×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/andrey-grozin-tadjikskie-manevry-vokrug-bazy-za-i-protiv/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

– В отношении ситуации, складывающейся в республиках Центральной Азии по отношению к вопросам. связанным с размещением иностранных военных баз, в первую очередь, хотелось бы выделить, конечно же, подходы, которые демонстрирует в последнее время Душанбе. Ясно, что Таджикистан, с одной стороны, заявив о стремлении участвовать в так называемом транзите грузов из Европы в Афганистан, во-первых, продемонстрировал свою приверженность так называемой антитеррористической коалиции, с другой стороны, продемонстрировал свою приверженность к возможному получению финансовых средств. Это ясно. И здесь, что называется, ничего того, что заслуживало бы осуждения, нет. Те же самые подходы мы можем наблюдать и в Киргизии, и в Узбекистане, и в Казахстане, да и, собственно, в Российской Федерации. Но вопрос, как мне представляется, стоит несколько шире.

Во-первых, из пяти постсоветских Центрально-азиатских государство, за исключением Туркменистана, все остальные государства являются странами – членами Организации Договора о коллективной безопасности. Во-вторых, все они являются странами – членами Шанхайской организации сотрудничества. И в той и в другой организации ведущими силами являются. с одной стороны, Российская Федерация, с другой стороны, Китайская Народная Республика.

Мы прекрасно понимаем, что, во-первых, вокруг нынешнего обострения ситуации в Афганистане складывается не только сугубо геополитическое противостояние (хотя и это имеет место быть), но и вопросы, связанные с безопасностью всего материка и всего континента. И ясно, что каждое небольшое и не слишком влиятельное государство, стремящееся играть свою самостоятельную роль, извлекать свою прибыль из мирового геополитического расклада, стремится выбиться из общемирового, общеконтинентального концерта держав. И ясно, что тот же Таджикистан сейчас занимается ровно тем же. Ясно, что после того, как база военно-воздушных сил Соединенных Штатов в Манасе превращается в сугубо гражданский объект, наши американские друзья заинтересованы в том, чтобы получить более-менее полноценный военный объект на территории других государств региона – Таджикистана, Туркмении или Узбекистана. И в данном случае та готовность и, я бы даже сказал, поспешная готовность, которую демонстрирует Душанбе по отношению к этим планам, как минимум, вызывает определенную настороженность.

Я полагаю, что в самой ближайшей перспективе и по линии Организации договора о коллективной безопасности, и по линии Шанхайской организации сотрудничества к Душанбе подобного рода вопросы, связанные именно с этой поспешностью, будут заданы.

Ясно, что и материальная составляющая этих вопросов для той же небогатой страны, которой является Таджикистан, остается весьма и весьма значимой. Лишние 20, 30, 50 млн. долл., которые можно получить за счет торговли своей территорией, это весьма неплохие деньги с точки зрения той же таджикской, например, политической элиты. Но ясно и то, что подобного рода торги, как мне представляется, они имеют место и эффективны только до определенного предела. А пределом таковым является вопрос, который может и, скорее всего, и будет задан на ближайшем саммите Организации Договора о коллективной безопасности и, что скорее всего, по линии двусторонних связей таджико-российских и таджико-китайских, вопрос о совместимости подобного рода меркантильных подходов с союзническими обязательствами.

Скорее всего, мы сможем в ближайшее время наблюдать либо очень серьезную, подпитанную вопросами извне, трансформацию таджикской, узбекской, киргизской и туркменской позиций, либо будет наблюдаться дальнейшее обострение отношений именно по отстаиванию своих подходов, исходя из материальных стимулов.

Американцы и их европейские союзники могут в значительной мере удовлетворить запросы элит постсоветских Центрально-азиатских государств в деньгах, но смогут ли они удовлетворить запросы. связанные с обеспечением безопасности, это, конечно, большой вопрос. И этот вопрос мы, скорее всего, сможем наблюдать буквально в течение ближайших недель, максимум, месяцев.

Ясно, что та система нестабильности, которая сейчас существует в Афганистане и Пакистане, будет транслировать вызовы стабильности и продуцировать дальнейшие конфликты все дальше и дальше на Север. Это уже происходит, как минимум, в течение последних двух-трех месяцев. И очевидно, что по мере разрастания конфликтного потенциала Афганистана миграция этой нестабильности будет наблюдаться и в дальнейшем.

Именно с точки зрения уравновешивания этой нестабильности, с одной стороны, и сугубо меркантильных запросов элит постсоветских азиатских республик и будет складываться дальнейшая архитектоника стабилизации ситуации, либо дестабилизации ситуации во всей Центральной Азии.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 февраля 2024

Президент Киргизии Садыр Жапаров призвал госсекретаря США Энтони Блинкена не вмешиваться во внутренние дела республики. Комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «Ситуация складывается достаточно интересно. С одной …

4 августа 2023

…Общеизвестным фактом является то, что Иран обладает все-таки значительно меньшими ресурсами влияния в Центральной Азии, чем, например, ведущие мировые центры силы. Он граничит только с Туркменистаном, но с двумя странами региона, с Узбекистаном и с Таджикистаном, его связывают глубокие, близкие …

20 марта 2023

В ноябре 2022 года Вашингтон официально заявил, что Соединенные Штаты с 29 по 30 марта 2023 года совместно с Коста-Рикой, Нидерландами, Южной Кореей и Замбией проведут второй “Саммит за демократию” (The Summit for Democracy). Среди приглашенных будут главы государств, представители …


Ваш браузер устарел! Обновите его.