегрированы в российскую экономику, имеется общность в религии и культуре, присутствуют исторические традиции совместного проживания в составе единого государства (Российской империи и Советского Союза), сохраняется фактическое доминирование России в экономике Армении (в энергетике, транспорте, коммуникациях, горнорудной промышленности, производстве цветных металлов и т.д.), достигнута военная интеграция (наличие в Армении российской военной базы и пограничников, совместной группировки, общее военное образование, присутствие в одном блоке ОДКБ), русский язык и культур интегрированы в армянское общество и государство, продолжается высокая привязка Карабаха к России. Ну, а довод Азербайджан рассердится, просто поразил своей политической импотенцией. Каким образом Азербайджан должен принимать решение по судьбе Армении или России? Армения или Россия каким-либо образом влияют на азербайджано-турецкий лозунг «Два государства – один народ»?

Иными словами, Россия пока недооценивает важность Армении в ее геополитике на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке. Однако в России понимают, что безоговорочное поддержание азербайджанского варианта разрешения карабахского вопроса может спровоцировать потерю для России армянского фактора – и Карабаха, и Армении. Если армяне должны уступить Баку и Анкаре, то зачем же им российская военная база и пограничники? В таком случае Армения окажется подчиненным сателлитом той самой натовской Турции под контролем США и их альянса. Что же в этом случае выиграет Россия?

Надежды русской дипломатии на Реджепа Эрдогана и «турецкое окно» во внешний мир после СВО на Украине могут не привести к ожидаемым результатам для Москвы. Сегодня Станислав Тарасов пока восхищается «геополитическим размахом» президента Эрдогана, который добивается определенных результатов на внешней арене в силу своей гибкой игры на очевидных противоречиях внешнего мира – между Россией и США, США и ЕС, внутри Европы, Китаем и США. Но кто сказал, что Эрдоган и «эрдоганизм» есть вечные категории в рамках турецкой дипломатии?

Вчера турки вынужденно из-за вхождения в таможенное пространство ЕС приостановили транзит санкционных товаров из Европы в Россию, а завтра тот же Эрдоган или его сменщик даст добро на вход той же Финляндии в состав НАТО, что сулит России новыми 1330 км границами с членом данного альянса. Кто гарантировал Москве, что газовый хаб не откроет туркам дорогу в Туркмению, но закроет «русский транзит» в ту же Европу под мотивом Запад (США и ЕС) не пускает и отказывается от потребления сибирского газа.

Однако в свободном мире каждый вправе выбирать свой путь, своего друга и партнера. Надеюсь, этот принцип обоюдный во взаимоотношениях народов и государств. Исключением является тот факт, что учитывая наше общее прошлое и сложившиеся многовековые традиции армяно-русского союза, армяне не могут в своем большинстве воспринимать Россию не иначе, как друга и союзника. Время и события, как и вода, вновь вернутся в свое русло. Важно преодолеть сложное время и сохранить курс на новый союз.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 апреля 2023

Глобальная безопасность предполагает сохранение региональной стабильности. И наоборот, обострение напряженности в том или ином регионе (а тем более, конфликты) способны подорвать глобальный мировой порядок и спровоцировать новую большую войну. Южный Кавказ наряду с Ближним Востоком и Балканами традиционно включает в …

1 марта 2023

Характер отношений между государствами вытекает из приоритетов национальных интересов (или интересов, которые обозначаются правящим режимом как «национальные» в конкретный исторический период). Современная Россия, как крупное государство и правопреемник СССР, старается сохранить за собой право особого присутствия и влияния на постсоветском …

17 января 2023

Вот уже более месяца с 12 декабря 2022 г. Азербайджан начал транспортную блокаду (а, по сути, осаду) Нагорного Карабаха на отрезке Лачинского коридора недалеко от г. Шуши, перешедшего под контроль Баку по итогам Второй карабахской войны. За это время ни …


Ваш браузер устарел! Обновите его.