Круглый стол на эту тему состоялся 25 февраля в Институте стран СНГ
В работе круглого стола приняли участие:
— заместитель директора Института стран СНГ доктор исторических наук, профессор В. Г. Егоров;
— заведующий отделом Молдовы и Приднестровья доктор политических наук С.Я. Лавренов;
— старший научный сотрудник отдела Молдовы и Приднестровья, чрезвычайный и полномочный посланник Г.М. Коненко;
— председатель Ассоциации историков и политологов «Pro-Moldova» С. М. Назария;
— бывший посол Молдовы в Румынии Е.И. Чобу;
— эксперт-международник В.З. Доментян;
— директор Института стран СНГ в г. Тирасполь И.Б. Левицкая;
-заместитель директора Института стран СНГ в г. Тирасполь В.О. Ладункин и др.
В ходе круглого стола обсуждались вопросы:
1. Влияние внутриполитического кризиса на Украине на события в Молдове.
2. Как будет развиваться внутриполитическая ситуация в Молдове вокруг референдума в Гагаузии? Не будет ли политическое пространство в Молдове, как на Украине, дробиться по территориально-региональному признаку в зависимости от геополитического выбора проживающего здесь населения?
3. Какова будет роль Румынии в предстоящих событиях, связанных с подписанием Соглашения между ЕС и Молдовы, а также выборами в Парламент страны? Возможна ли ситуация, когда Запад сделает ставку на радикальный румыно-унионизм как способ окончательного включения Молдовы в евроатлантическое пространство?
4. Как будет развиваться ситуация вокруг Приднестровской Молдавской Республики в связи с названными событиями? Возможна ли полномасштабная экономическая блокада республики?
5. Какой должна быть политика России в сложившейся ситуации?
В ходе обмена мнения эксперты пришли к следующим выводам:
1. События на Украине показали, что Запад перешел от стратегии «мягкой» силы к неприкрытому «принуждению к евроинтеграции», тем самым продемонстрировав, что интеграция с ЕС – это, прежде всего, геополитический, а не экономический проект. «Трансатлантической» Европе нужна на востоке не полноценная интеграция, а контролируемая периферия. Любой документ, подписанный какой-либо страной с Брюсселем – это утрата части её суверенитета, делегирование определенной доли полномочий наднациональным, надгосударственным структурам, созданным в рамках европейского объединения.
Предполагаемое к подписанию Соглашение ЕС и Молдовы со всеми своими приложениями, протоколами, а главное – ссылками на 450 европейских директив, рекомендаций, регламентов, соглашений, – на самом деле, представляет собой нечитабельный массив документов в сотни тысяч страниц, с которыми в короткий срок никому не под силу ознакомиться. Тем не менее, после подписания Молдова будет обязана внедрить у себя в качестве национального законодательства все эти рекомендации, регламенты и соглашения.
2. По мере приближения срока подписания Соглашения, которое ЕС стремится всячески ускорить, перенеся его, вместо осени на конец августа, а также в связи с выборами в Парламент, которые должны состояться 30 ноября, внутриполитическая ситуация в Молдове будет обостряться. Об этом свидетельствует нагнетание обстановки вокруг референдума в Гагаузии, где 98.9% принявших участие в плебисците проголосовали за отложенный статус независимости Гагаузии (то есть, за автоматическое приобретение независимости, в случае утраты Молдовы суверенитета), а 98.47% — за вступление в Таможенный союз. Чрезмерная реакция Кишинева на проведение референдума и его итоги говорит о неуверенности молдавских властей, о том, что они опасаются услышать то, что уже нельзя не слышать. Опросы общественного мнения констатируют, что евроинтеграционный курс поддерживает уже менее половины населения республики. Так что о какой-либо консолидации вокруг европейских «ценностей» говорить не приходится.
22 февраля, несмотря на противодействие Кишинева, прошел съезд гагаузских депутатов всех уровней, утвердивший итоги референдума.
Референдум в Гагаузии, а также сходы граждан в Тараклийском и Бессарабском районах в поддержку поднятых гагаузами вопросов, показали, что в южных районах Молдовы (части исторической части Буджак, другая часть которого входит в Одесскую область Украины), наиболее сильны пророссийские настроения и поддержка идеи вступления страны в Таможенный Союз.
