«На фоне событий, которые периодически происходят на границах практически всех государств ЦА, говорить о создании какого-то регионального механизма коллективной безопасности пока не приходится», — сказал в интервью IPP Андрей Грозин, российский эксперт, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.
IPP: Каковы основные вызовы и риски для Центральной Азии в 2014 году и каковы меры для их предотвращения?
Здесь все достаточно просто, весьма банально, эти риски перечислялись десятки раз. Все связано с Афганистаном. Чаще всего эксперты связывают вызовы, которые могут встать перед Центральной Азией в наступившем году, именно с этой страной и с проблемами, которые там будут обостряться по мере изменения ситуации. С одной стороны, понятно, что в апреле состоятся президентские выборы, но не совсем понятно, кто на них победит и что за этим последует, примут ли участие в этих выборах силы, оппозиционные официальному Кабулу, и если примут, то в каком качестве.
Переговоры официального Кабула с талибами то начинаются, то откладываются, то замораживаются, то начинаются вновь. Не совсем понятна позиция относительно апрельских выборов Мухаммеда Омара (Мулла Омар) и людей, близких к руководству исламского движения «Талибан». Кого они поддержат, будут ли они участвовать либо выступят против выборов, признают эти выборы, или после выборов начнется новый всплеск гражданской войны в Афганистане, никому точно не известно, ситуация достаточно подвешенная.
То же самое можно сказать о перспективах военного иностранного присутствия в этой стране. Понятно, что американцы существенно сократят свой воинский контингент, как и европейцы: европейцы в большей мере, а американцы — в меньшей. Но ясно, что полностью уходить из Афганистана западная коалиция не хотела бы, а тот торг, который сейчас ведется официальным Кабулом о новом договоре, это пока только торг.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что так или иначе Карзай и те, кто его сменят, заинтересованы в том, чтобы определенная часть иностранных военных оставалась в стране. Но здесь есть существенные риски для Центральной Азии, и они заключаются в том, что неясно, сколько иностранных военных там останется, но ясно, что их будет меньше, чем сейчас, соответственно, уровень безопасности снизится, а он и так в Афганистане оставляет желать лучшего. Уровень нестабильности в Афганистане, так или иначе, будет проецироваться на центральноазиатс
Чем будет заполняться этот вакуум внимания Запада в отношении Центральной Азии, который очевиден в 2014 году? Китаем в большей мере, Россией в меньшей мере, очевидно, что на этом вновь образующемся поле будут работать и другие игроки — это Турция, Иран, Саудовская Аравия, Индия, возможно, другие страны Азиатско-Тихооке
Появление новых игроков на центральноазиатс
Я думаю, что эта смена внешнеполитическ
Понятно, что те проблемы, которые существовали достаточно давно, проблемы, связанные с неурегулированно
Перестрелка в Баткене, которая сейчас активно обсуждается, является, на мой взгляд, как бы это печально ни звучало, вполне ожидаемым и предсказуемым вызовом, который тоже, очевидно, станет одним из трендов 2014 года.
Изменение внутриполитическ
Все, о чем я сказал ранее, — это общерегиональные проблемы, которые касаются всех пяти стран Центральной Азии, кого-то в большей мере, кого-то — в меньшей. Это же можно сказать об экономических проблемах, которые будут для центральноазиатс
Все-таки не совсем понятна ситуация с тем, как будут развиваться экономические макропроцессы. Закончился ли кризис, или он переходит в новую фазу, каких изменений ожидать на мировых рынках энергоресурсов, как изменятся вообще сырьевые мировые рынки, которые являются очень важными для всех стран постсоветской Центральной Азии, поскольку они выступают игроками только в этом сегменте мировой экономики, и так далее — это проблемы, которые коснутся всех.
