Для России пространство СНГ является не «шахматной доской» для геополитических партий, а общим для проживающих здесь народов цивилизационным ареаом, хранящим историческое и духовное наследие, заявляет глава МИД России Сергей Лавров.
«Поэтому не можем согласиться, когда исторически обусловленные взаимо-привилегированные отношения между государствами на пространстве бывшего Советского Союза пытаются выдать за некую «сферу влияния». Если принять такую логику, то под это определение подпадают Европейская политика соседства, «Восточное партнерство» и многие другие проекты Евросоюза, не говоря уже о проектах НАТО, решения по которым принимаются без участия России, без участия стран, на которые они распространяются», — пишет С.Лавров в своей статье для «Дипломатического ежегодника 2008», размещенной на сайте МИД России.
Министр напоминает, что в обсуждениях по статусу Косово европейские партнеры постоянно апеллировали к тому, что Балканы – «европейская проблема», настаивая на особых, привилегированных интересах Евросоюза в этом регионе, причем – не взирая на позицию Сербии.
По словам С.Лаврова, не только у России не только у России есть привилегированные интересы, прежде всего, в отношениях с ближайшими соседями, но и у них в России есть такие же привилегированные интересы. «Не понимать это и пытаться разрушать то, что зиждется на совместной объективной истории, на взаимозависимости и взаимопереплетении экономик, инфраструктуры, культуры, гуманитарных сфер жизни – значит идти против истории», — подчеркивает глава МИД России.
С.Лавров выражает сожаление в связи с тем, что западные партнеры России не смогли по достоинству «оценить постмодернистские по своей сути и очищенные от идеологии тенденции на пространстве СНГ, основанные на стремлении использовать общие ценности, совместный потенциал и наследие в интересах наших народов».
«Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ – это не блоковые, а интегрирующие организации. Отношения в них имеют свою цивилизационную специфику – здесь не давят друг на друга, не выкручивают руки, что далеко не всем на Западе дано понять», — отмечает российский министр.
Он обращает внимание на то, что риторика последних лет мешает западным партнерам видеть, что именно усилиями России удалось свести до минимума – по историческим меркам – негативные последствия распада Советского Союза. «Объективный взгляд на вещи замутняется предрассудками прошлого – поэтому мы говорим о негативной роли застрявших в прошлом советологов в выработке политики ряда западных стран по отношению к сегодняшней России», — пишет С.Лавров.
Глава МИД России задается вопросом, почему единая Европа должна строиться из одного центра, а не на нескольких площадках одновременно?
«Стремление «растащить по кускам» постсоветское пространство и подмять его под себя слишком уж напоминает большевистский метод «зачистки места» для нового строительства («до основанья, а затем…»). Такой метод вольно или невольно направлен на то, чтобы сохранять разделительную линию в Европе и передвигать ее все ближе к российской границе, а мы хотим эту линию ликвидировать, как это было согласовано в ОБСЕ и как об этом мы, по крайней мере, на словах договаривались с ЕС и НАТО», — поясняет С.Лавров.
По его словам, «курс на отрыв от России ее соседей на путях создания национальных государств образца XIX века сулит всей Европе не постмодернистские перспективы, а возвращение в прошлое с его разрушительным национализмом». «Одни и те же стандарты, отвечающие требованиям XXI века, включая права нацменьшинств, должны универсально применяться на всем евроатлантическом пространстве – тогда и не будет вопросов о том, в каком веке мы живем», — отмечает глава российского МИДа.
С.Лавров подчеркивает, что указанные негативные моменты нашли свое закономерное выражение в грузинской попытке силой решить конфликт в Южной Осетии. «Сюда же следует отнести и исторические экстраполяции в нацизм, ставший вершиной саморазрушения Европы, которое удалось предотвратить при решающей роли советских воинов», — добавляет он.
По словам министра, исторические связи стран СНГ, «наши география, экономическая взаимозависимость, цивилизационно-культурная общность дают всем странам Содружества ощутимые конкурентные преимущества. И интеграционные императивы глобализации заявляют здесь о себе с не меньшей силой, чем в других регионах мира».
Кроме того, отмечает С.Лавров, «сфера взаимо-привилегированных отношений не имеет географических пределов, что полезно знать тем, кто хотел бы замкнуть Россию в «скорлупу» постсоветского пространства, к тому же искусственно навязав нам здесь вязкое противостояние».