Украинское государственно предприятие (ГП) «Антонов» в текущем году намерено возобновить строительство тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» без российских комплектующих. Об этом сообщил заместитель генерального директора концерна «Укроборонпром» Сергей Омельченко в интервью телеканалу «Прямой», выдержки которого во вторник опубликованы на сайте Центра транспортных стратегий.
«Мы активно сотрудничаем в этом направлении с несколькими международными компаниями, производящими авиационную технику. Уже сейчас мы на завершающей стадии полной переработки всей электронной составляющей этого транспортного самолета. И надеемся, что она будет окончательно принята инженерной и конструкторской группой ГП «Антонов», чтобы в этом году начать сборку первого самолета», — рассказал он.
Омельченко также подчеркнул, что строительство будет осуществляться без комплектующих российского производства.
Ан-124 «Руслан» — советский турбореактивный транспортный самолет разработки ОКБ имени Антонова, в 1985-1995 годах серийно строившийся в Киеве (17 машин) и Ульяновске (33 машины). Максимальная грузоподъемность — 120 т, максимальная скорость — 865 км/ч, дальность полета с полной загрузкой — 4,8 тыс. км. Часть построенных самолетов остаются на вооружении ВКС РФ, еще порядка 10 «Русланов» эксплуатируются в авиакомпании «Волга-Днепр».
В сентябре 2015 года государственный концерн «Антонов» по распоряжению правительства Украины вышел из украинско-российского совместного предприятия «ОАК-Антонов», что создало для компании «Волга-Днепр» серьезные трудности с продлением ресурса и обеспечением жизненного цикла Ан-124.
В мае 2018 года СМИ сообщили, что Украина направила жалобу на Росавиацию в Международную организацию гражданской авиации. По мнению Киева, одобренная российским агентством воздушного транспорта эксплуатация самолетов «Ан», в том числе «Русланов», без участия украинского концерна «Антонов» создает угрозу жизни и инфраструктуре стран, где используются самолеты этой модели.
Позже член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации Юрий Сытник сообщил о планах России модернизировать Ан-124 «Руслан» и возобновить его выпуск под другим брендом, однако в декабре 2018 года главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов сообщил журналистам, что компания разрабатывает тяжелый транспортный самолет Ил-106 для замены Ан-124 «Руслан», новая машина должна появиться в 2025-2026 годах. По его словам, после изучения вопроса о воссоздании Ан-124 было принято решение создать новый военно-транспортный самолет, который будет соответствовать всем современным требованиям по пилотажному авиационному комплексу, ресурсу и перевозимым грузам. При этом принимаются меры и по поддержанию в летной годности имеющегося парка «Русланов».