25 марта в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) прошел семинар «Проблемы государственно-исламских отношений», на котором основное внимание было уделено исламизму как вызову международной и российской безопасности и методам борьбы с ним.
В дискуссии приняли участие министр-советник (Временный поверенный) Алжирской Народной Демократической Республики Ламин Эль Хадж, советник Посольства Алжира в России Хамид Бензид, Первый Консул Посольства Сирии в Москве Джамаль Наджиб, член Общественной палаты РФ, муфтий г. Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, директор РИСИ Леонид Решетников, экономист-востоковед Владимир Дергачев, исламовед Роман Силантьев, научный сотрудник Сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Галина Хизриева, руководитель Челябинского информационно-аналитического центра РИСИ Илья Аносов, заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев и др.
В ходе работы семинара были рассмотрены вопросы трансформации сознания и культуры ближневосточных стран под влиянием исламистских спутниковых каналов и пропагандистской деятельности отдельных шейхов; угрозы исламизма в России и дружественных ей странах; опыта борьбы с исламизмом в мусульманских странах и предложений для России.
Заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев в своем выступлении, в целом согласившись с исламоведом Романом Силантьевым с позитивной оценкой произошедших за последнее время процессов в российском исламском сообществе, и в Крыму в частности, в то же время отметил неоднозначную ситуацию в среде крымских татар в силу их субъективизма под влиянием трагических событий прошлого, а также деструктивного влияния извне.
В связи с этим эксперт прогнозирует рост уровня религиозности крымских татар, которые субъективно оценивая последние события как наступление для них «трудных времен», вероятно будут чаще аппелировать к Богу. С общечеловеческих позиций и религиозной Ильдар Сафаргалеев считает это благом, однако предостерегает от возможного роста экстремизма в рамках этого тренда и призывает экспертное сообщество по этой причине задуматься о возможной позитивной альтернативе.
В этом контексте, по мнению заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ, на первый план выходит задача выработки т.н. «новых смыслов», опирающихся на позитивную историческую память крымско-татарского этноса, которые могли бы стать альтернативой исламизму — использованию религии Ислам в политических целях.
Эксперт рассказал участникам мероприятия о предпринятой Институтом стран СНГ с целью поиска и опробации указанных подходов в рамках прошедшего 6 марта научно-практического семинара, посвященного возрождению исламской духовной традиции Тасаввуфа на Крымском полуострове.
При этом он отметил в качестве позитивного примера конструктивного взаимодействия различных экспертных центров участие в семинаре Института стран СНГ старшего научного сотрудника РИСИ, кандидата филологических наук Евгения Бахревского, переводчика и автора комментария известного исторического труда «Книга путешествия. Турецкий автор Авлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.)». В своем докладе он показал на примере цитат из указанного классического произведения, что крымские татары в подавляющем большинстве своем исповедовали ислам суфийского направления, который в целом по своей природе чрезвычайно толерантен по отношению к другим верованиям и наименее политизирован.
По мнению Ильдара Сафаргалеева, в непростых сложившихся реалиях, связанных с политизацией определенной части крымских татар и активностью экстремистских мусульманских течений и группировок, исключительно возрождение и развитие издревле присущей населявшим Крым мусульманским этносам духовной традиции Тасаввуфа способно гармонизировать взаимоотношения между представителями различных народов и конфессий.
Завершая свое выступление на семинаре в РИСИ, заведующий отделом исламских исследований призвал экспертное сообщество по примеру Института стран СНГ, который с момента своего создания в 1996 году ведет системную исследовательскую деятельность на Крымском полуострове, имея свои филиалы в Симферополе и Севастополе, присоединиться к поиску альтернативах подходов по «несиловому» противодействию религиозному экстремизму.