«Уж сколько раз твердили миру…»
«5 апреля 2010г. в Государственной Думе Российской Федерации состоялся «круглый стол» Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками на тему: «О развитии двойного гражданства и положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих и временно пребывающих за рубежом».
В мероприятии участвовали представители :
-Министерства иностранных дел России,
-Центральной избирательной комиссии,
-Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан,
— Федерального агентства по туризму, общественных организаций.
Заседание «круглого стола» вел первый заместитель председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Участниками «круглого стола» было отмечено, что в отношении 1,6 миллионов граждан России, проживающих за рубежом, нередко нарушается принцип недопустимости умаления их прав как граждан Российской Федерации.
Кроме того, в странах проживания граждане России также часто дискриминируются в трудовых, имущественных, социальных, родительских правах, праве на образование. На мероприятии был высказан ряд рекомендаций в адрес органов законодательной и исполнительной власти.
В частности, Федеральному Собранию было рекомендовано продолжить законотворческую работу по формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и информационного пространства, направленную на сохранение и укрепление позиций русского языка и русской культуры за рубежом, рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства России по вопросам двойного гражданства в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.
В адрес федеральных органов исполнительной власти были высказаны предложения развивать межгосударственное сотрудничество, направленное на расширение сети филиалов российских высших учебных заведений за рубежом, активизировать заключение международных соглашений Российской Федерации по вопросам взаимного признания документов об образовании, развивать дистанционные технологии в информационном обслуживании граждан России, находящихся за рубежом, по вопросам социальных гарантий, получения ими защиты и покровительства со стороны России, а также принять меры по установлению строгого контроля за деятельностью в России фирм, занимающихся трудоустройством граждан России за рубежом».
Достаточно внимательнее прочитать эту информацию, чтобы понять, что внесенный в Государственную Думу РФ правительственный законопроект относительно соотечественников будет рассматриваться именно в таком ключе. Что это значит?
Россия не может действовать вне рамок :
-а) международного права,
-б) своих обязательств по договорам и соглашениям со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья,
-в) наработанного опыта по структуризации Русского Мира, чему в немалой степени способствовало принятие и практическое применение Закона «О государственной политике Российской Федерации а отношении соотечественников за рубежом».
Какое-либо государство или солидная международная организация высказала какие-нибудь претензии по поводу этого Закона, его трактовок и применения? Что-то не слышал я об этом. По крайней мере ни одной ноты, ни одной резолюции, ни одного парламентского слушания по этому поводу не было.
Вал различного рода оценок после третьего Всемирного конгресса соотечественников относительно правовых точек зрения и формулировок в новой редакции Закона позволил критически оценить его нормы, однако основы, фундамент Закона останется прежним.
И эти слушания свидетельствуют, что граждане России за рубежом и соотечественники иного плана (не имеющие российского гражданства), признаваемые таковыми по критериям происхождения, духовной связи, родства и пр., в конечном итоге получат подтверждение, пролонгацию своего статуса с уделением большего внимания защите и покровительству со стороны государства Российского.
И иного не дано. Конституция РФ не позволяет. Хотелось бы добавить, что задокументированным статусом соотечественников, даже без второго, российского гражданства, обладают ветераны войны, военные пенсионеры и их вдовы, так как выплата им пенсий и пособий определяется не только прежними документами СССР и союзных республик, но и межправительственными соглашениями Российской Федерации со странами СНГ и Балтии. А это тоже должно быть отражено в новой редакции Закона о соотечественниках.
Анатолий Лавритов