А есть те проблемы, которые, скажем так, актуальны для тех или иных государств. Тут можно говорить достаточно долго, есть несколько основных трендов, которые в текущем году будут актуализироватьс
Для казахстанской элиты, как и для элиты Узбекистана, именно эта проблема гораздо более значимая, актуальная, чем все остальные вопросы, касающиеся внешнеполитическ
Для Кыргызстана, я думаю, актуальной останется проблема способности политического класса хоть сколько-нибудь эффективно решать многочисленные проблемы, которые есть в экономике и социальной сфере этой страны.
Это то, что касается общих, больших блоков проблем и вызовов 2014 года. А есть масса текущих, мелких моментов для каждой страны, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут вырасти в очень серьезную проблему, конфликт или вызов, как те же приграничные стычки, например, каждая из которых, потенциально, может закончиться локальным военным конфликтом.
Собственно говоря, сейчас уже есть основания говорить, что тот же приграничный конфликт в Ворухе был спровоцирован не только криминальными составляющими или застарелыми проблемами отсутствия делимитации, демаркации границы, удары-то ведь были нанесены по возможности начала реализации локального транспортного проекта, позволяющего ослабить зависимость отдельных населенных пунктов Кыргызстана от таджикских транспортных коммуникаций. То же самое есть и в других регионах Центральной Азии.
Узбекистан, не считаясь с затратами, вовсю строит транспортные коммуникации, которые позволят ему обойтись без таджикских железных и автомобильных дорог, это те же проекты строительства железнодорожного направления на Фергану, Наманган, минуя таджикскую территорию. Стремление Узбекистана ослабить свою транспортную зависимость от соседей, от Таджикистана, в первую очередь, порождает намерения Таджикистана реализовать свои транспортные проекты. Идет конкуренция гидроэнергетичес
Туркмены, афганцы и таджики собираются строить дорогу через Афганистан, связывающую эти государства. Есть «многострадальны
То есть это все я говорю к тому, что по мере приближения реализации странами верховья – Кыргызстаном и Таджикистаном – своих энергетических и транспортных проектов будут обостряться взаимоотношения с соседями. Я не говорю о том, что в начавшемся году эти проблемы породят какое-то серьезное противостояние, необязательно, но в 2014 году вероятность таких конфликтов, вызовов выше, чем это было в 2013.
Региональные выборы при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к каким-то серьезным проблемам. У каждой страны таких мелких, локальных проблем, которые имеют, условно говоря, судьбоносное значение, «вагон и маленькая тележка». Те же события в Жанаозене, произошедшие в конце 2011 года, наглядно показали, что даже в государствах региона, которые на всех углах до этого рассказывали о социальной стабильности, о беспроблемном существовании населения своих стран, не всегда подобные разговоры соответствуют действительности
Любой незначительный конфликт в случае неадекватной или недостаточной реакции центральной власти в любой стране постсоветской Центральной Азии способен перерасти в очень серьезный вызов и проблему.
О том, что Ферганская долина — это пороховая бочка Центральной Азии, за последние десять лет не говорили только самые отсталые эксперты, изучающие регион. Да, это банально, но на самом деле от того, что это банально, это не перестает быть фактом. Именно вокруг этого региона, очевидно, будут разворачиваться все возможные неприятные события.
Отдельно хотелось бы сказать о Таможенном союзе. Я считаю, что пока можно говорить более или менее определенно о том, что наметились серьезные перспективы вхождения в Таможенный союз Кыргызстана. У Таджикистана очень большие проблемы. Дело ведь не только в настроениях Душанбе, дело и в настроениях действующей тройки Таможенного союза. Ни в Астане, ни в Москве, про Минск говорить не буду, потому что недостаточно владею информацией, нет абсолютного убеждения в том, что с присоединением Таджикистана следует торопиться и что вообще вопрос так следует ставить, хватает нерешенных вопросов и неопределенносте
По поводу Кыргызстана-то есть сомнения, а по поводу Таджикистана этих сомнений гораздо больше. Что самое интересное, с течением времени количество этих сомнений увеличивается, находится все больше людей и в Москве, и в Астане, которые эти сомнения озвучивают.
