25 апреля 2025 года в подмосковном городе Химки состоялась Общероссийская научная конференция-форум «Культура и религия: вклад в победу в Великой Отечественной войне».
Организаторами события выступили Всемирный русский народный собор, Московский государственный институт культуры (МГИК), Международная исламская миссия.
Мероприятие прошло в конференц-зале Московского государственного института культуры, где собрались духовные деятели, учёные, общественники, студенты.
Открытие Общероссийской научной конференции-форума «Культура и религия: вклад в победу в Великой Отечественной войне»
ознаменовалось приветственными обращениями организаторов и почётных гостей.
И.о. ректора МГИК, заслуженный работник культуры Луганской Народной Республики Дмитрий Сергеевич Сидоров отметил, что язык культура и вера являются тремя столпами государства.
Отстаивая свои ценности, мы защищаем наше молодое поколение от деструктивных идеологий, сторонних влияний. Такие мероприятия очень важны, ибо они подчеркивают нашу целостность – православных, мусульман, представителей других традиционных конфессий, показывают, как мы едины, и что мы не дадим никому посягнуть на наши святыни – веру, язык и культуру,
– сказал Сидоров.
Заместитель Главы Всемирного русского народного собора, член Общественной палаты Российской Федерации Сергей Юрьевич Рудов в своем приветственном слове трижды провозгласил «Христос Воскресе!», после чего поблагодарил собравшихся и сказал о важности выбранной для конференции темы, поскольку в Великой Отечественной войне мы победили не только оружием и твердым духом,
Именно вера в Бога как основа внутреннего устройства и культура как свод общих, исторически сложившихся ценностей позволили нам сплотиться, чтобы победить врага, Важно донести до нашей молодежи то состояние единства, слитности народа, которые ощущали наши деды, прикрывая друг другу спины и отдавая жизнь друг за друга, не деля никого по вере и национальности. Это и было, и остается нашим главным культурным кодом,
– подчеркнул Рудов
Протоиерей Дмитрий Казанцев выполнил торжественную миссию, зачитав приветственное слово митрополита митрополита Крутицкого и Коломенского Павла.
Именно духовенство различных конфессий вносило значительный вклад в поддержку морального духа солдат во время Великой Отечественной войны, воспитывая чувство долга перед Отечеством и укрепляя веру в нашу победу. Главная цель сегодняшнего собрания заключается в формировании правильного понимания исторических фактов среди молодого поколения. Мы обязаны передать молодежи знания, которые стали основой современной государственности России,
– указал в своем приветственном адресе владыка Павел.
Взаимоотношения православных, мусульман и представителей других конфессий у нас в России имеют свою историческую подоплёку с первых дней формирования нашего государства. Оно у нас многонациональное и многоконфессиональное. И как жить дружно, согласно в таком обществе, мы могли бы научить многих, ибо у нас многовековой опыт слаженности в работе и защите своей Родины,
– отметил в своем приветственном слове Председатель Централизованной религиозной организации «Международная Исламская Миссия» Шафига Ауесович Пшихачев.
Сопредседатель Союза православных женщин, член Общественной палаты Российской Федерации Наталья Вильевна Дмитриевская в своем выступлении отметила, что важно осознавать не только накануне 80-летия Великой Победы, но и всегда, что нас объединяет любовь к Богу, любовь к своей стране, все ценности, перечисленные в президентском указе № 809, – они все основаны на любви, начиная с первой ценности – жизни, и продолжая семьей, которая должна быть полной, многодетной, где есть и мама, и папа, и к этому мы должны стремиться.
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, заведующий сектором по взаимодействию с Воздушно-космическими силами России протоиерей Константин Юрьевич Татаринцев в своей приветственной речи рассказал о священниках, взявших в свои руки оружие, чтобы защищать Отечество, не щадя своей жизни. Также он сообщил, что время войны одна только Ленинградская епархия собрала более 3-х миллионов рублей, и на эти средства были сформированы танковая колонна, которая именовалась «Дмитрий Донской», и авиационная эскадрилья под названием «Александр Невский».
