14 апреля Отдел Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ провел в Москве круглый стол-семинар на тему: «Официальный Кишинев и «проблемные» регионы: состояние и перспективы взаимоотношений»
На мероприятии рассматривались следующие вопросы:
1. Поствыборная ситуация в Гагаузии: основные сценарии развития автономии.
2. Перспективы взаимоотношений Кишинева и Приднестровья.
3. Историческая область Буджак в контексте внутри- и внешнеполитическ
4. Возможные модели дальнейшего государственно-т
В работе круглого стола приняли участие:
1. Кюркчу Виталий Иванович, начальник главного управления экономического развития и внешнеэкономичес
2. Левицкая Ирина Борисовна, директор Института стран СНГ (г. Тирасполь)
3. Шаповалов Борис Андреевич, эксперт-политоло
4. Букарский Владимир Валерьевич, руководитель Единого информационно-ан
5. Ермаков Дмитрий Николаевич, доктор политических наук, руководитель Центра изучения проблем постсоветского пространства Российского государственного социального университета
6. Лактионова Наталья Яковлевна, старший научный сотрудник отделения международных экономических и политических исследований Института экономика РАН, кандидат исторических наук
7. Гросул Владислав Акимович, доктор исторических наук, профессор (Москва, Институт российского истории РАН)
8. Саксонов Олег Викторович, кандидат исторических наук, эксперт по военно-политичес
9. Лавренов Сергей Яковлевич, зав. отделом Молдовы Института стран СНГ
В ходе обсуждения эксперты пришли в целом к следующему консолидированно
1. Имплементация Кишиневом Соглашения об ассоциации с ЕС, подписанное в июне 2014 г., а также приход к власти в Киеве националистическ
Углубляющаяся конфликтогенност
Совместное заявление президентов Украины П. Порошенко и К. Йоханниса 17 марта о возможности «размораживания» приднестровского конфликта, означает, что между Румынией, Украиной и Кишиневым фактически заключен альянс с тем, чтобы «принудить» Тирасполь отказаться не только от российского военного присутствия, но и непризнанной государственност
В этом контексте становятся понятными многие аспекты актуальной политики молдавских властей в отношении Тирасполя. В их числе:
а) целенаправленные действия по дискредитации миротворческой операции, чтобы, по словам президента ПМР Е. Шевчука, «породить дополнительный конфликт в Зоне безопасности и выступить с заявлением о ее неэффективности»
б) сближение с НАТО. В конце декабря 2014 г. сенат США одобрил законопроект под названием «Акт о поддержке свободы Украины — 2014», согласно которому Молдавия вместе с Украиной и Грузией получили статус военных союзников США и стали стратегическими партнерами американцев, не вступая в Североатлантичес
в) подобный вектор внешнеполитическ
Таким образом, если ранее Киев занимал в отношении Приднестровья позицию полусотрудничест
г) в этом же контексте необходимо рассматривать меры по экономическому удушению Приднестровья. В связи с эскалацией кризиса на Украине ряд предприятий ПМР уже лишился до 40% своего традиционного рынка сбыта. Несмотря на то, что Украина всё еще является страной-гарантом переговорного процесса в формате 5+2, это не остановило её от введения новых блокадных мер- в частности, запрет на вывоз ряда подакцизных товаров через два ведущих пограничных пункта на приднестровско-у
Ужесточается давление на приднестровскую экономику и со стороны Кишинева. С 2006 г., когда был введен новый порядок для экспортно-импорт
В начале апреля два крупных бюджетообразующи
Кишинев инициировал уголовное преследование в отношении ряда приднестровских импортеров. Ввоз на территорию Приднестровья продукции для внутреннего потребления, в том числе продовольствия, квалифицируется им как «незаконная предпринимательс
Подобные меры привели к существенному сужению сегмента приднестровской продукции на российском рынке. Так, по итогам января 2015 года доля России в экспорте ПМР сократилась до 5,1%, Молдавии — выросла до 56,7%, а ЕС — составила около 32%.
Это явилось прямым следствием того, что непризнанная республика оказалась как бы «между двух огней», являясь объектом блокадных санкций как со стороны Молдавии, так и со стороны Украины, которые используются Кишиневом и его западными союзниками для давления на Тирасполь с целью интеграции Приднестровья в правовое и экономическое пространство Молдавии.
2. Неоднозначно развиваются отношения Кишинева и с Гагаузией, а такжеТараклийским районом, русскоязычным г. Бельцы, а также рядом других районов Молдовы.