По Кыргызстану есть сомнения, но я думаю, что до мая, как было обещано, позиции сторон по поводу Дорожной карты как-то прояснятся, и тогда можно будет уже более определенно говорить о том, каковы будут сроки и условия вступления Кыргызстана в Таможенный союз.
Другое дело, есть ведь определенные позиции, от которых обе стороны переговоров пока отходить не готовы. Я имею в виду, с одной стороны, позицию Кыргызстана по новым условиям перетока трудовых ресурсов, созданию стабилизационног
Поэтому оставлять какие-то форточки, дырки в заборе Таможенного союза, пускай и очень важные для той или иной страны, было бы, на мой взгляд, совершенно нелогично и, по большому счету, похоронило бы саму сущность Таможенного союза.
Мы не дипломаты и можем говорить прямо. Для чего создавался Таможенный союз? Для того чтобы создать определенные трудности для товаропотока со стороны наших друзей-конкурент
Как две стороны будут решать эти вопросы, пока я себе представить не могу. Слишком важны и для стран участниц Таможенного союза, и для Кыргызстана эти взаимные вопросы. Но очевидно, что какой-то компромисс будет найден просто потому, что Кыргызстан, как мне представляется, действительно в реальности заинтересован в том, чтобы стать полноценным членом Таможенного союза, добиться статуса не какого-то промежуточного, непонятного участника этого союза, а полноценного члена с теми правами, которые за собой это членство несет в экономической сфере. Кроме прав, естественно, есть обязанности, ответственность, а с этим, как известно, у элиты Кыргызстана есть определенные проблемы.
Я думаю, что все-таки вопрос разрешится, опять же повторюсь, просто потому, что у экономики Кыргызстана вообще есть только два варианта интеграции: или с Таможенным союзом, или с Китайской Народной Республикой. Других вариантов нет. Самостоятельно, опираясь на собственные ресурсы, как это было последние 23 года, республика может жить, но это не развитие, а топтание на месте, даже скорее откат назад, проедание экономических ресурсов, которые достались стране после распада Советского Союза, что не может продолжаться до бесконечности. Если жить так, как живется сейчас, как живется последние пять-десять лет, то ресурсы очень скоро закончатся, развития не будет, и Кыргызстан станет полноценной страной третьего мира со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Возможность развития существует только в рамках двух очерченных направлений, к примеру, стать составной частью китайской экономической зоны влияния. Тут есть и плюсы, что греха таить, китайская экономика уже сейчас становится первой экономикой мира, но есть определенные минусы: сырьевая провинция — это все-таки статус, который не предполагает серьезного развития каких-то высоких технологических укладов экономики. Если это устраивает элиту Кыргызстана, то тогда да, конечно, надо становиться полноправным экономическим придатком китайской экономики и все.
Если же есть какие-то надежды на развитие, стремление выйти из этой негативной бесконечности, в которой находятся кыргызские экономика и государственност
Безусловно, не следует идеализировать тот же Таможенный союз. Да, есть множество рисков, очевидно, что после того, как Кыргызстан вступит в Таможенный союз, рай на отдельно взятой территории Кыргызской Республики не наступит. Жизнь меняется очень медленно, и макроэкономическ
Смягчить вызовы, связанные с безопасностью, естественно, сможет только ОДКБ, больше никаких серьезных механизмов нет. К самой Организации Договора о коллективной безопасности существует масса обоснованных претензий. По большому счету, ОДКБ еще ни разу не имела возможности продемонстрирова
Единственный момент — это лето 2010 года, небезызвестные проблемы на юге Кыргызстана. Тогда ОДКБ оказала очень ограниченную помощь, ограниченную в том смысле, что да, были поставлены определенные технические средства, была оказана материальная помощь, и только. В тот период этого явно было недостаточно, и эта недостаточность позволяет многим говорить о том, что ОДКБ не слишком эффективна в этом смысле.
Другое дело, что у ОДКБ по большому счету не было еще возможности реально поучаствовать в разрешении тех или иных проблем или вызовов. Как это может происходить, пока никто не знает. Активная фаза событий в Джалал-Абаде, Оше, в Узгене протекала всего в течение трех-четырех суток, а по тогдашнему, еще неизмененному уставу ОДКБ, возможность адекватной и быстрой реакции на подобные события была очень затруднена.