3. Инициирование референдума в Гагаузии, в решающей степени, было заявлениями и действиями Румынии.
В ноябре 2013 года румынский президент Траян Бэсеску назвал присоединение Молдавии к Румынии новым «национальным проектом» Бухареста. А в начале января 2014 года добавил, что Бухарест должен «честно и открыто заявить», что Молдавия — «румынская земля». И хотя эти заявления большинством политиков как в Молдове, так и в Румынии были формально дезавуированы, их необходимо принимать всерьез, хотя бы потому на исходе т. н. перестройки была предпринята попытка реализовать подобный курс на деле.
В этом же ряду необходимо рассматривать решение Конституционного суда Молдовы (декабрь 2013) о признании румынского языка государственным, ссылаясь на Декларацию о независимости.
4. Ситуация в Молдове по мере приближения парламентских выборов в ноябре 2013 г. будет обостряться. Судя по последней информации, официальный Кишинев уже предпринимает упреждающие шаги, чтобы не упустить власть из рук правящей коалиции.
22 января в парламент РМ поступил законопроект о наделении полиции особыми полномочиями на случай несанкционированных массовых демонстраций. По мнению ряда экспертов, подобное нововведение уже не имеет особого смысла, так как молдавское правительство уже заключило с Румынией соглашение, согласно которому румынские правоохранительные органы могут наводить порядок на территории Молдовы.
5. Не менее напряженно складывается в последнее время обстановка вокруг Приднестровской Молдавской Республики. В отношении грузов, следующих транзитом через территорию Украины в адрес экономических агентов Приднестровья, применяются усиленный режим проведения таможенных процедур, которые нарушает обязательства Украины в рамках СНГ и базовые соглашения ВТО. Речь идет о задержки в морских портах города Одесса и города Ильичевск грузов, следующих в ПМР транзитом через территорию Украины.
Позиция официального Кишинева относительно урегулирования, по-прежнему, заключается в «необходимости» вывода из ПМР российских войск и боеприпасов и преобразования нынешней миротворческой операции в «гражданскую миссию под международным мандатом».
Вице-премьер Молдавии по «реинтеграции» Евгений Карпов призвал в ходе переговорного процесса в формате 5+2 перейти к обсуждению проблем из т.н. третьей переговорной «корзины», включающий политические аспекты, а также вопросы безопасности.
Напомним, что согласно официальной повестке дня переговоров, политические вопросы из «третьей корзины» не подлежат обсуждению до тех пор, пока не будут решены все практические вопросы социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем (из первой и второй «корзин»).
Таким образом, Кишинев не намерен отказываться от своей принципиальной позиции об урегулировании конфликта на основе «территориальной целостности» и «унитарного статуса» иот принятого в одностороннем порядке закона 2005 года, «наделяющего» Приднестровье статусом автономии в составе Молдавии.
Соответственно продолжается обострение ситуации в Зоне безопасности, которое выражается в одностороннем блокировании деятельности Объединённой контрольной комиссии. В период, предшествующий парафированию документов между РМ и ЕС, началось возведение по сути дела полномасштабной границы вокруг ПМР: введение режима миграционного контроля на границе с Приднестровьем; модернизация уже существующих таможенно-полицейских постов РМ, утверждение положения о мобильных группах пограничной полиции.
Новым поводом обострения отношения стала ситуация со школами, которые ведут образовательный процесс на территории ПМР, но находятся в ведение Министерства образования Молдовы. Это позволяет молдавской стороне поднимать градус напряжённости и привлекать широкое международное общественное внимание к данной проблеме и обвинять Приднестровье в давлении на данные учреждения.
После последних событий в Украине следует ожидать усиления экономической блокады ПМР. В этих условиях реализация ПМР концепции «Евразийский регион Приднестровье» с целью сближения своей экономики с Таможенным союзом вряд ли возможно без масштабной помощи России.
В настоящее время поддержка ПМР могла бы заключаться в закупке Россией продукции её текстильной индустрии и продовольствия, поддержке экономики Приднестровья дешевыми кредитами. Это не стало бы большим бременем для российского бюджета. В качестве промежуточной меры часть экономики ПМР могла бы развиваться на основе российских госзаказов.