Поводом для резкого обострения отношений между Кишиневым и Комратом стал референдум, проведенный в Гагаузии 2 февраля 2014 г., в ходе которого 98.9% принявших участие в плебисците проголосовали за отложенный статус независимости Гагаузии (то есть, за автоматическое приобретение независимости, в случае утраты Молдовы суверенитета), а 98.47% — за вступление в Таможенный союз. Одновременно с референдумом в Гагаузии, сходы граждан в поддержку поднятых гагаузами вопросов прошли в Тараклийском и Бессарабском районах. Эти события продемонстрирова
Референдум в Гагаузии Кишинев объявил незаконным и начал преследование лиц, причастных к его организации. Однако давление из Кишинева не изменило политические предпочтения гагаузского народа. Очередным подтверждением стали прошедшие 22 марта этого годы выборы башкана (главы) Гагаузии. В ходе избирательной кампании участвовали десять кандидатов, причем, по мнению экспертов, большинство из них были настроены лояльно по отношению к нынешним прокишиневским властям. Среди них – такие «тяжеловесы» гагаузской политики как Николай Дудогло, экс-примар Комрата, в третий раз пробовавший свои силы на выборах башкана; Дмитрий Кройтор, бывший глава автономии и другие.
Тем не менее, уже в первом туре победила Ирина Влах, занимающая пророссийские позиции. Приоритетами своей деятельности в Гагаузии считает: во-первых, установление более тесных связей с Таможенным союзом, разблокирование экспорта гагаузской продукции на российский рынок, привлечение инвестиций в традиционные сектора экономики – агропромышленный и текстильный, а также создание новых промышленных производств; во-вторых, всемерная поддержка и развитие малого бизнеса; в-третьих, решение инфраструктурных проблем (водоснабжение, канализация, ирригация), что предполагает создание Агентства регионального развития; в-четвертых, закрепление на законодательном уровне права на внешнеэкономичес
Влах также пообещала содействовать улучшению условий работы трудовых мигрантов в России. С этой целью, в ближайшие четыре года в Гагаузии должны быть открыты филиал Федеральной миграционной службы РФ. Создание новых рабочих мест предполагается осуществить благодаря запуску пяти крупных современных агропромышленных комплексов и 11 предприятий с участием российского капитала. Таким образом, её программу носит преимущественно евразийскую направленность, что получило поддержку большинства избирателей.
Неоднозначным событием стало проведение 6 марта в Одессе Народной рады Бессарабии. По словам учредителей, Рада была учреждена как представительный орган с целью защиты интересов бессарабских общин, проживающих в Одесской области (болгарской, гагаузской, русской, украинской, молдавской и др.). Защита интересов национальных меньшинств, безусловно, важное дело, однако, заявление, прозвучавшее на форуме о том, что «бессарабцы» готовы, в случае вступления Украины в НАТО, объявить о «праве на самоопределение Бессарабии», явно несвоевременно. Это стало поводом для обвинений, последовавших из Киева и Кишинева, в том, что готовится почва для создания Бессарабской республики на базе Одесской области и южных регионов Молдовы. С началом кризиса на Украине, Киев уже обвинил гагаузов и болгар Болградского района Одесской области в сепаратистских настроениях. Подобные заявления звучали и из Кишинева в отношении Комрата в период правления М. Формузала, что, мягко говоря, не соответствовало действительности
3. Неоднозначные политические процессы в Молдове проходят на фоне усугубления экономических трудностей, вызванных подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС. Среди них: падение инвестиционной и инновационной активности; кризис национальной банковской системы; нецелевое использование бюджетных средств и государственных ресурсов, их переток в теневую экономику; дефицит топливно-энергет
Стабильность молдавской экономики сегодня зависит от позиции Европейской комиссии и внешних доноров Молдавии. Недавно был подготовлен документ внешних партнеров РМ по развитию, в котором описаны определенные приоритеты, что она должна сделать, чтобы быть успешной с точки зрения имиджа страны, проведения реформ. Там есть положения, касающиеся и Приднестровья. В частности, прямое указание на то, что Молдавия должна инициировать процесс переговоров с Приднестровьем относительно Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, а также выработать новую концепцию по интеграции ПМР.
В целом, происходящие события свидетельствует о нарастающей напряженности в республике, что требует постоянного мониторинга и анализа экспертов.