Война проявила возможность быть представителям разных конфессий плечом к плечу. И католикам, и протестантам, и евреям. К слову сказать, синагога была во время войны и молельным домом, и бомбоубежищем, и даже моргом. И многое было сделано мусульманами. Колхозники Казахстана, Киргизии до 1944 года перечислили 50 миллионов рублей для ленинградских детей. По тем временам это гигантские деньги. В Узбекистан из осажденного города было эвакуировано 200 тысяч маленьких ленинградцев,
– это лишь немногие факты, перечисленные протоиереем Константином Юрьевичем Татаринцевым в ходе конференции.
Докучаев Алексей Владимирович – профессор, заведующий кафедрой истории и философии Московского государственного института культуры, представил свой доклад «Осмысление войны в русской философской культуре».
Алексей Владимирович предложил присутствующим целую палитру мнений писателей и философов о войне от пацифистских высказываний до представлений о войне как об основном факторе, определяющем будущее человечества. Не без сожаления, но приходится признавать, что любое фундаментальное изменение системы права как в мировом, так и в региональном контексте, происходит через военное столкновение.
Иерей Василий Лосев – секретарь епархиального совета Одинцовской епархии, помощник епархиального архиерея по правовым вопросам, руководитель Юридической службы Московской митрополии, директор и член Управляющего Совета Фонда по восстановлению порушенных святынь Московской епархии, настоятель Никольского собора г. Красногорска, руководитель секретариата Подмосковного отделения ВРНС, вступил с докладом «Вклад православного духовенства в победу в Великой Отечественной войне».
Иерей Василий Лосев подчеркнул, что Церковь к началу войны была практически истреблена – сохранилось всего 3800 приходов, осталось 7 официально действующих архиереев, верующие не смели заявить о себе. Но несмотря на это духовенство смогло поддержать народ молитвой, укрепить веру в победу и в самих себя у людей как на фронте, так и в тылу. Огромный вклад в развитие отношений Церкви, государства и народа в те суровые военные годы внес митрополит Сергий, В 1943 году добился у Сталина открытия в банке специального счета для пожертвования Патриархии, иерархов и духовенства на нужды Красной Армии. К 1945 году сумма церковных средств, направленных на борьбу с советского народа с фашистскими захватчиками, составила более 300 млн рублей, в сегодняшнем эквиваленте это более чем 35 млрд рублей. Церковь участвовала также в эвакуационных процессах, сборах и отправке посылок на фронт.
С докладом «Роль патриарха Сергия и патриаршества в Победе в Великой Отечественной войне» также выступил протоиерей Дионисий
Казанцев – председатель Епархиальной ревизионной комиссии, секретарь Одинцовского епархиального управления, член Епархиального совета. Он рассказал о судьбе Сергия Старгородского, который в течение 17 лет был местоблюстителем Патриаршего престола. Примечательно, что когда в 1943 году состоялась его встреча с И.В. Сталиным, и генералиссимус спросил, почему в Церкви так плохо с кадрами, то Сергий Старгородский ничего не сказал про большой террор, а лишь ответил: «Мы в семинариях готовим священников, а они потом становятся маршалами Советского Союза». Именно после этого беседа перетекла в более мягкое русло, Сталин стал вспоминать о своей учебе в семинарии, а встреча продлилась до трех часов ночи за разговорами по делу и о разном.
Когда Сергий Старгородский входил на Патриарший престол, то он сказал, что Патриаршество для него – это момент полного со-распятия Христу и отдачи себя своему народу. Всего около года Патриарх Сергий был на Патриаршем престоле, но успел сделать очень много. На его воззвания о сборах откликались люди. Он говорил, что радость государства – это наша радость, за что его осудила русская эмиграция, придумав слово «сергианство» и придав ему тень некого предательства, в то время как Патриарх Сергий служил Отечеству и своему народу.
Сафаргалеев Ильдар Фаатович – заведующий отделом Исламских исследований Института стран СНГ, представил вниманию участников конференции доклад на тему «Вклад российских мусульман в Великую Победу: духовный аспект».
Ильдар Фаатович подчеркнул, что советская власть знала об особенностях отношения мусульман к своей земле, и поэтому уже в начале войны рассчитывала на помощь регионов с преобладанием мусульманского населения. С этой целью стали открываться мечети, и в 1942 году состоялся съезд представителей мусульман Татарстана, Башкирии, Москвы, Поволжья, Средней Азии, Сибири и других регионов Советского Союза. Съезд принял решение призвать своих братьев по вере к борьбе, к сбору средств, труду. Сама война была объявлена джихадом, то есть священной. Войной за веру и за родину. Мусульманский общины сыграли огромную организационную роль в военных и гуманитарных сборах, эвакуационных мероприятиях и других нуждах военного времени. Ну и, конечно, воевали плечом к плечу. Те же танковые экипажи все были много национальные. И победа была одна на всех.