Изменения, которые были внесены в уставной документ ОДКБ, сейчас теоретически позволяют ускорить процессы реагирования на внешние вызовы. Но все равно, честно говоря, на мой взгляд, они до сих пор остаются достаточно громоздкими. Но, опять же, все познается в сравнении. Возможность реагирования других международных структур, призванных обеспечивать безопасность, будь то по линии Организации Объединенных Наций, будь то по линии Шанхайской организации сотрудничества, не говоря уже о Североатлантичес
Мы сейчас находимся в достаточно сложной ситуации в том смысле, что ОДКБ плоха, очевидно, но все остальное еще хуже. Кроме того, нет опыта реагирования на вызовы, на возможность реализации того же миротворческого потенциала, тем более в ситуации, когда проблемы возникают между странами, которые являются членами ОДКБ, как это сейчас происходит между Кыргызстаном и Таджикистаном. И что в такой ситуации делать господину Бордюже? Я не представляю себе ответа на этот вопрос.
То же самое, кстати, относится и к конфликтам, которые могут возникнуть по линии стран-членов ОДКБ, с одной стороны, и стран, которые недавно были членами ОДКБ и перестали ими быть, с другой. Как в случае локального конфликта действовать организации? Этот момент не совсем понятен.
Но у ШОС нет и такого миротворческого потенциала. Антитеррористиче
Я думаю, что ОДКБ движется в правильном направлении. По крайней мере, с административной
На фоне событий, которые периодически происходят на границах практически всех центральноазиатс
Пока, к примеру, Афганистан не является такой угрозой. С одной стороны, я не разделяю взглядов оптимистов, которые говорят, что ничего не будет: либо талибы вообще не придут к власти, либо, если придут к власти, займутся своими внутренними проблемами, а не Центральной Азией. Но я не склонен излишне драматизировать ситуацию, говорить, что не сегодня-завтра из Афганистана придет нестабильность, начнутся массовые акции террора, полезут боевики и так далее. Дело в том, что процесс перетекания нестабильности из Афганистана на территорию сопредельных государств, Центральной Азии, ряда иранских провинций и Пакистана будет растянут во времени на многие месяцы. Просто из месяца в месяц ситуация будет ухудшаться.
Не будет каких-то танковых атак через границу Афганистана и Таджикистана, будет постепенное, но неуклонное общее ухудшение состояния безопасности, которое, повторюсь еще раз, может быть растянуто на месяцы, а может быть, даже и на годы.
Чем хуже будут идти дела в Афганистане, тем нестабильнее и хуже будут идти дела в государствах, непосредственно граничащих с Афганистаном. Чем дальше государство от афганских границ, тем больше у него будет времени на то, чтобы попытаться отгородиться от этой нестабильности, ползущей с юга.
Но самостоятельно все центральноазиатс
Даже сложение их потенциалов, о чем мы до этого говорили, вряд ли что-то кардинально способно изменить. Вспомните ситуацию весны 2001 года накануне убийства Ахмад Шаха Масуда, когда талибы готовились к окончательной зачистке последних плацдармов, последних участков, контролируемых Северным альянсом, они готовились к штурму Панджшера. Тогда ситуация в столицах центральноазиатс
В Узбекистане готовились к мобилизации, в Казахстане Секретарь Совета безопасности сначала говорил, что ничего страшного не произойдет, а буквально через неделю говорил о том, что очень рассчитывает на помощь ОДКБ и Министерства обороны РФ. Вторжение западной коалиции в Афганистан изменило эту ситуацию, все позабыли тогдашнее время. Сейчас постепенно, на другом этапе, на другом витке развития, с другими исходными данными мы в определенном смысле возвращаемся к тому периоду. Еще раз повторюсь, что этот процесс не будет каким-то одномоментным.
Анна Капушенко (IPP)