Делегации России и Южной Осетии вслед за делегацией Абхазии отказались участвовать в пятном раунде дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе, который должен был начаться в понедельник в Женеве.
Как заявил журналистам глава российской делегации на переговорах, замглавы МИД России Григорий Карасин, «в отсутствие одной из сторон на заседании обсуждать серьезные вопросы безопасности было бы ущербным упражнением».
В то же время он не исключил, что во вторник, 19 мая, представители России и Южной Осетии вернутся за стол переговоров, если это сделают представители Абхазии.
В свою очередь, в заявлении делегации Южной Осетии говорится, что представители Цхинвали прибыли в Женеву прежде всего для того, чтобы обсудить новые угрозы безопасности, которые возникают вследствие ремилитаризации Грузии, а также для подготовки документа о неприменении силы, подписание которого предусмотрено планом урегулирования президентов России и Франции.
Представители Южной Осетии также обратили внимание, что продолжающиеся обстрелы с территории Грузии, а также проводимые в этой стране военные учения НАТО.
«И вот на таком фоне предпринимаются попытки всеми правдами и неправдами добиться пересмотра положения вещей, сложившегося в Закавказье после августа 2008 года, в ход пускаются все новые дипломатические хитрости и уловки», — заявляют в Цхинвали.
В заявлении отмечается, что под надуманными предлогами отменен планировавшийся визит в Южную Осетию сопредседателей Женевских дискуссий, а также сорвана вторая встреча рабочих групп в рамках реализации предложений по механизмам взаимодействия, предотвращения и реагирования на инциденты.
«Следствием упомянутых уловок является отсутствие абхазской делегации в этом зале, что равнозначно отсутствию кворума», — подчеркивается в документе.
По мнению делегации Южной Осетии, складывается впечатление, что имеют место попытки торпедировать работу женевских дискуссий, которые после долгих попыток настройки формата начали приносить первые плоды.
«Не считая возможным принять участие в дискуссии при отсутствии одной из делегаций в существующем формате, мы оставляем за собой право вернуться к обсуждению после прояснения и урегулирования ситуации», — говорится в заявлении.
Между тем представители Абхазии подтвердили свое намерение не участвовать в дискуссиях.
Как заявил министр иностранных дел республики Сергей Шамба, доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в Грузии, который было обещано представить 15 мая, до сих пор так и не появился. «Мы поняли, что это была всего лишь уловка, чтобы мы приняли участие в дискуссиях. Но мы принципиальны в своих требованиях», — сказал он.
Ранее на встрече с сопредседателями Женевского процесса С.Шамба заявлял, что «участие Абхазии в пятом раунде дискуссий зависит от того, насколько новый доклад Генерального секретаря ООН будет отражать существующую реальность».
Абхазская сторона настаивает на том, чтобы в новом докладе Пан Ги Муна не было названия «Миссия ООН по наблюдению в Грузии», и не указывалось «Абхазия, Грузия».
«Абхазия не может считаться частью Грузии, и Генсек ООН тоже не может от имени всей организации заявлять, что Абхазия является частью Грузии», — подчекнул С.Шамба.
Дискуссии по безопасности на Южном Кавказе проводятся в Женеве согласно российско-французскому плану о прекращении огня, положившему конец грузинской агрессии в Южной Осетии в августе 2008 года. Первые четыре раунда состоялись в октябре, ноябре, декабре 2008 и в феврале 2009 года.