Сопредседатель Союза православных женщин Сипягина Елена Александровна в своем докладе «Вклад православных женщин в Победу в Великой Отечественной войне» рассказала о русских женщинах – велики медицинских сёстрах, молодых, пылких, бесстрашных, рвущихся в атаку вместе с солдатами и даже вдохновляющими их на это –такой была Римма Иванова, ей навсегда остался 21 год; о женщинах-партизанах, связистках, работницах военных заводов, стоящих у гигантских станков; пилящих лес и копающих лес, копать противотанковые рвы и траншеи на прифронтовых территориях; санинструкторах, передвигавшихся на переднем крае линии фронта, метких снайперах.
В годы Великой Отечественной войны многие монашесвующие активно молились, просили Божией помощи и заступничества, и ходатайства Пресвятой Богородицы за родное Отечество. Они также внесли свой огромный, духовный и деятельный вклад в военное дело: предоставляли свои помещения для военнослужащих, собирали денежные средства для поддержания и развития армии, заботились о раненых, активно участвовали в боевых действиях, несмотря на то, что в начале войны положение монашествующих еще было очень сложным и опасным.
Сколько их, душу положивших за други своя? Тайных молитвенников, творивших подвиг любви и милосердия в годы Великой Отечественной. Воинский подвиг монахинь Брянского Петро-Павловского монастыря Кесарии (Ксении Алешиной) и Виталии (Дарии Барабановой) удалось восстановить на основе рассказов насельниц монастыря Ксения Ивановна награждена медалями: «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги» и «За победу над Японией». Кроме того, за личные подвиги она представлена к правительственной награде — ордену «Красная Звезда». К наградному списку монахини следует добавить медаль «За боевые заслуги», Патриаршую грамоту, орден Отечественной войны II степени и юбилейную медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в 1946 году монахини Кесария и Виталия вернулись в родную Петро-Павловскую обитель, открывшуюся в годы Великой Отечественной войны. Кесария продолжала работать медсестрой, Виталия трудилась на швейной фабрике,
– рассказала Елена Александровна.
Член Бюро Президиума ВРНС, главный редактор детского литературного журнала «О, Русская земля» Ганичева Марина Валериевна выступила с докладом «Значение духовного наследия Федора Ушакова в памяти о Великой Отечественной войне».
Марина Валериевна рассказала о работе Ушаковского движения на данном этапе. Как соединить в восприятии современного ребенка настоящее и прошлое, Великую Отечественную войну и нынешний день, которые такие разные, но неразделимые? У ушаковцев и их наставников, еще со времен основателя движения – отца Марины Валериевны – знаменитого писателя, общественного деятеля, историка Валерия Николаевича Ганичева, подход особый. Путь к сердцу ребенка всегда идет через сердце и через образ. Итак, ушаковцы стали по всей стране собирать тексты писем с фронта и распространять их среди тех, у кого они могли не сохраниться. И вот вообразите: у вас дома фронтовые портреты дедов и прадедов и … письма с фронта, пусть чужие и пусть адресованные не вашей бабушке или прабабушке. Но, говорит Марина Валериевна, этот проект, соединяет всю страну в могучий Бессмертный полк. И в этом состоянии нам подвига наших героев никогда не забыть. Ни нашим детям, ни внукам, ни правнукам. Потому что у нас всех есть письма и фотографии, есть наша живая память. Вот что такое помнить по-ушаковски!
Пухначева Екатерина Юрьевна – доцент, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музейного дела Московского государственного института культуры, представила аудитории доклад «Роль музеев в победе в Великой Отечественной войне».
Екатерина Юрьевна рассказала, что одной из главных задач в начале войны стало создание стационарных и передвижных музеев на патриотическую тему. Среди музеев, созданных в Москве буквально в первый год войны, был Политехнический. Причем, он выполнял не только научно-просветительскую работу, но и образовательную. Здесь учили радистов, телефонистов и телеграфистов. И были два бомбоубежища как часть музея. К сожалению, здание и экспонаты пострадали от налётов.
