Целью признания независимости Абхазии и Южной Осетии был не геополитический эффект, а желание России защитить население этих республик от новой грузинской агрессии, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
«Нам было важно взять под защиту людей, в последние два десятка лет постоянно становившихся жертвами провокаций и покушений. После грузинской агрессии у нас не было планов признавать обе республики. В документе Саркози-Медведева говорилось, что после прекращения огня должен был обсуждаться статус Южной Осетии и Абхазии», — сказал С.Лавров, текст интервью которого журналу «Шпигель» размещен на сайте МИД России.
Отвечая на вопрос о том, почему не началось обсуждение статуса республик, С.Лавров сказал: «Когда Саркози представил этот план в Тбилиси, Саакашвили отказался где бы то ни было обсуждать вопрос о статусе. А потом отказался заниматься этой темой и Совет Россия-НАТО, равно как и Совет Безопасности».
«В конце концов, грузинское руководство заявило, что война не окончена, она будет продолжена – когда-нибудь. С Запада раздались заверения, что Грузии помогут вновь вооружиться. Тогда у нас стало созревать убеждение: мы не сможем гарантировать Южной Осетии и Абхазии даже выживания, если не признаем их независимыми государствами», — подчеркнул глава МИД России.
По его словам, руководство Грузии обращалось «по-шовинистски» с народами Абхазии и Южной Осетии, которые в советскую эпоху оказались в ее составе.
«Территориальную целостность Грузии разрушил сам Саакашвили. Именно в том момент, когда отдал приказ подвергнуть бомбардировке мирный город. Это было преступлением против собственного народа, ибо насилие было направлено против людей, которых Саакашвили до этого называл гражданами своей страны», — заявил С.Лавров.
При этом, отметив некоторое сходство ситуации с Абхазией и Южной Осетией и ситуации с Косово, глава МИД России подчеркнул, что во втором случае война была остановлена с помощью известной резолюции ООН за номером 1244 в 1989 году.
«И Белград ее соблюдал. На косовских албанцев никто не оказывал давления – в отличие от Южной Осетии и Абхазии, никто на них не нападал. Иными словами, для объявления независимости Косово повода не было», — сказал С.Лавров.
Подтвердив приверженность России принципу территориальной целостности, глава МИД РФ обратил внимание на спор о том, как этот принцип соотносится с правом народов на самоопределение.
«До сих пор существует лишь один документ, принятый на Генеральной Ассамблее в 1970 году, в котором затрагиваются вопросы, касающиеся этой темы. Согласно ему каждое государство обязано уважать территориальную целостность другого государства, доколе последнее не применяет силу против национальных меньшинств на своей территории», — пояснил С.Лавров.