Примечательно также, что Государственный исторический музей был открыт почти сразу после того, как Москва оказалась в безопасности, и уже через неделю заработала первая выставка. Сотрудники музея делали все, чтобы собирать живые свидетельства войны по горячим следам и всех призывали к этому.
Екатерина Юрьевна также напомнила о судьбе Эрмитажа, большая часть коллекции которого была эвакуирована. Но часть осталась, и сотрудники заботились о ней, живя прямо в музее. Сорок три человека из них во время блокады Ленинграда погибли.
С докладами также выступили:
Иерей Михаил Кривошеев – ответственный по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Восточного
округа г. Москвы, с докладом «Роль религии в аспекте духовного воспитания военнослужащих как залог Победы в Великой Отечественной войне;
Бояров Ильдар Юнирович – заведующий кафедрой религиозных и гуманитарных дисциплин МРО ДОО ВО «Исламский Институт имени
Мухаммеджана Хусаинова», с докладом «Вклад правоверных мусульман в победу над немецко-фашистскими захватчиками»;
Булгаков Тимур Лирович – председатель Правления Региональной общественной организации Содействия укреплению правового
государства и гражданского общества «Новое Общество», с докладом «Джихад против Гитлера»;
Хасанов Ахмат Исмаилович – политолог, политтехнолог, член экспертного клуба «Дигория», с докладом «Вклад религиозных деятелей и организаций в Победу в Великой Отечественной войне»;
Куликова Фаина Андреевна – председатель Студенческого научного объединения ФГБОУ ВО «Московский государственный институт
культуры», студент 3 курса, с докладом «Бойцы культурного фронта: библиотеки как центры идеологической и просветительской работы в годы Великой Отечественной войны»;
Козлов Иван Викторович – студент 1 курса библиотечно-информационного факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», с докладом «Священники и монахи – ветераны Великой Отечественной войны».
В заключении конференции основные итоги Общероссийской научной конференции-форума «Культура и религия: вклад в победу в Великой Отечественной войне» подвел председатель Централизованной религиозной организации «Международная Исламская Миссия» Шафига Ауесович Пшихачев.
Он выразил благодатность Московскому государственному институту культуры, в котором была проведена конференция на столь важную тему, актуальную всегда и сегодня снова. В частности Шафига Аесович сказал, и его слова, в первую очередь, были адресованы молодежи:
То братство народов, которое складывалось в России веками, проявилось в Великой Отечественной войне и имеет сегодня свое выражение в зоне специальной военной операции. Как известно, трудные времена рождают сильных людей. И когда они наступают, поднимается скрытая сила нашего народа, нерушимая мощь его единства. Если не ведутся боевые действия на территории Российской Федерации – это не значит, что с нами не воюют. С нами воюют и, к сожалению, будут воевать всегда. Почему? Потому что мы стараемся с вами сохранить дух народа, религиозный дух, свои традиции и ценности, а то, что нам пытаются предложить в виде новых ценностей – делается с определенной целью: чтобы нас не стало, нашего государства, нашего общества. И от поколения к преодолению мы с вами должны понимать. что эта война не прекратится даже с остановкой боевых действий. Война продолжит навязываться нашему народу, она останется внешней угрозой, ибо мы крепкие, ибо мы иные. И мы не поддадимся разрушению, которое уже пытались нам устроить.
Также Ш.А Пшихачев отметил, что Президентский указ 809 – величайший документ, в котором отражена наша государственная идеология, а она заключается в защите наших традиционных духовно-нравственных ценностей. Важно, что в этом ключевом документе отражены этнические, культурные идентичности. И в нем выражена идеология не только верующих, но и неверующих граждан, ведь это тоже часть общества.
Для того, чтобы выжить, мы с вами должны защищать те ценностные ориентиры, которые прописаны здесь. Сегодня сплетение этнических, религиозных культур велико, именно это обеспечивает нас животворящей поддержкой в развитии нашего общества. А когда появляются дети, все ценности, о которых я говорю, обретают особый смысл. Родители берут на себя обязанности передать традиции нашего мира, за которые готов умереть каждый. Так формируется безопасность государства и, значит, безопасность каждого человека в нем – за счет нерушимости этих ценностей,
– заключил Пшихачев.